Решение о строительстве на Дальнем Востоке судостроительного завода было принято в 1930 году. В тот год состоялся XVI съезд Всесоюзной коммунистической партии (большевиков), который наметил направления дальнейшего развития экономики страны. Специальным постановлением было принято решение о создании новых опорных баз индустрии на Дальнем Востоке. В их числе и возведение судостроительного завода. Предполагалось, что будущее предприятие будет обрабатывать до 36 000 т. корпусного материала в год, необходимая численность рабочих при этом составит 12 000 человек. На строительство отпускалось 110 млн. рублей в ценах 1926-27гг. Власти Дальневосточного края проявили инициативу и начали готовить строительную площадку у села Ново-Воронежского, в 28 км вниз по Амуру от Хабаровска.
К началу февраля 1932 г., исходя из потребностей военного и гражданского флота, проектной организацией «Проектверфь» был разработано проектное задание для «Амурской верфи» на годовой выпуск 10-ти крупных транспортных кораблей типа «большой краболов» и «большой лесовоз» и 12-ти боевых - типа крейсер, эсминец и подводная лодка. Максимальная осадка таких судов могла доходить до 4 метров и проводка их из-под Хабаровска становилась невозможной, Амур там был мелководен.
Руководством страны была создана правительственная комиссия под председательством заместителя Наркома обороны СССР Я.Б.Гамарника для поиска новой площадки для строительства завода.
При выборе площадки комиссия учитывала геополитическую ситуацию на Дальнем Востоке, возможную агрессию со стороны Японии. Перенос будущей верфи вниз по Амуру требовал дополнительных затрат на прокладку железнодорожной ветки, а ниже реки Горин эти затраты становились сопоставимы со сметной стоимостью самой верфи. Также принималось во внимание, что к селу Пермское в скором времени должна была выйти железнодорожная ветка Байкало-Амурской магистрали, и здесь планировали строить мостовой переход. Кроме этого на нижнем Амуре самые удобные площадки для строительных объектов также располагались у Пермского. Здесь же рядом были необходимые запасы строевого леса. Располагавшиеся здесь Большое и Малое Силинские озёра можно было использовать как естественные водоёмы для достройки судов. Устраивали проектировщиков и глубины Амура у села.
Поэтому 23 февраля 1932 года Гамарник подписала акт о строительстве в районе села Пермского Амурского судостроительного завода. Несколько дней спустя, 25 февраля, Главное управление Народного комиссариата тяжелой промышленности издало приказ о строительстве авиационного завода на Дальнем Востоке. И его тоже было решено возводить у Пермского.
10 мая 1932 года на берег Амура у Пермского высадились первые строители Комсомольска-на-Амуре
(По материалам А. Белоглазова).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 7