Мамы
трехлеток обеспокоенно спрашивают друг друга: «Вы уже читаете
«Волшебника Изумрудного Города»?» И, конечно, они читают. Про
Волшебника, про Питера Пэна, про Нильса, игнорируя факт, что эти книги
рекомендованы для младшего школьного возраста.
Отчасти
взрослых можно понять: сейчас, в период расцвета детской литературы,
существует огромный выбор хороших книг, и хочется охватить как можно
больше. Тем более, можно выбрать издания на любой вкус: сокращенные,
адаптированные, с картинками на каждом развороте, которые привлекут
детское внимание. А то, что текст остается текстом не для трехлеток —
что ж, это понятие индивидуальное. Ведь ребенок слушает!
С магазинной
полки маняще смотрит яркий контейнер с «Лего», и вместо обыкновенной
матрешки или кубиков мы покупаем набор деталей «от полутора до пяти»,
ведь малышу вот-вот исполнится полтора. С активной родительской помощью
ребенок несколько раз соединит разноцветные детали в башенку, но в
остальное время «Лего» будет лежать без дела. Пройдет пара лет, малыш
найдет в ванной три бельевые прищепки и продемонстрирует маме с папой
самодельную птичку: так родители узнают, что ребенок дорос до
конструирования. Скоро и «Лего» пригодится.
Школа тоже
предъявляет к детям повышенные требования. Поступая в первый класс,
желательно знать программу первого класса. Сторонники раннего развития
без устали напоминают о том, что детский мозг наиболее восприимчив и
способен впитывать огромные объемы информации в самом юном возрасте, а
согласно названию нашумевшей книги — «После трех уже поздно».
Урок
в группе для детейот двух до трех лет в одном из детских центров
делится на три части: развивающие занятия, физкультура и творческие
игры. Маленького Тимура интересует только сухой бассейн. Едва мамы с
детьми рассаживаются за столом, и педагог предлагает малышам потрогать
карточки с буквой и назвать предметы, начинающиеся на эту букву, Тимур
спрыгивает со стула и устремляется в спортивный зал. Его не интересуют
ни лепка, ни буквы, ни пазлы, ни стишки.
Красная от стыда, мама
идет за мальчиком и водружает его обратно на место, ей хочется, чтобы
сын сидел тихо и выполнял задания, как остальные. Когда после нескольких
посещений педагог мягко намекает ей, что в силу личных особенностей
характера Тимур пока не готов к такому формату развивающих занятий, мама
обиженно заявляет: «Может, его просто не смогли здесь заинтересовать?
Мы поищем другой центр».
А если все, что нужно мальчику в два с
половиной года — не азбука и загадки, а детская площадка с горками,
лабиринт, песочница, домашний спортивный уголок? Не зря ведь так рвется
Тимур в этот несчастный сухой бассейн и готов полтора часа в нем
купаться, кидать шарики туда-сюда и визжать от удовольствия. Может быть,
дома выброса энергии и активной игры не происходит?
Все более
популярным становится способ отмечания детского дня рождения в кафе,
боулинге, аквапарке. Это удобный и веселый вариант для школьников,
любящих шумные игры на большой территории, но довольно странный выбор
праздничной площадки для 3-4-леток, которые в этом возрасте часто
прячутся за родителей, долго раскачиваются и могут испугаться переодетых
аниматоров.
По словам одной из мам, присутствовавшей на дне
рождения, где главной героине исполнялось три года: «Детей два часа
развлекали клоуны, так что они ни разу не подбежали к родителям, и мы
могли спокойно пообщаться за столиками». Получается, для родителей цель
детского дня рождения — спокойно пообщаться? А в чем радость праздника
для малыша?
Куда мы торопимся? Какую ускоренную программу
социализации хотим пройти с детьми? Может, стоит ненадолго остановиться,
насладиться моментами детства и дождаться, когда до некоторых вещей
ребенок дорастет?
Можно настойчиво, сквозь слезы и ругань
добиваться того, чтобы годовалый малыш ходил на горшок. А можно
дождаться 2-2,5 лет, когда он сам спокойно его освоит. Можно несколько
месяцев показывать ребенку карточки с буквами и гордиться тем, что к
двум годам малыш называет 26 букв алфавита. А можно повесить дома плакат
с азбукой и выучить веселую песню про буквы за несколько дней, когда
ребенку будет четыре.
У каждого свой темп развития. Один ребенок
быстро бегает в год, а другой делает первые шаги ближе к 15 месяцам.
Кто-то увлеченно играет с буквами и цифрами и в один день без помощи
каких-либо методик осваивает самостоятельное чтение, а кого-то буквы
заинтересуют лишь на подготовительных занятиях к школе, зато к этому
времени он уже два года будет кататься на горных лыжах и двухколесном
велосипеде.
Севу отдали в школу в 4,5 года. Вообще-то в первый
класс по возрасту должен был идти его старший брат. Но, глядя на Севу,
который в четыре года умел хорошо читать, знал цифры, цвета,
геометрические формы, логически мыслил, без проблем отыскивал отличия на
картинках и умел составлять связный рассказ по иллюстрациям, родители
подумали: «А что, если?» Сделав ставку на одаренность, Севу зачислили в
первый класс вместе со старшим братом.
Он учился на четыре и
пять. Ни оценки, ни поведение на уроках не вызывали вопросов у учителей.
Но удивительнее всего было то, что Сева ничем не выделялся и в лучшую
сторону: не раскрывал особенных способностей, не выдвигался к участию в
олимпиадах или творческих конкурсах. Он просто не отставал.
К
средним классам разница стала заметной. Сева был самым маленьким по
росту и комплекции в своем классе. Ему стало сложнее, чем другим,
общаться со сверстниками, было видно, что они опережают его как в
физическом, так и в психологическом развитии. Чувствовалось, что
мальчику не хватает житейского опыта, чтобы глубже понять некоторые
предметы.
После девятого класса Сева поступил в колледж, но
учиться в нем не смог. Он оказался маленьким в среде незнакомых ему
больших. Сделав перерыв в год, Сева вернулся в школу. Его приняли в
десятый класс того набора, в котором когда-то Сева должен был учиться,
если бы пошел в школу с семи лет. Дальнейший жизненный путь он продолжил
уже со своим звеном.
Детство экстерном — это эксперимент, результат
которого непредсказуем. Это отнимание игры, прыжков на кровати, сотни
слепленных куличиков, сна до скольки угодно в пользу серьезных кружков,
развивающих занятий, подъема по будильнику, загруженного дня. Сложно это
признать, но зачастую торопливое развитие — это просто родительские
амбиции и боязнь не успеть за другими.
Только получается, что
конечной целью такого эксперимента становится парадоксальный результат:
ребенок, который как можно скорее все узнал, многое попробовал и очень
быстро вырос. И, возможно, пропустил свое детство. http://detsadtorg.ru/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев