Тем не менее, за этим первым чудом не последовало немедленного прекращения губительного поветрия. Напротив, болезнь принялась свирепствовать с еще большей силой, так что «был страх великий, ужас и печаль». С еще более усердным молением народ обратился к Богу и Богоматери, приходя в храм к каждой Божественной службе целыми семьями, вместе с женами и детьми. И вскоре получил просимое.
Смертность прекратилась, все лежавшие к тому времени на одре болезни получили внезапное исцеление, на которое не могли и надеяться, так как прежде болезнь была неизлечима. Примечательно при этом, что сам иконописец Герасим Иконников, написавший чудотворный образ, оказался в числе умерших вместе со всей своей семьей, родителями и братьями. Все пятеро членов этой семьи приняли пострижение в великую монашескую схиму, исповедались, причастились Святых Тайн и скончались. В такой христианской кончине иконописца со всем его домом народ увидел знак великой милости и благоволения Богородицы к нему.
Эпидемия прекратилась вначале в приходе Воскресенской церкви, а затем и во всем городе. Потери от нее составили почти половину городского населения: из 1170 умерло 560 человек, причем из 211 посадских дворов 90 вымерло полностью.
Через 11 лет после этих событий, в понедельник Светлой седмицы 1666 года произошло новое чудо от Шуйской иконы: исцеление одержимого отрока Иакова. В промежуток времени от 16 апреля 1666 года до 7 октября 1667 года от иконы совершилось 85 чудесных исцелений, всего же их к 1800 году было записано 109. Из них большинство составляют случаи исцелений от полной или частичной слепоты и болезней глаз, а также от различных душевных и умственных расстройств, в том числе приписываемых одержимости и порче.
Были также случаи исцелений от болезней ног и рук, заболеваний внутренних органов, болезней головы, глухоты, исцелений болезни спины и зубной боли. Наибольшее число исцелений произошло во время празднования Смоленской иконе 28 июля 1666 года, оно составило 16 случаев, и на следующий день, 29 июля – 18 случаев.
В 1666 году за подписью шуйских священников и от имени городских жителей царю Алексею Михайловичу было отправлено донесение, повествующее о совершающихся от новонаписанной иконы чудесах.
В 1667 году вышла грамота Святейшего Патриарха Иоасафа, согласно указу царя Алексея Михайловича и решению освященного собора повелевавшая архиепископу Суздальскому и Торусскому Стефану ехать в Шую для свидетельствования истинности происходящих там от Смоленской иконы чудес.
Архиепископ Стефан в сопровождении настоятелей шести известных монастырей и других клириков прибыл в Шую накануне 28 июля, перед днем празднования Смоленской иконе. Они взяли письменные свидетельства у соборных священников Алексея и Григория и их прихожан, подтверждающие истинность совершившихся исцелений. Все свидетельства были записаны в особые книги, заверены собственноручными подписями, и препровождены в Москву вместе с донесением архиепископа Стефана Патриарху о выполнении возложенного на него поручения.
Эти события и послужили поводом к церковному прославлению образа, получившего именование Смоленского-Шуйского, празднование в честь которого, помимо общего празднования в честь Смоленской иконы, было установлено на 2 ноября (15 ноября по н.с.), в память об избавлении города Шуи от моровой язвы. Тогда же и Воскресенская церковь из приходской была сделана соборной.
Среди почитателей Шуйской иконы Божией Матери были первые лица государства и церкви. Местное предание сохранило память о посещении города царём Пётром Алексеевичем в 1722 году: «он заехал в Шую для того единственно, чтобы исполнить своё обещание - поклониться чудотворной иконе Шуйской Смоленской Божией Матери, некогда исцелившей царя от тяжкой болезни». Пётр I хотел было забрать икону с собой, но шуяне всем миром опустились на колени и умолили царя оставить икону в соборе.
В следующем столетии в Шуе останавливался цесаревич Александр Николаевич, путешествовавший по России в сопровождении своего воспитателя, поэта Василия Жуковского. 12 мая 1837 года после богослужения в Воскресенском соборе будущий император принял из рук соборного протоиерея Василия Цветкова малую копию Шуйской иконы Божией Матери.
В 1922 году в Шуе чудотворная Шуйская икона Пресвятой Богородицы была изъята из храма, и с тех пор ее местонахождение не известно
А 2 октября 1937 года Шуйский Воскресенский собор был закрыт. И долгое время в помещениях соборного ансамбля располагались Шуйский городской архив и торговая база.
Возобновление богослужений в Воскресенском соборе пришлось на Пасху 1990 года. Осенью 1991 года архитектурный ансамбль Воскресенского собора был передан в качестве подворья Свято-Николо-Шартомскому монастырю.
Преемницей древней чудотворной иконы в Воскресенском соборе стала малая её копия XIX века, подаренная Патриархом Алексием II во время посещения Шуи 20 августа 1993 года. К празднику Рождества Христова 2002 года на соборную колокольню был поднят новый колокол весом 4,5 тонны, огласивший окрестности благовестом впервые за 72 года вынужденного безмолвия.
Нет комментариев