Но, помимо яркого кавказского Причерноморья есть земли, где линии холмов и изгибы рек мягки, певучи и протяжны, как русские ямщицкие песни, где над землей стоят ночи, подобные призрачным снам, где растут цветы, трогательные, как глаза детей…
Так, с изумлением и некоторой растерянностью познакомился Паустовский с русским Севером. Он написал несколько маленьких повестей и рассказов, которые так и назвал «северными». Написал и о Ленинграде, о его колдовских белых ночах.
Но Север, как оказалось, лишь подготовил его к встрече с главной любовью – его последней земной привязанностью. То была наша средняя Россия.
Очарование срединной России с ее лесными речками, озерами и озерцами К. Паустовский передал в своей знаменитой «Мещорской стороне».
А какие в «Мещорской стороне» идут дожди! Мелодии небесной влаги, шумящей, ворчащей, поющей, вкрадчивой не менее важны в этой повести, как звуки птиц или шум деревьев, или звон высоких жестких, приречных трав, когда дует сильный ветер.
Нужно было обладать могучим воображением и натурой страстного путешественника, чтобы как бы заново открыть целый край и подарить его миллионам читателей как драгоценную жемчужину природы.
"Золотая роза" – своеобразный трактат о словесном мастерстве. Это любовь с первой строчки, узнавание, взрослое, осознанное единение душ раз и навсегда. «Книга над временем и поверх всех барьеров. Об Андерсене, о Грине, о художниках всех времен и народов, о творчестве, о вдохновении. Сегодня эта вещь читается, как жития святых, хотя мы-то знаем, что художники отнюдь не святые, скорее наоборот. Но Паустовский писал не о художниках, а о творчестве. Все мимолетное, наносное выведено за скобки. Золотая роза отлита из ювелирной золотой пыли. Такова же и проза Паустовского.» (К. Кедров)
К. Паустовский – прирожденный рассказчик. Каждая глава «Повести о жизни» – рассказ-история, рассказ-настроение.
Писатель обладал редкостным талантом - способностью подмечать то, что ускользает от «ленивых человеческих глаз». Почему еловые шишки весят гораздо больше сосновых? Почему человека, идущего по некошеному полю, может неотступно преследовать ласточка и кричать так, будто у неё отняли птенца? Он заражает читателя восхищением природой, раскрывает простые, казалось бы, истины.
Комментарии 4