В 30-м псалме царь Давид говорит, что человек приближается к Богу быстрее всего и ощущает Его мощь и крепость тогда, когда находится в трудных обстоятельствах. Иначе, уповая на то, что имеет, он забывает о Боге и в итоге остается посрамленным. Надписание псалма такое: «В конец, псалом Давиду, изступления». Что это значит? Псалмопевец говорит нам о своем преступлении. Когда человек впадает в грех, то есть нарушает заповеди Божии, то оказывается в состоянии исступления, какой-то заторможенности тех невидимых процессов, которые происходят у него в жизни. У царя Давида это было именно тогда, когда он совершил грех по отношению к Урии, убив его из-за жены Вирсавии.
Всякий человек приходит в исступление от беды, скорби или от внутреннего переживания. Конечно, человек возвращается в нормальное состояние только за счет покаяния. Царь Давид хочет показать, насколько был тяжел его грех, сколько ему пришлось пережить из-за этого поражений, испытаний, трудностей. И хотя Господь простил ему этот грех, но за него Псалмопевцу многое пришлось претерпеть, чтобы до конца осознать и, может быть, другим показать, что лучше избежать в своей жизни грех, нежели терпеть такие поношения в течение жизни, то есть находиться, как бы мы сказали, в исступлении.
– А царь Давид понимал, что он совершает грех? Понимал и все-таки совершил его?
– Когда человек находится в страсти (а именно так и было: царь Давид увидел Вирсавию, и страсть к ней захватила его сердце), тогда он не видит греха и стремится удовлетворить эту страсть. Кроме того, он прятал этот грех и наслаждался жизнью до тех пор, пока пророк Нафан не показал ему, какое зло он совершил. Только после этого царь Давид понял, в каком грехе находится, и принес Богу покаяние.
Здесь содержатся очень интересные и глубокие мысли. Псалмопевец всегда очень мудро начинает каждый свой псалом: восхваляет Господа, показывая, насколько в благостном состоянии пребывает человек, когда он находится в мире с Господом, и как Бог являет ему Свою милость.
«На тя, Господи, уповах, да не постыжуся во век: правдою Твоею избави мя и изми мя».
Мы уже рассуждали, прав ли человек, который надеется на другого человека? «Всяк человек ложь», – говорит Псалмопевец: «Не надейтеся на князи, на сыны человеческия, в нихже несть спасения» – другие очень яркие слова царя Давида. Уповающий на Бога останется вовек непосрамленным и, живя в правде, будет избавлен Господом от всех искушений и бед.
«Приклони ко мне ухо Твое, ускори изъятии мя: буди ми в Бога Защитителя, и в дом прибежища, еже спасти мя». Мы не раз говорили, что значит приклонить ухо; Давид очень часто использует это выражение в своих псалмах. Если мы разговариваем друг с другом в ситуации, когда что-то отвлекает, в шуме, мы можем не услышать друг друга, но когда человек другому говорит на ухо, то он обязательно будет услышан, потому что акцентирует внимание на том, о чем говорит. Царь Давид просит Бога, чтобы Господь его услышал в эту трудную минуту: «Приклони ко мне ухо Твое». Иными словами, Псалмопевец говорит: «Прояви, Господи, ко мне Свою любовь, Свое снисхождение, даруй мне Свое милосердие. Будь мне прибежищем и прости меня». Он испытывает большие трудности и понимает, что без Божией помощи невозможно их преодолеть.
«Яко держава моя и прибежище мое еси Ты: имени Твоего ради наставиши мя, и препитаеши мя». Здесь царь Давид говорит, что он уповает именно на имя Божие. Некуда было обратиться Псалмопевцу, не у кого было искать защиты: все восстали против него. И если кто-то уповал на людей, если кто-то показывал силу человеческую, то Давид оставался верен милосердию Божию, любви Божией, имени Божиему и прибегал к защите Бога. И Милосердный Господь никогда его не оставлял.
«Изведеши мя от сети сея, юже скрыша ми: яко Ты еси Защититель мой, Господи». Псалмопевец просит Господа, чтобы Он избавил его от тех сетей, в которые он попал. Здесь говорится о событии, когда сын царя Давида восстал против него: он не думал, что Авессалом восстанет, и не был готов к этим сетям, поэтому в какое-то время удалось свергнуть царя, захватить дом и осквернить ложе его. Давиду пришлось скитаться. И он взывает к Богу: «Только Ты, Господи, можешь избавить меня от тех сетей, которые расставил мой сын!»
Мы всегда говорили, что Псалтирь имеет и таинственное, духовное толкование, здесь много мессианских мест. И, конечно, сети всегда ассоциируются в нашей духовной жизни с сетями врага рода человеческого, которые он расставляет, чтобы уловить в них человека, и потому многие из нас падают в искушения.
«В руце Твои предложу дух мой: избавил мя еси, Господи Боже истины». Давид говорит здесь о силе Божией; он отдает свой дух, свою душу в руки Божии, понимая, что Господь может его избавить от бед и скорбей. Он называет Господа истинным Богом, Который избавляет человека по правде Своей от неправды.
«Возненавидел еси хранящыя суеты вотще: аз же на Господа уповах». Что значат слова «хранящыя суеты вотще»? Здесь говорится о тех, кто уповает на свое богатство, силу, на других людей, на войско. Давид никогда такого упования не имел, все свое упование он возложил на Господа и никогда не предавал Его. Как говорят толкователи, есть люди разные: есть те, кто уповает временами на деньги, временами – на связи и временами – на Господа. Такие люди пребывают в неправде. В истине пребывает тот человек, который постоянно в своей жизни уповает на Бога.
«Возрадуюся и возвеселюся о милости Твоей, яко призрел еси на смирение мое, спасл еси от нужд душу мою». Царь Давид здесь говорит о милости Божией, не только вразумляя каждого из нас, но и взывая к Богу в молитве: «Ты же Сам сказал, Господи, что Ты милосерден по отношению к нам». Это милосердие, которое Псалмопевец выставляет перед лицом Божиим, как бы понуждает Бога быть милосердным и к самому Давиду. Здесь говорится о смирении; не том, которым обладал он в полноте как некоей добродетелью, данной от природы, а о пришедшем за счет испытанных им страданий. Царь Давид смирил себя, свою гордыню: он находится в смиренном состоянии, потому что, по сути, уже лишен и своего царства, и войска, и части народа, отвернувшегося от него.
«И неси мене затворил в руках вражиих, поставил еси на пространнее нозе мои». «Ты избавил меня от врагов моих, вывел из тесноты», – говорит царь Давид, обращаясь к Богу. Псалмопевец находился в тесноте, был в том месте, где скрывался от врагов. Здесь уже Давид обладает свободой.
«Помилуй мя, Господи, яко скорблю: смятеся яростию око мое, душа моя и утроба моя». Когда человек в слезах от покаянного чувства, от нужды, скорби, то у него происходит помутнение в глазах, он уже не может ничего видеть: и душа, и утроба его находятся в таком смятении, в котором находится человек, когда пребывает в трудностях. Святые отцы называют око умом души, а утробу памятью в душе, а в ней как стекаются все сосуды и расходятся, питая его, так и чувства сходятся. Это образ ума нашего, тоже находящегося в смятении. Давид просит Господа, чтобы Господь помиловал, простил и избавил его от этой скорби.
«Яко исчезе в болезни живот мой, и лета моя в воздыханиих: изнеможе нищетою крепость моя, и кости моя смятошася».
Псалмопевец пишет о состоянии душевного и внутреннего потрясения, в котором находится, и сравнивает его с физическим состоянием человека, когда и его кости не могут явить свою крепость, чтобы удержать его – как старец не может опереться на свои суставы, так как они не держат его, так и больной человек, находящийся в расслаблении, не может опираться на свое тело. И Давид говорит, что у него вот такое же состояние, и хотя он обладает физической силой, но уже и стоять не может от своих внутренних и душевных переживаний.
– Грехи тянут вниз.
– И грехи тянут вниз, и в то же время это состояние скорби как следствие его грехопадения. Это тоже приносит человеку некую брань.
«От всех враг моих бых поношение, и соседом моим зело, и страх знаемым моим: видящий мя вон бежаша от мене». Давид говорит о своем состоянии: он становится для всех презренным. Если до этого он был царем, которого все ждали, приглашали в свой дом, с которым было приятно увидеться, и можно было этим состоянием вдохновляться и радоваться, то теперь все изменилось.
Враги радуются падению царя. Языческие государства, народы, которые радовались той высоте, что была у Давида, завидуя ему, теперь же радуются тому, что он лишен всего, презрен. И те, кто знал его, отказываются от него, испугавшись преследования со стороны Авессалома и его военачальников. Если раньше видели царя и радовались ему, то теперь те, кто видит его на дороге, пытаются свернуть с нее, не быть с ним, чтобы и их не убили вместе с Давидом. Вот такое состояние смятения было у Псалмопевца. Это тяжелое состояние!
– Но как точно Давид описывает его, с каким покаянием!
– Да. Но в таком состоянии находится всякий человек, совершивший грех. Из-за него Господь посылает тебе такие наказания, и ты будешь испытывать это состояние – душевное терзание. Это испытывает человек после грехопадения – внутреннюю скорбь, оставленность, когда тебя оставили и близкие, и друзья, посмеявшись и убежав от тебя. То есть человек всегда за счет греха теряет внутреннее равновесие, испытывает терзание в своей душе.
– Но подобные терзания, наверное, может испытывать только верующий человек, который сможет осознать свое грехопадение; бессовестного человека, если он совершил грех, ничто не терзает? Все-таки чувство, приближающееся к покаянному, свойственно людям церковным.
– И верующим, и церковным людям, но я думаю, что в какой-то степени никто не может избавиться от того терзания, которое одолевает его: совесть как некий Закон Божий есть у каждого человека.
«Забвен бых яко мертв от сердца: бых яко сосуд погублен». Как сосуд, если про него забыли, потеряется и может быть разбит, так и о Давиде все забыли.
«Яко слышах гаждение многих, живущих окрест: внегда собратися им вкупе на мя, прияти душу мою совещаша. Аз же на Тя, Господи, уповах, рех: Ты еси Бог мой. В руку Твоею жребии мои: избави мя из руки враг моих и от гонящих мя». Царь Давид, взывая о помощи, говорит: «Бог мой, я уповаю на Тебя, и судьба моя, жизнь моя в руках Твоих!» Только Господь может избавить от тех, кто гонит его.
«Просвети лице Твое на раба Твоего: спаси мя милостию Твоею». Мы уже говорили, царь Давид всегда уповает на милость Божию, которой Господь спасает всякого человека.
«Господи, да не постыжуся, яко призвах Тя: да постыдятся нечестивии и снидут во ад». Господь прощает всякий грех, как говорит царь Давид, кроме бесчестия. Нечестивыми псалмопевец называет еретиков и безбожников; они никогда не спасутся, их наказывает Господь, чтобы другим было неповадно.
Это удивительный псалом, одни из последних в нем такие прекрасные, просто замечательные слова: «Возлюбите Господа, вси преподобнии Его: яко истины взыскает Господь и воздает излише творящым гордыню». Конечно, Бога прославлять могут только те, кто уподобляется Ему.
И завершается псалом так: «Мужайтеся, и да крепится сердце ваше, вси уповающии на Господа». Какие прекрасные слова! Царь Давид еще раз подчеркивает, что даже тот, кто испытывает какие-то трудности и скорби, должен уповать на Господа. Хотя Господь и не сразу явит ему Свою помощь, испытывая его терпение, но никогда не оставит того, кто уповает на Него.
Ведущая Любовь Акелина
Записала Евгения Осипцова
Храни вас Господь!
Беседа с протоиереем Алексием Ладыгиным о Псалтири.
см видео по ссылке:
https://youtu.be/fmCfWrj0avo
Нет комментариев