Вторая историческая дорога в этих местах - река Тагил, которую называют Дорогой в Сибирь. По этой реке летом 1582 года шёл Ермак со своей дружиной покорять Сибирское ханство Кучума. Позднее
в слободе успешно действовала речная пристань, откуда в навигацию купцы отправляли товары на стругах и дощаниках по Тагилу и Туре в сибирские города.
● ПЕРЕПИСИ.
Всего перепись 1621 года показывает по Тагилу и Мугаю 27 ямщицких дворов, займище и отдельную пашню. У большинства крестьян показано время приобретения земли.
Перепись 1624года показывает
29 ямщицких домов и займище.
Кроме ямщицких показывает 66 крестьянских дворов и крупную деревню
АНИСИМОВА в которой проживали совместно ямские охотники и крестьяне. В 1680 году в деревне было 9 дворов.
В1834 году в деревне было 55 дворов и проживало 372 человека.
По переписи Верхотурского уезда 1680 года округ Тагильской слободы имел 32 деревни и шесть сёл: Махнёвское, Топорковское, Шипицино, Фоминское, Рычково, Кишкинское. В них 175 дворов.
Интересным является тот факт, что приказчиком в Тагильской слободе был Михаил Бабинов, построивший железоделательный завод в Алапаевске и слободчик Андрей Буженинов, который в одно время был определён слободчиком на строительство Тагильской слободы, но со своей задачей не справился.
● СТАРИННЫЕ СЁЛА
СЕЛО КИШКИНСКОЕ.
Названо по имени первого поселенца.
В переписи 1621 года сказано:
"У Микитки Кишкина ниже Вискунова двора на деревне двор".
Пашни Никитки достигали до речки Салгачейки.
У его соседа Ивашки Мухлынина в "уезде Кишкине деревне пашни паханные, з Бориской Федотовым выше на лугу озеро, а из того озера вышел в Тагу реку исток". Всё это Мухлынин купил у вагулитянина
Драника в 1613/ 1614 году.
КИШКИНО ИЛИ КОРКИНО.
По переписи 1624 года был один двор ямщика - охотника Никиты Кишкина. Поселение возникло как ямская станция, неподалёку находилась деревня Коркина в 3 двора.
В 1734 г. деревня( Кишкина) была уже селом и названа Введенским( Кишкино).
В 1834 г. село названо Коркиным.
По ревизии 1834 года оно имело мело 37 дворов с 197 жителями, имело свою Кишкинскую волость и включало в себя с.Фоминское и
Тагильскую слободу с 47 деревнями. Первая церковь возникла раньше 1736 года. Существующий каменный храм во имя Введения Пресвятой Богородицы построен в 1837 году.
Главное средство существования у населения - земледелие, продажа леса на сплав и изделия из дерева на местные потребности.
( Пермская старина Дмитриева.
Т.7,с 59 и 165; Словарь Чупина.
Т.2, с.57; Архив Верхотурского казачества.//
И.Кривощёков. Словарь Верхотурского уезда. 1910г.
СЕЛО ФОМИНСКОЕ.
Старейшее село Тагильской слободы.
" Начало образования села относится к 1612 - 1624 годам, когда построен был в селе один лишь постоялый двор, где,по преданию, жил первый ямщик Илья Реутов.
Первоначальное здание деревянной церкви существовало до 1765 года, в каковом году была заложена новая деревянная церковь и в 1767 году была освящена.Церковь эта в честь Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев с приделом в честь Святителя Николая Чудотворца существовала до 1825 года, в силу предписания из Верхотурского духовного правления, заложен был каменный храм с колокольнею, в
1833 году все работы по устройству храма были закончены , и храм был освящён самим Преосвященным Аркадием, епископом Пермским и Верхотурским. В 1884 году при храме сем был заложен каменный придел в честь Святителя Николая и в 1887 был освящён.
Прихожан ныне состоит 526 м.п. и 565 ж.п. Прихожане занимаются хлебопашеством, рыбною ловлей по реке Тагилу, речке Бобровке и в озёрах; весною, осенью и зимой занимаются охотой на лесную дичь и за пушными зверями, причём птица и пушнина сбываются на окрестных местных торжках или же в Ирбитской ярмарке. Некоторые из прихожан занимаются лесопромышленностию: покупая в казённой даче на сруб брёвна, зимнее время вывозят их к рекам, а зимою сплавляют в город Тюмень.
В состав прихода входят следующая деревни: Лапина(Поварня) - в 1 версте, Нехорошкова(Локшата) - в 2 вёрст, Луговая(Нижняя) - в 3 вёрст,
Большая Лаптева - в 4 вёрст,
Черемисина - в 5 вёрст, Балакина - в 3 вёрст, Краюхина - в 3 вёрст, Большая Новосёлова( Старая деревня) - в 8 верстах и Ершова
(Бузань) - в 9 верстах. В селе существует земское начальное смешанное училище, открытое в 1875 году."
// Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. 1902.
В многотомном труде академика И.Гмелина
"Путешествие в Сибирь", побывавшем в этих местах в 1742 году о Фоминском погосте сказано:
" Отсюда пошли деревня Лошкина, речка Балакина, деревня Турутина, озеро Еловошное, винокурня, принадлежащая человеку по имени Алексей Флассевской и стоящая у родника вышеназванного озера".
Здесь требуется уточнение.
Винокурня не могла принадлежать
А.Флассевскому, это, вероятно, приказщик или управитель.
В 1734 г. верхотурским купцом и заводчиком М.М.Походяшиным в Верхотурском уезде было создано два винокуренных завода
В 1740 года винокурня принадлежала М.М.Походяшину.
Сведения об этом есть в документах Пермской казённой палаты, где в 1789 году со слов одного из сыновей Походяшина записано, что Фоминский
" винокуренный завод построен на государственной земле, а утвердительно сказать не может, потому, что о заведении оного в делах покойного отца ево никаких бумаг не находит, которые столь долгое время, конечно, и сохраниться не могли, а ему известно только, что не один родитель его, а обще с товарищами его верхотурскими посадскими людьми Максимом Зиновьевым и Афанасием Серебренниковым оными владели до 1740 года, а в оном году те товарищи его принадлежащие свои части уступили ему, по которой уступке родитель ево один и владел, а в 1755 году продал сенатору графу Шувалову, а 1772 году от сына ево... обратно себе перекупил"//
Человек и общество в информационном измерении: Материалы региональной научной конференции, посв. 10-летию деятельности научного отд. ЦНБ
УРО РАН -
Рос. Акад. наук. Уральск. отд.
Екатеринбург.2001.С.159-164.
У И.Гмелина в 1742 году уже есть упоминание о Тагильской слободе:
" В начале ночи прибыл я в Тагильскую слободу, относящуюся к Верхотурскому району".
" Я прибыл к речке Бобровка, вдоль озера Пирогова через деревни Ершова, Новосёлова и Норицыных через речку Кыртюм Кова, Кыртюм Кова Юрты и Кыртюмково городище".
" 24 с началом дня снова отправился в путь.Через три версты попал в деревню Новосёлова,которая лежит на правом берегу Туры и является последней Верхотурской деревней в этой области. Затем последовали деревни Переваловых и Болотовых... деревня Новосёлова до которой 9 вёрст от предыдущего Новосёлова. В деревне Новосёлова, что русские, что татары платят Короне ясак".
В переписи 1624 года о селе ФОМИНСКОЕ сказано :
" От Туры деревня вверх по Тагилу Фомина -3 двора( Фоминское). В двух из них жили Фомка и Меньшик Васильевы Пинежанины. В 1621 году у Фомки с братьями показан двор на Тагиле.
" А купили они ту вотчинную землю и сенные покосы у вогулятина у
Турыча в 1620 /1621 году". В третьем дворе в 1624 году жил Гришка Онисимов, у которого в 1621 году показаны пашни "на Тагиле подле Фомину пашню Пенеженина", которой он владел с 1617/ 1618 годов " по вагульской купчей , что они купили у вагулятина , у Турыча вотчиною землею".
В приход села Фоминское до 1879
года входили инородческие деревни: Кыртомка( Кыртюм Кова Юрт и Кыртюмское городище, посёлок Чушинский , деревни
Колмочат, Богачёва, Митькина, Норицына, Старая Новосёлова и
Усть- Тагильская( д. Болотова).
В 1718 году Архимандрит Верхотурский Сильвестр окрестил 79 инородцев
Последний раз инородцев в Фоминском храме крестили в
1745 -1752 году.
В 1871 году в д. Болотова построили каменный одноэтажный храм во имя святых апостолов Петра и Павла. Образовался самостоятельный Болотовский приход. В храме была особо чтимая икона Божией матери Иверская, приобретённая прихожанами в 1891 году в память об избавлении жителей от сибирской язвы.
Сегодня село Болотово входит в состав Санкинской сельской администрации Махнёвского муниципального образования.
По первым переписям иноверческие поселения не проходили.
СЕЛО МАХНЁВО.
из переписи узнаем, что первоначально деревня до 1624 года называлась Хохловка.
Из девяти домохозяев деревни Махнёвой 1624 года семеро тремя годами раньше показаны жителями деревни Хохловка, что позволянт уверенно считать их одной деревней. Дополнительным подтверждением идентичности Махнёва и Хохловки является перепись 1621 года при описании хозяйства ямщика Перевалова:
" Да у него ж на Тогуле ниже деревни Хохловки двор". Следом описаны деревни Поткина( Подкина), "ямщиков Переваловых" и "ямщиков Ощепковых". У Ивашки Перевалова " на Тогульке реке ниже погоста две версты двор, а в нём живёт сам Ивашко с детьми. У Томилки Перевалова " на Тогуле, ниже деревни Хохловки " "у него же ниже двора на речке Хабарчихе мельница". Все эти сведения полностью соответствуют современному положению деревни Переваловой относительно Махнёво.
В 1624 году кроме ямщиков в Махнёво переписью выявлено ещё 7 человек "захребетников и бобылей".
В настоящее время с.Махнёво и близлежащая от него территория считаются приемниками Тагильской слободы и вызывают интерес для краеведческих исследований. Представляет интерес исследования Ю.В.Коновалова.
См. ниже текст:
Ю.В.Коновалов
ДЕРЕВНЯ МАХНЁВА.
К вопросу о времени возникновения деревни Махневой
(ныне – поселок Алапаевского района Свердловской области)
Самое раннее упоминание деревни Махневой встречается в писцовой книге Верхотурского уезда Михаила Тюхина 1624 года. В ней Махнева названа трижды.
Первое - описание самой деревни.
«Деревня Махнева, а живут в ней ямщики.
(Д) Лучка Федоров сын Лузенин. У него детей: Дорошка, да Якимка, да Пашко.
(Д) Первушка Семенов.
(Д) Сивко Семенов.
(Д) Мишка Закретня. У него детей: Ивашко да Петрушка.
(Д) Павлик да Томилко Васильевы дети Чертова.
(Д) Ивашко Васильев сын Чертов.
(Д) Васька Федоров сын Клест. А у него брат Васька ж.
(Д) Семейка Чюраков. А у него дети: Архипко да Васька.
(Д) Онтонко Федоров.
Пашни паханые под деревнею по берегу по реке по Тагилу и за рощою к государеве пашне в Фомкиной деревни Горсткина на семьдесят чети в поле, а в дву по тому же, перелогу пятнатцать чети, сена косят восмьсот копен.[1]
Второе - упоминание Махневой при описании одной из соседних деревень.
«Деревня ямъщиков Ощепковых.
(Д) Офонасей, да Пятой, да Девятой Степановы дети Ощепковы.
Пашни паханые по обе стороны реки Тагила, и на дубровах, и к деревне к Ерзовке, и под рощою, и на бору к Махневу добрые земли тритцать чети в поле, а в дву по тому же, перелогу дватцать чети, сена косят пятьсот копен.»[2]
И третье – в отдельном списке бобылей и половников.
«Ивашко Федоров сын, Лазарко Иванов, Осташко Яковлев, Степанко Тырков, Жданко Снарев, Васька Михайлов, Федка Орефьев живут в Махневе деревне на Тагиле, а все оне тутошные верхотурские уроженцы.»[3]
Бросается в глаза, что ни один из жителей Махневой прозванием (фамилией) Махнев не назван. Но в описании ямской слободы города Верхотурья упомянут «Двор ямъщика Первушки Махнева»[4]. Очевидно, что это одно лицо с жителем Махневой Первушкой Семеновым. Родовые и личные прозвания не имели юридического статуса и их упоминание не было обязательным в канцелярской практике того времени.
Но то же самое можно сказать и о названиях населенных пунктов. В XVII веке на Урале под разными именованиями проходили даже слободы и города (Туринск – Епанчин). Для более мелких поселений это было в порядке вещей. Поэтому при изучении истории отдельных деревень всегда нужно допускать их упоминание под другими названиями. Для идентификации надежнее всего использовать генеалогическое исследование.
Попробуем проследить жителей Махневой в переписи Верхотурского уезда 1621 года.
Все ямщики в этой переписи идут по списку верхотурской ямской слободы, но многие из них живут в городе «наездом» и имеют дворы в уезде. Часть ямщиков, записанных в 1624 году как жители Махневой, в 1621 владели дворами в деревне Хохловке (один раз названа «Хожловка»).
«Пашко Божин з двемя браты. … Да у Пашки ж з братьею на Тагиле (л.73 об.) в деревне Хохловке двор. А у двора пашни паханые десять чети в поле, а в дву по тому ж, земля добрая. Да сенных покосов на лугу и на Вязовке речке четыреста пятьдесят копен.»[5] Это, без сомнения, Павлик Васильев сын Чертов и его братья Томилко и Ивашко. Как ни странно звучит это сегодня, «божа» и «черт» раньше могли означать одно и то же – нечистую силу. Об этом, например, знал П. П. Бажов (Бажев), использовавший псевдоним «Колдунков».
«Первушка Махнев з братом с Сивком. … Да у Первушки ж з братом на Тогуле в деревне Хожловке(!) два двора. А у дворов пашни паханые на лугу и на дуброве дватцать чети в поле, а в дву по тому ж, земля добрая. Да сенных покосов на лугу и на дуброве триста пятьдесят копен.»[6] Это – Первушка и Сивко Семеновы списка 1624 года.
«Михалко Закретьня. … Да у него ж в уезде на Тогиле в деревне Хохловке двор, а во дворе живет сам. А у двора пашни паханые на лугу и на дуброве десять чети в поле, а в дву по тому ж, земля добрая. Да сенных покосов сто копен.»[7] В 1624 – «Мишка Закретня».
«Якунка Махнев. … Да у него ж в уезде на Тогуле в деревне Хохъловке двор, а во дворе живет сам да половинник ево Тонкой Лузенин. А пашни паханые у деревни на лугу и на дуброве семь чети в поле, а в дву по тому ж. Да заложные напаханые(!) земли десять чети в поле, а в дву по тому ж, земля добрая. Да сенных покосов на лугу триста копен.»[8] Ни Якунки ни его половинника (половника) в 1624 году в деревне и во всем уезде не показано.
«Лучка Лузенин. … Да у него же в уезде на Тагиле в деревне Хохловке двор, а в нем живет сам с сыном Ивашком. А у двора пашни паханые на лугу и на дуброве двенатцать чети в поле, а в дву по тому ж, земля добрая. Да сенных покосов на лугу триста копен.»[9] В 1624 году – Лучка Федоров сын Лузенин.
Таким образом из девяти дворохозяев деревни Махневой в 1624 году шестеро тремя годами раньше названы жителями деревни Хохловки, что позволяет уверенно считать их одной деревней.
Дополнительным подтверждением идентичности Хохловки и Махневой является упоминание Хохловки в переписи 1621 года при описании хозяйства ямщика Перевалова: «Томилко Перевалов. … Да у него ж на Тогуле ниже деревни Хохловки двор»[10].
В 1624 году это поселение показано уже как деревня.
«Деревня ямъщиков Переваловых.
Во дворе Иван Перевалов, а у него дети: Микитка, да Якимка, да Савка, да Куземка.
Во дворе Томилко Перевалов, а у него дети: Костя, да Помешка, да Фетка, да Фетка же.
Пашни паханые по берегу по Тагилу и за рекою за Тагилом тритцать чети в поле, а в дву потому же, перелогу дватцат чети, сена косят шестьсот копен.»[11]
Деревня Перевалова существует и сегодня вниз по Тагилу от села Махнева.
В переписи 1621 года назван еще один ямщик из списка жителей Махневой 1624 года:
«Семеика Чюраков с сыном Архипком. … Да у него ж на Тогуле против ямсково Ощепкова двара за Тогулом и на речке Вязовке и на дуброве пашни паханые пять чети в поле, а в дву по (то)му ж. Да обложные непаханые земли вверх по Вязовке речке и на дуброве с причистью десять чети в поле, а в дву по тому ж, земля добрая. И двор на Вязовке речке ставит. Да сенных покосов на лугу у пашни и на Вязовке речке на дуброве за двором триста копен.»[12]
Название «Хохловка» здесь не упомянуто, но другие топонимистические сведения позволяют считать, что речь идет об этой же местности. На речке Вязовке в 1621 году показаны угодья ямщиков Божиных – жителей Хохловки.
Ямщики Ощепковы в 1621 году имели пашни и сенные покосы по речке Вязовке[13]. В 1624 году их деревня прямо названа соседней с Махневой и близлежащей Ерзовкой (см. выше).
Таким образом, речь и здесь идет о деревне Хохловке-Махневой.
Все вышесказанное позволяет проследить процесс заселения Махневой в начале 20-х годов XVII века. К 1621 году в ней было шесть дворов, в одном из которых кроме хозяина жил половник. Еще один двор в момент переписи строился.
К 1624 году в деревне было девять дворов, в семи из которых жили прежние жители, в двух – новые. Кроме них в 1624 году в деревне показаны семь человек половников.
Конечно, 1621 год – дата не основания, а первого упоминания Махнево в документах. Очевидно, что деревня уже существовала некоторое время. К сожалению, ни у одного из жителей Хохловки-Махневой не указано время поселения на Тагиле, что не позволяет назвать точную дату основания деревни. Можно по косвенным сведениям определить возможное время возникновения поселения.
Начало процессу освоения берегов реки Тагила официально было положено в 1612 году грамотой из Москвы:
«На Верхотурье воеводе господину Степану Степановичю Годунову Московского государства боярин и воевода Дмитрей Трубецкой да стольник и воевода Дмитрей Пожарской с товарыщи челом бьют.
Бил нам челом Верхотурсково города ямщик Сидорко Терентьев сын Чапурин и во всех ямщиков и пашенных и торговых людей место, чтоб их пожаловати на Верхотурье на Тагиле реке на устье Мулгае и в верх по Мулгае и вниз по Тагиле по обе стороны пашенным местом где пригодитца. А под городом де им пахать негде. А то де урочищо от города верст с пятдесят. И мы по совету всей земли велели им те земли дати на пашню и в половники припущать.
И како к тебе ся грамота придет, а те будет земли лежат впусте и не отдана никому, и ты б им тое землю дал на пашню где будет пригож.
Писан на Москве лета 7121-го Декабря в 31 день.»[14]
В 1621 году Сидор Чапурин показан дворовладельцем на Тагиле:
«У Сидорка ж в уезде на Тагиле, от города шездесят верст, под волоком в деревне двор, а во дворе живет Сидорко сам с детьми с Оською да с Левкою да с Петрушкою. А у деревни пашни паханые по обе стороны Тагила реки на лугех и на дуброве дватцать чети в поле, а в дву по тому ж. … А почал он тое пашню пахать и сено косить со 121-го году по государеве грамоте. … Да у него ж на усть Мулгая реки мельница...»[15]
Как видно из описания, Сидор Чапурин начал хозяйствовать в 7121 (1612/13) году, то есть, сразу по получению «государевой» грамоты. Местом его поселения, по всей видимости, является существующая и сейчас деревня Сидорова. Но в грамоте упомянуты и места «вниз по Тагиле по обе стороны», то есть там где и находится Махнево. Поэтому можно предполагать, что и другие ямщицкие деревни были основаны вскоре по получению разрешения из Москвы.
Место для новых ямщицких дворов было выбрано не случайно. В описании двора Чапурина в 1621 году упомянут волок. То есть, здесь в то время проходила главная сибирская дорога от Верхотурья до Туринска и ямщики, конечно, хорошо знали эти места. Не исключено, что первые дворы были здесь поставлены еще до 1612 года. В предыдущие годы в России происходили очень сложные события, кратко именуемые Смутой. Быстро меняющимся центральным правительствам было не до далеких сибирских городов и тем более деревень. Поэтому ямщицкие челобитья могли какое-то время и не находить адресата в Москве. И только с изгнанием из Москвы поляков (но еще до избрания нового царя) появилась возможность узаконить существующее положение, то есть, наличие ямщицких дворов на Тагильском волоке".
Источники:
1. РГАДА. Ф. 214. Оп.1. Д.5. Л.197 об.-198 об.
2. Там же. Л.199-199 об.
3. Там же. Л.268.
4. Там же. Л.194 об.
5. РГАДА. Ф.1111. Оп.4. Д.1. Л.73-73 об.
6. Там же. Л.74 об.-75.
7. Там же. Л.78 об.
8. Там же. Л.83-83 об.
9. Там же. Л.90 об.-91.
10. Там же. Л.76.
11. РГАДА. Ф. 214. Оп.1. Д.5. Л.198 об.-199.
12. РГАДА. Ф.1111. Оп.4. Д.1. Л.79-79 об.
13. Там же. Л.80.
14. ЛОИИ. Колл.174. Оп.2. Д.583. (По: Мосин А. Г. К вопросу о времени возникновения Тагильской слободы // Уральский родовед. Вып.4. Екатеринбург, 1999. С.121.)
15. РГАДА. Ф.1111. Оп.4. Д.1. Л.90-90 об.
Интересен тот факт, что в переписи
1710 года показаны Сивковы(Махнёвы), которые, видимо, ведут свой род от Сивко
Семёнова( Махнёва) списка 1624 года, т.е. фамилии Сивков - Махнёв можно считать фамилией, имеющей единые родовые корни.
)) Двор. А в нём живёт Кондратей
(Емельянов Махнёв) СИВКОВ.65 лет. А у него сын Дмитрей 35 лет,
внук Лев 5 лет, сноха Дарья 25 лет.
)) Двор. А в нём живёт Иван
( Емельянов Махнёв)СИВКОВ 50 лет. Жена Ксения 50 лет, дети Иван 14 лет, Ярасим 11лет, Прокопей 7 ьет; дочери: Евдокия 17 лет, Евдокия яж 12 лет.
)) Двор. А в нём живёт Яков
( Емельянов Махнёв) СИВКОВОВЫХ 45 лет.У него мать Елена 70 лет, жена Огафия 43 лет; дети Фёдор 13 лет, Иван.12 лет; брат Филипп 40 лет, жена Евдокия 49 лет, у него сын Яков полугодовой; дочери Дарья 10,
Ховрония 5.
)) Двор. А в нём живёт Тихон(Кирилов) Махнёв 60 лет.
Жена Пелагея 50 лет, сын Яков 25, дочь Анна 9...
О КОМАРОВО. Деревня Комарова и сейчас так называется. В 1624 году в ней жили ямщик Иван Комаров с сыном Игнашкой. В 1621 году Иван показан живущим на погосте на Салде, а Игнашка, числящийся крестьянином - на Мугае. Начал Ивашка хозяйствовать в 1616/1617 году "по вогульской купчей, что он купил вотчиную землю у вагулятина у сотника у Акберды Алагузова".//
Из публикации Ю.В.Коновалова. "Русские деревни на Тагиле и Мугае в 20-х годах XVII века" -(Веси.2004. N 1. С. 18-22)
СЕЛО
ШИПИЦЫНО И ШИПИЦЫНЫ.
Деревня Шипицына - старейшее поселение Тагильской слободы.
Первые упоминания о нём есть уже в Дозорных книгах 1621 и 1624 годов.
" За Мугаем на реке Берсеневе деревня" - 4 двора"(1624 г.)
В 1621 г. :" на Мулгае деревня ж ниже устья речки Бобровки за Мугаем два двора. В них показаны трое из четырёх переписи 1624 г.
Хозяйствуют с 1616/1618 года.
Угодья имеют по речке Нисе.
В одном из дворов жили Шипицыны. Предположительно, речь идёт о деревне Шипицыной.
_______________
Деревня Щипицына
(Данные переписи 1771 г.).
19 дв.пашенных крестьян. Большие семьи -162 ч.
Фамилии: Черноусовы, Мурашёвы, Бугрышевы, Шерыкаловы, Локасовы, Берсенёвы, Хвостовы.
Богоявленский погост: священники и члены семей 14чел.
______________
Село Шипицыно на рубеже 18-го - 19-го веков:
... расположено на р.Иске, впадающей в реку Мугай. Село до начала 18-го века было деревнею, состоявшей в приходе Тагильской слободы. Существовавшая в селе в 1698 г. деревянная церковь в 1777-
1778 г.г. сгорела; настоящая же каменная двух-этажная церковь с четырьмя престолами; внизу - в честь Богоявления Господня и святителя Димитрия Ростовскаго, вверху - в честь св. Прокопия Устюжского Чудотворца и в честь Святой Троицы - начата была постройкою в 1779 г., причём Прокопьевский придел был освящён в 1815 г., Богоявленский - в 1869 г., Дмитриевский - в 1870 г.,
Св.Троицы - в 1880. Для причта при церкви есть три общественных дома. Прихожан ныне состоит1562 муж.пола и 1729 жен. пола.
Главное занятие их хлебопашество; в зимнее время некоторые из них занимаются перекупкою хлеба, набирая его дома или в Ирбитском уезде и развозя на продажу в заводы, лежащие за Верхотурьем.
При церкви с 1894 г. существует хор певчих, организованный из местных крестьян и их детей прихожанином церкви, учителем начального училища.
В состав прихода входят деревни: Колесова, Черноусова - в одгой версте, Малая и Большая Мурашёва - в двух верстах, Смагина(Камень)- в трех верстах, Балакина, Охорзина, Тонкова, Фексина - в четырёх верстах, Трескова, Кутенёва, Серята - в шести верстах, Столбова, Каменка( Лобань тож), Кокшарова - в восьми верстах, Рычкова 1-я - в четырнадцати верстах и Рычкова 2-я( Мыски) - в восемнадцати верстах В следующих деревнях есть часовни: 1,в Рычковой - деревянная, существовавшая с 1729 года и в 1854 году заново построенная, 3-я в деревне Каменка - каменная, в честь Преображения Господня, построенная в 1875 году, и 3 -я в д.Кокшаровой -каменная, построенная в 1881 г. А селе есть начальное земское смешанное училище, открытое в 1873 г., а в д.Рычковой смешанная церковная школа грамоты, открытая в 1896 г. и имеющая наёмное помещение.//
" Приходы и церкви Екатеринбургской епархии". 1902.
_________________
Комментарии 38
Вопросик трудный и не знаю, кто может на него ответить.
Вас интересует деревня Ясашная, которая находилась рядом с
Синячихой и исчезла в 60-е годы?
Многие ответят, что название деревни говорит о том, что здесь проживало ясочное инородческое население, которое платило государству ясак. Я думаю, что это не историческое название деревни и возникло оно не раньше конца 19-го века, когда никакого ясочного населения на территории Алапаевского района не было.
Деревня была древняя, населённая коренными жителями, но называть её так они просто не могли.
Это трудно себе представить. Значит было у деревни другое название. Возможно, что та первая деревня со временем исчезла, а потом появилась на этом месте вновь совсем другая деревня с новым названием, которое отразило её историю.
О деревне Ясашная не упомянуто ни в одной переписи и ни в одной исторической работе.
Что касается книги Устюгова, то её к краеведческим работам даже за уши притянуть нельзя.
В 2020 году появилось краеведческое исслед...ЕщёДа...
Вопросик трудный и не знаю, кто может на него ответить.
Вас интересует деревня Ясашная, которая находилась рядом с
Синячихой и исчезла в 60-е годы?
Многие ответят, что название деревни говорит о том, что здесь проживало ясочное инородческое население, которое платило государству ясак. Я думаю, что это не историческое название деревни и возникло оно не раньше конца 19-го века, когда никакого ясочного населения на территории Алапаевского района не было.
Деревня была древняя, населённая коренными жителями, но называть её так они просто не могли.
Это трудно себе представить. Значит было у деревни другое название. Возможно, что та первая деревня со временем исчезла, а потом появилась на этом месте вновь совсем другая деревня с новым названием, которое отразило её историю.
О деревне Ясашная не упомянуто ни в одной переписи и ни в одной исторической работе.
Что касается книги Устюгова, то её к краеведческим работам даже за уши притянуть нельзя.
В 2020 году появилось краеведческое исследование нашего известного историка-родоведа
Ю.В.Коновалова
"Жители селений по реке Синячиха
в 17-18 веках
( Алапаевский район
Свердловской области).
В этой работе он выдвигает и пытается доказать версию, что первоначально
В.Синячиха носила название Кекур.
Деревня Кекур впервые упоминается в документах 1659 и 1666 года и по версии Коновалова возникла не раньше 1625 года, когда
началось заселение
Новой Невьянской слободы в верховьях реки Нейвы.
Исследование ограничено временными рамками
1625 -1721 г.г. и о
д.Ясашная в нём нет ни слова.
Сам автор говорит, что работа не закончена, так как нет доступа ко многим документам.
Тем не менее, я неожиданно для себя обнаружила, что насчёт деревни Кекур у меня есть совсем другая, более убедительная для меня версия. Но сразу подчёркиваю - это Версия!
Продолжу позже.
А деревня Сидорова стояла на реке Тагил , хотелось бы узнать про неё узнать .
В переписи 1680 года показаны деревни
Кекурская на усть Синячихе, Левина, Чечулина и Быкова над речкой Синячихой.
В 1703 году в общем списке пашенных крестьян идут Ямовы, Шангины, Старцевы, Быковы и один двор Чечулиных.
В 1710 году показано 11 дворов пашенных крестьян. Фамилии те же самые. Среди новичков Курины и Буслаевы.
В 1719 году в д.Синячихе показаны по одному двору Татариновых и Новокрещеновых,
Халеминская деревня - два двора Халеминых, деревня Левина - по одному двору Старцевых и Шангиных, Тимошина - три двора Быковых, Чечулина - по одному двору Чечулиных и ясочных Сулицыных. Деревня Кекурская больше не упоминается.
Ю.В.Коновалов считает, что Синячиха - это бывшая деревня Кекурская, в которой проживала раньше семья Халеминых, выделившаяся в отдельную деревню.
В 1666 году Синячихой посчитали дворы, стоявшие выше по речке, а в 1719-1721 году Синячихой наз...ЕщёВ переписи 1660 года впервые показана деревня Синячиха. Деревня Кекурская между Толмачёвской и Синячихой в переписи тоже есть.
В переписи 1680 года показаны деревни
Кекурская на усть Синячихе, Левина, Чечулина и Быкова над речкой Синячихой.
В 1703 году в общем списке пашенных крестьян идут Ямовы, Шангины, Старцевы, Быковы и один двор Чечулиных.
В 1710 году показано 11 дворов пашенных крестьян. Фамилии те же самые. Среди новичков Курины и Буслаевы.
В 1719 году в д.Синячихе показаны по одному двору Татариновых и Новокрещеновых,
Халеминская деревня - два двора Халеминых, деревня Левина - по одному двору Старцевых и Шангиных, Тимошина - три двора Быковых, Чечулина - по одному двору Чечулиных и ясочных Сулицыных. Деревня Кекурская больше не упоминается.
Ю.В.Коновалов считает, что Синячиха - это бывшая деревня Кекурская, в которой проживала раньше семья Халеминых, выделившаяся в отдельную деревню.
В 1666 году Синячихой посчитали дворы, стоявшие выше по речке, а в 1719-1721 году Синячихой назвали и деревню Кекур.
В это умозаключение моя логика не укладывается и я считаю, что Синячиха деревней Кекур никогда не была и возникла как самостоятельное русское поселение, а деревня Кекур называлась раньше деревня Ясашная, т.к. это была ясочная деревня и все её жители платили оброк. Свои доказательства приведу ниже.
Степан Сидоров, сын
Тиунов 70 лет. У него жена Марфа 50 лет, дети: Иван 45 лет, Константин 40 лет,
Микифор солдат 25 лет, Окулина 16 лет.
У Ивана жена Анна 30 лет, дочь Дарья году.
У Константина жена Катерина 33 лет.
У него же на подворье дочь Анна 39 лет.У неё дети Василий 8 лет, Марья 4 лет.