Попасть на Вогульскую сторону можно через Белоглазовский мост и тогда сразу окажешься на
ул.Колногорова, которую раньше называли Вогульской.
Впервые интерес к "вогульской теме" проявил краевед Иван Павлович Жижелев. В 90-е годы он опубликовал в газете
"Алапаевская искра" две небольшие заметки, в одной из которых упомянул, что в давние времена у подножия горы Ялуниха стоял юрт сотника Акберды Алагузова и вогулы по весне жгли здесь ритуальные костры и проводили свои камлания. Это, конечно, больше похоже на легенду, предание, но старожилы действительно говорили, что в Алапаевске жил такой вогул и это не выдумка, а реальный исторический персонаж.
Захотелось подробнее узнать об этой начальной странице истории нашего города, добыть какие-то конкретные исторические сведения. Прочитав 800 страничный труд краеведа и историка И.Кривощёкова я ничего нового не узнала . Факт, что в 1624 году по правому притоку Тагила, реке Мугаю жили Нейвинские остяки и Мугайские вогуличи, которые составляли Акбердину сотню Алагузова и платили соболями государственный ясак был уже давно известен. Автор ссылался на перепись
М.Тюхина 1624 года.
Заметим, что в переписи инородцы, проживающие на Нейве изначально названы остяками, а на Мугае вогуличами.
У историка Г. Миллера про Алагузова не было ни слова. Тогда я решила лично "прошерстить" первоисточники: переписи и Ясочные книги Верхотурского уезда и тут меня ждал успех, хотя и небольшой.
История у "алапаевских" вогул получается такая...
На чёткий след сотника Акберды Алагузова я наткнулась сразу же в переписи жителей Тагильской слободы М.Тюхина 1624 г.:
" На вотчинных землях сотника
вогулятина Акберды Алагузова, приобретённых по "вогульской
купчей", ямщик Иван Комаров с сыном Ивашкой основали деревню Комарова, где и начали хозяйствовать с 1616/1617 года."
В этой же переписи есть сведения о других вогулах Акбердиновой сотни, продавших свои вотчинные земли по Мугаю. Село Кишкинское образовалось на вотчинных землях вогулятина Драника, земли проданы в 1613/1614 г.;
село Фоминка - на землях вогулятина Турыча, проданных в том же 1616/1617.
Сотник Акберды Алагузов уходит с Мугая, уводя за собой мугайских вогуличей .
Причиной этому, вероятно, послужило то, что на Мугай пришли русские. В 1612 году здесь было образовано первое русское поселение в наших краях - Тагильская слобода.
В Ясочной книге 1626 года указано:
"Невьянские остяки и мугайские вогуличи окладу государственного ясаку с трёх человек по 6 соболей.
Сотник Акберды Алагузов - взято с него 6 соболей. С Синики Чигарёва взято 6 соболей. С Канмурзы на нынешний год соболей не взято умер до ясака.
Его же Акбердины сотни юрть на Невье реке, а в ней живут вогулы, окладу с государственного ясаку по 5 соболей и всего взято государственного ясаку с мугайских остяков и невьинских вогуличей с 14 человек сорок( оброк) 17 соболей, да за два соболя 3 выдры, да прибавки в окладе взят соболь".
В Ясочной книге 1628 года снова отмечен юрт по реке Невье. Это последняя Ясочная книга Верхотурского уезда.
Из записей видно, что сотник Акберды Алагузов имеет два отдельных юрта - на реке Мугай и реке Нейва. Вогуличи называются уже не мугайскими, а нейвинскими, а остяков - мугайскими. Причём сам Алагузов по летописи 1624 года проходит как вогулитянин. Трудно определить количество людей, входящих в Акбердинову сотню. В перепись входили только лица мужского пола, способные платить ясак и не учитывались жёны, дети, престарелые родители и родственники, одинокие старики, больные люди, которые не могли уже добывать пушнину.
В 1629 году официально вводится такое понятие как "ясочная волость", хотя по факту они уже давно существовали.
Ясочных книг больше нет. Сведения о ясочных волостях проходят по разным статистическим документам Верхотурского уезда. Данные за 1629 год опубликованы в восьмом выпуске "Пермской старины"
А.Дмитриева.
Во главе ясочной волости Мугайских остяков и Нейвинских вогуличей по-прежднему стоит
Акберды Алагузов. В Мугае тоже отмечены вогулы с двенадцатью вогулятами.
Это последние упоминание про стольника Акберды Алагузова и нейвинских вогуличей. В последующие годы количество ясочных волостей сокращается, но Ясочная волость на Мугае в количестве двух человек упоминается до 1681 года. Последний раз ясак был уплачен одной красной лисицей.
Нет никакого сомнения, что жили на территории нашего города вогулы Акбердиновой сотни. Обратимся ко второй заметке И.П.Жижелева. Вот он как-то знал всегда, где стоял юрт Акберды Алагузова, но никогда не указывал какие источники ему это поведали. Статья кажется мне интересной, т.к. в ней указана дата.
Пыталась найти источник, но увы...
" В 1601 году верхотурский воевода Дмитрий Зубарев на берегу
Синюйчахи, где стоял юрт Алагузова основал ясочную волость во главе которого поставил прежнего остяцкого сотника Акберды Алагузова, перешедшего на службу русского правительства.
Сюда поступала пушнина со всей округи. Часть пушнины местное население отвозило в Кыртомскую юрть в обмен на товары. Первая
Синюйчахинская волость существовала до 1822 года, хотя в ней не осталось ни одного вогула".
( опубликовано в "Алапаевской искре" в 1991 году).
Будем этой заметке доверять и думать, что эти данные взяты из серьёного источника, возможно из мгоготомной Пермской переписи Шишонко, который никаких источников тоже никогда не указывал.
По крайне мере она не противоречит истории края.
Город Верхотурье образован в1597 году на месте древнего вогульского городища. В 1600 году на Верхотурье организована таможня через которую проходит вся сибирская пушнина. Сбор пушнины организован с бывших ясочных волостей Сибирского ханства.
Кыртомка - вогульское поселение до 18 века.
Синюйчаха - Синячиха.
Получается, что Акберды Алагузова родился ещё во времена Сибирского ханства и возможно является коренным жителем наших мест. Здесь он назван остяком. Широко известный факт, что в Сибирском ханств татарские земли сдавались вогулам и остякам, которые платили ясак за земли, которые раньше были их вотчинными землями и принадлежали им с рождения. Платили они ясак и своему сотнику. Должность сотника передавалась по наследству.
Сам хан Кучум проповедовал магометанскую веру и открыто её насаждал среди иноверцев все годы своего правления. Поэтому есть вероятность, что часть наших
"вогулов и остяков" исповедовали магометанскую веру. В различных научных и исследовательских трудах учёные едины в своём мнении - ислам распространился на Урале от обращённых в магометанство вогул и татар. Кроме того вогулы, обращённые в магометанскую веру называли себя татарами.
Утверждение, что по сути своей вогулы были язычниками и им было всё равно какую веру принимать магометанскую или христианскую не всегда убедительны.
Выбор веры перед потомками этих крещёных вогул и татар всё равно стоял и они его делали. Так произошло с алапаевским имамом
Я.Фаризовым, отец которого был крещёным татарином и взял русское имя, а сын выбрал другой путь, другую веру - стал муллой.
След нейвинских вогул Акбердиновой сотни теряется в 1629 году. Что же с ними произошло? Ясочная волость нейвинских вогул перестала существовать когда они приняли православие и остались жить рядом с русскими, помогая искать им железорудные месторождения? В 1628 году между Невьянской и Ницынской слободой было открыто железорудное месторождение и в 1630 была создана Рудная слобода, куда было перевезено 16 семей, которые были освобождены от всех податей и налогов. Или история повторилась и с расширением русских поселений по берегам Нейвы вогулы опять покинули насиженное место и ушли в сторону Арамашева, где русских ещё не было, но было компактное проживание иноверцев, вернулись на Мугай, на свои вотчинные земли или приняли крещение, получили русские имена, стали жителями Невьянской и Арамашевской слобод и расселились по деревням? Могло быть и первое, и второе и третье одновременно.
История умалчивает...
А топонимы настойчиво говорят на тюркском , и только Нейва, казалось бы, выбивается из общего хора.
Вогулы со временем растворились в русском и татарском народе. Татарам же удалось сохранить свою веру, свой язык, свою идентичность.
•КАКУЙ.
КАКУЙСКИЙ РУДНИК.
УЛИЦА КАКУЙСКАЯ(Кокуйская).
УЛИЦА ВОГУЛЬСКАЯ.
Есть в северной части города затопленный Какуйский рудник.
Сегодня мы называем его
Кокуйской или Кукуйской ямой .
Улица, ведущая к этому руднику до 1920 года тоже называлась Какуйской( именно через букву "а"), а позднее - Кокуйской.
Слово "Кокуй" очень распространённый топоним.
Что означает это слово?
Если мы напишем это слово через "о" и заглянем в Википедию, то она сразу выдаст ответ -
" перелесок", малоплодородный песчаный участок".
Это будет лучший ответ и вы с ним даже согласитесь, потому что все остальные будут ни о чём и даже толковый словарь Даля не даст вам вразумительного ответа, который хоть как-то можно связать с нашим рудником.
Если искать значение слова "какуй" через "а" в тюркских и финно-угорских языках , то результат будет другой.
Слово "Какуй" восходит к тюркским географическим терминам.
Означает голубой или зелёный дом.
В переводе с башкирского - сивая
( синяя) долина, что не противоречит первому значению.
В Новгороде есть башня
Кокуй и там считают, что это языческое культовое слово
финно-угорского происхождения.
Означает оно ритуальный костер на возвышенности в дни языческих празднеств.
Состоит из двух слов
"кокко" - костёр и "ку"-"кук" - холм, горка.
Железорудные месторождения вблизи Алапаевского завода были открыты новокрещенным вогулом Трифоном Борисовым, записанным крестьянином Арамашевской слободы, а из донесения шихтмейстера А.Кондрашова известно, что поиском руд для нового завода в начале 18 века занимались вогулы Яков, Максим и Андрей Савины. Один из рудников был назван Вогульским.
( Источник: "Книга записная рудам").
Комментарии 98
"Я иду по Барабе,
Пуля в дуле, нож в руке!"
Видать, и правда, бывали там бои, и не только кулачные!..