И ВОТ КАК ЗВУЧИТ ДАННЫЙ ОТРЫВОК В РУССКОМ СИНОДАЛЬНОМ ПЕРЕВОДЕ:
Рим.1:28–2:9
1:28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,
1:29 так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия,
1:30 злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям,
1:31 безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы.
1:32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
2:1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же.
2:2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
2:3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?
2:4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
2:5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
2:6 Который воздаст каждому по делам его:
2:7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную;
2:8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев.
2:9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и Еллина!
Итак, дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем вновь открывать для себя послание к римлянам святого апостола Павла.
И сегодня перед нами конец первой и начало второй главы.
Мы с вами уже сказали, что в данном послании апостол Павел вначале раскрывает главный тезис, что пред Богом все согрешили. И для начала он говорит о язычниках, об их грехах, и очень красноречива первая часть сегодняшнего отрывка, он пишет:
1:28 И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства,
То есть, как сказал ранее апостол Павел, они осуетились разумом, и от этого грубело их сердце, и они пошли по безнравственному пути, как раз-таки не имея Бога в разуме, ибо поклонялись они творению вместо Творца. И из-за этого предал Бог, пишет апостол Павел, превратному уму.
То есть Бог прекратил открывать себя этим людям, он как бы поставил некий такой временный заслон и предоставил человеку то, о чем современный мир так грезит, о чем грезили так называемые энциклопедисты в конце 18 века, отвергая Бога.
Если до этого это было наказанием Божьим, то теперь человек в безумстве своем сам посчитал для себя, что это будет как бы высшей наградой, оторваться от, скажем так, подчинения воли Божьей, оторваться от той вести, которую Бог направляет человеку, тому образу, который Бог предлагает человеку, образу жизни.
И вот энциклопедисты, такое философское порождение и предтеча французской в кавычках «великой революции», которая затопила в крови как Францию, так и погрузила в наполеоновские войны, потом на долгие десятилетия всю Европу.
Вот это плоды, которые принесло. То, что человек оторвался от Бога и захотел жить своим умом. И апостол Павел пишет, что Бог предал их превратному уму. И вот что они делали. Они делали непотребства и были исполнены всякой неправдой. И далее перечисляется большой список, что они делали. Распри, обман, блуд, корыстолюбие, зависть и так далее, и так далее, и так далее.
1:32 Они знают праведный суд Божий, что делающие такие дела достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют.
То есть они дошли до крайней степени безумия, понимая, да, что такой образ жизни он ведет к смерти духовной и даже физической. То есть это распространяет болезни, распространяет слабость телесную, немощь телесную, но все равно продолжают это делать. Все равно страсть взяла над ними верх, они осуетились умом и вместо следования заповедям Божьим они последовали страстям своим и потакают им.
Соответственно, сегодня мы видим то же самое. Поэтому это послание актуально и для нас сегодняшних.
Во второй главе апостол Павел напоминает, что на самом деле нет ни у кого преимущества пред теми, кого он обличал в предыдущей главе. Потому что действительно пред Богом все согрешили и наказанию за дела греховные подлежат все.
И поэтому, если мы думаем, что мы, знаете, очень часто можно услышать, что я вроде ничего плохого не делал, да, вот там другие люди, вот я никого не убивал, я никого вроде не злословил, не завидовал...
Хотя всё, всё есть, есть и тонкая гордость, и тонкое тщеславие, которое маскируется даже под добродетели, просто мы не навыкли еще видеть это в себе, навыка мы этого не имеем и даже не хотим, не заботимся о том, чтобы его иметь.
Но вот так вот в горделивом сердце думаем, что вроде мы без греха. И почему-то идет такая, знаете, не исповедь, а отповедь у человека современного, что зачем мне эти заповеди, я себя хорошо веду. И зачастую это происходит всё в сравнении, в сравнении как факте легкого осуждения, что они другие плохие, я осуждаю, и я согласен, что они неправы, я так не делаю.
Да, делаем, делаем и в помыслах, и в делах своих. И апостол Павел об этом напоминает нам:
2:4 Или пренебрегаешь богатство благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию?
2:5 Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного суда от Бога,
Вот важные слова:
2:1 Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то́ же.
2:2 А мы знаем, что поистине есть суд Божий на делающих такие дела.
2:3 Неужели думаешь ты, человек, что избежишь суда Божия, осуждая делающих такие дела и (сам) делая то́ же?
Когда мы произносим отповедь, мы невольно осуждаем другого. На самом деле осуждая, акцентируя на каких-то грехах внимание, значит, тот самый грех сидит и в нас. И мы склонны к этому греху не в делах, так в помыслах.
Поэтому пред Богом действительно все согрешили.
И мы пренебрегаем благодать Божию, говоря о том, что мне не в чем каяться. Потому что благодать Божия ведет к покаянию и изменению жизни. А мы думаем, что мы живем лучше всех, и греха на нас нет никакого. Такие отповеди часто можно встретить в жизни повседневной.
2:7 тем, которые постоянством в добром деле ищут славы, чести и бессмертия,- жизнь вечную;
2:8 а тем, которые упорствуют и не покоряются истине, но предаются неправде,- ярость и гнев.
И вот тут, заметьте, важны слова, которые будут важны нам для понимания дальнейших слов апостола Павла. Это как бы конец сегодняшнего отрывка, но он плавно задает тон будущим словам апостола Павла:
2:9 Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое, во-первых, Иудея, потом и *Еллина!
*Эллины — (Еллины в русском переводе) — в оригинале: «грек» (греками их стали называть завоевавшие их римляне).
До этого был сначала Эллин, потом Иудей, а теперь Иудей, а потом Эллин. И здесь идет речь о делающих злое. А вот почему апостол Павел нам предлагает именно такой порядок, сначала Иудея, потом Эллин, это мы узнаем уже далее, читая дальше послание апостола Павла к римлянам.
Итак, дорогие братья и сестры, наша задача — это пребывать в покаянии, молитве, любви и исполнении заповедей Божиих.
Этого хочет от нас Господь. Хочет, чтобы мы все покаялись и пришли в познание истины.
Поэтому будем, дорогие, в страхе Божьем совершать дело своего спасения.
Поэтому будем молиться и помнить о том, что когда мы молимся, мы обращаемся к Богу. Когда читаем священное Писание, Бог с его страниц обращается к нам.
Всем радости, о Господе, и до новых встреч.
Священник Сергий Станиславович (Муравьёв)
Клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском Острове в Санкт-Петербурге.
Магистр теологии, священник-культуролог, ведущий телепрограммы «Читаем Апостол» на телеканале «Союз».
Тексты, которые не были полностью прочитаны или были вовсе не прочитаны, дополнены для полноты контекста.
.
.
ЧИТАЕМ АПОСТОЛ ВМЕСТЕ С ЦЕРКОВЬЮ
СМОТРИТЕ ВИДЕО ПО ССЫЛКЕ:
clck.ru/3Ma3mZ
Нет комментариев