Малая Какша у деревни Красногор.
Попытаемся исследовать названия некоторых рек нашего края. Оказывается, река Уста - приток Ветлуги - носит удмуртское название, произошедшее от слова «усто», что в переводе на русский язык – «мастер, искусный в каком-либо деле». Марийцы же, заселившие позднее эту местность, удмуртское название несколько исказили, придав свое - Уста, что в переводе на русский язык то же, что и усто. У реки Усты среди ее притоков есть река Вая. Это название также произошло от удмуртского слова «вай», в переводе на русский язык «ветка, приток». Искажение произошло по той причине, что марийцы ею заменили своим созвучным словом «вая», которое имеет другое значение – «кайма или оторочка».
Среди притоков Ваи имеются речки Синьга и Курдома, названия которых произошли от коми-зырянских слов. Слово «синьга» в переводе на русский язык – «черная утка», одна из пород уток. Слово «курдома» происходит от коми-зырянского глагола «курдыны» - горкнуть, прогоркнуть, прошедшее время этого глагола будет «курдома» - прогоркла. Удмуртские названия рек обнаружены на стыке Шахунского и Тоншаевского районов. В своем верхнем течении река Пижма имеет притоки Черный Курнуж и Пинал. Названия рек Курнуж, надо полагать, произошло от удмуртского слова «кырныж» - ворон. По-марийски ворон – «курныж», а русские рекам придали название – «Курнуж». Слово «пинал» в переводе с удмуртского - ребенок, отсюда дети, ребята – «пиналъёс».
Коми-зырянское название, по-видимому, носит река Малая Какша, а от нее и Большая Какша. Малая Какша берет начало в непосредственной близости от рек с коми-зырянскими названиями Синьга и Курдома. Марийцы название этой реки считают производным от слова «кокша» - фурункул, что маловероятно. В коми-зырянском языке существует, подобно марийскому, слово «кукша», с ударением на первом слоге, означающее «развилка». Дело в том, что Малая Какша начинается слиянием двух ручьев, которые, сходясь, как бы образуют развилку.
Из сборника «Наш край» автор П.Березин, составитель О.Козырев.
Комментарии 8
IX в. - время зарождения «ростовской славянской цивилизации». Сперва земли хватало всем. Меря и славяне мирно уживались друг с другом в округе Ростова Великого. Но к X веку количество славян увеличилось до «критической массы». И меряне сдвинулись. На восток.
X век – время разделения мери. Одна часть (более многочисленная) снялась со своей «исторической земли» и, увлекая за собой соседние родственные народы (мурому и мордву), ушла на восток – за Оку.
Вторая часть мерян (меньшая) ушла на северо-восток – за Верхнюю Волгу. Вот - изначальное деление мери. Деление на две части. (Третья часть настолько малочисленна, что её и не называю, просто была – оставшаяся на месте и «обрусевшая», войдя в состав русских дружин – было и такое). Итак, две части. Обе пошли на восток (под натиском проникновения славян в Волжско-Окский регион), но двумя путями: южней Волги (по правому берегу) и северней Волги (по левому берегу).
Только с X века можно говорить о «разных мер...ЕщёВЕРСИЯ О РАЗДЕЛЕНИИ НАРОДА МЕРЯ
IX в. - время зарождения «ростовской славянской цивилизации». Сперва земли хватало всем. Меря и славяне мирно уживались друг с другом в округе Ростова Великого. Но к X веку количество славян увеличилось до «критической массы». И меряне сдвинулись. На восток.
X век – время разделения мери. Одна часть (более многочисленная) снялась со своей «исторической земли» и, увлекая за собой соседние родственные народы (мурому и мордву), ушла на восток – за Оку.
Вторая часть мерян (меньшая) ушла на северо-восток – за Верхнюю Волгу. Вот - изначальное деление мери. Деление на две части. (Третья часть настолько малочисленна, что её и не называю, просто была – оставшаяся на месте и «обрусевшая», войдя в состав русских дружин – было и такое). Итак, две части. Обе пошли на восток (под натиском проникновения славян в Волжско-Окский регион), но двумя путями: южней Волги (по правому берегу) и северней Волги (по левому берегу).
Только с X века можно говорить о «разных меря». Можем вести разговор о диалектах мерян или даже о «разных мерянских языках».
«Южный поток» переселения мерян (по южному берегу Волги) и стал, в конце концов, марийцами (или образовал основу марийских племен).
Ушедшие на северо-восток (северней Волги) остались более «чистой мерей». Даже самоназвание («меря», а не «мари») сохранялось у «северного потока» переселенцев. «Южная меря», при передвижении-переселении смешивалась с соседними народами, жившими восточней ИМЗ (ИМЗ – исконно-мерянские земли)
А «северная меря» переселялась из ИМЗ на практически безлюдные (или мало заселенные) земли северного Заволжья. Именно «костромская меря» долго (веками!) сохраняла и исконный мерянский язык, и исконные мерянские обычаи.
Когда «северная меря», уходя от «ростовских славян» очутилась в северном Заволжье, она наткнулась на других славян. Это были новгородцы. И всё сперва опять было мирно. Земли хватало всем. И земля была общей. Пока «ростово-суздальские» князья со своими «государственными замашками» не достигли и Верхней Волги. «Костромская меря» опять двинулась на восток. Еще дальше на восток. И достигла берегов Ветлуги. Где и встретилась (круг замкнулся!) с «южными родственниками-переселенцами», ставшими к тому времени марийцами. Вот там и образовалось уже к XII в. (северней Волжской Булгарии) Страна Черемисов (меря-мари). Но различия (в том же языке) были уже существенны. «Костромские марийцы» (меря) были более новгородскими», а южные (мари) более «булгарскими» (тюрск. - чирмеш).