В архиве историко-краеведческого музея имени П.К.Шарапова хранятся любопытные фото 30-ых годов XX века. На них изображено строительство дорог в направлении Данилов-Ярославль, Данилов- Пошехонье. Строили их из так называемых осиновых шашек - цилиндрических спилов осинового дерева.
Как известно из истории, еще в 1830-е гг. в Петербурге под руководством Василия Гурьева, инженера Министерства путей сообщения был проведён эксперимент по строительству дорог по торцевой технологии. Две улицы замостили деревянными болванками – брусками из сосны. Эти короткие «пеньки» втрамбовали в землю, а в промежутки между ними заливали смолу и глину. Эксперимент удался, и сосновыми торцами начали мостить все столичные улицы.
В 1920-30-ые годы в ряде мест СССР были произведены опыты применения в качестве дорожного покрытия различных дешевых материалов.
Одним из лучших видов материала этого рода оказалась осиновая шашка. Подготовленные кряжи осины прямо на месте укладки дорожного покрытия распиливали на цилиндры высотой 15 см. и шириной 12-20 см. Затем получившиеся шашки торцами укладывались на подготовленную особым образом песчаную подушку, а между ними забивались клинья из обрубков осины.
Почему же было выбран именно этот вид древесины? Осина обладает большой влагоемкостью, благодаря чему в ней прекращается действие грибков, вызывающих загнивание дерева. Это значительно увеличивает долговечность осины в качестве дорожного материала. Такая дорога служила более 10 лет, выдерживая движение грузов ежедневно до 700 тонн как в форме конной езды, так и автогрузовиков (массой до 6 тонн).
Торцевые дороги из осиновых шашек с успехом применялись для дорог подъездных путей, обслуживающих колхозы, МТС, местную промышленность, всюду, где вблизи имелось достаточное количество осины.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1