Шуйским филиалом № 2 в рамках проекта "Шуя: время странствий" подготовлена краеведческая страница "Особое кладбище".
На Руси, по крайней мере, в христианский период, существовала традиция погребать некоторые категории покойников не на кладбищах, а в общих могилах, носивших название «убогих домов», «скудельниц», «божедомок», «жальников» и «гноищ».
Здесь находили последнее пристанище те, кого запрещалось хоронить на обычных христианских кладбищах, тех, кто поставил себя вне христианской морали. Хотя здесь были и те, кому просто не повезло с кончиной. Это кладбище называлось убогим домом, или «скудельничьим домом», скудельницей.
Скудельницы, или убогие дома, по примеру убогого дома, бывшего близ Иерусалима, и на горе Сионе села Скудельнича, в старину были во многих Русских городах и посадах (на погребение странных, приходивших во Иерусалим, назначались особые места, потому что жители не дозволяли погребать чужестранцев на своих кладбищах).
И у нас в окрестностях Шуи существовала подобная скудельница, в коей в старину погребались мертвые тела, находимые в окрестностях города. В челобитной, поданной Шуйским земским старостой Иваном Остатковым на имя Царя Петра Алексеевича, написано: «В нынешнем, Государь, 1702 году, марта в 11-й день, в Шуе, в земской избе, Шуйские земские целовальники Федор Фомин и Иван Трофимов извещали: на реке, де, на Тезе, на льду, по Московской дороге объявилось мертвое тело. — Милосердый и Великий Государь, Царь и Великий Князь Петр Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя, России Самодержец, пожалуй нас сирот — своих — вели, Государь, в Шуе ссъезжава двора послать, и то тело мертвое осмотреть и записать; а записав, буде свойственников тому мертвому телу неявитца, вели, Государь, отвесть в убогий дом».
По свидетельству шуйского краеведа В. Борисова, в окрестностях Шуи существовала подобная скудельница, в которой в старину погребали мёртвые тела, найденные в окрестностях города. Убогие дома представляли собой «ямники с надпогребницами», в которых устраивались ледники для складирования в них тел умерших. Это могли быть самоубийцы, опальные люди – государевы преступники, скончавшиеся от вина, удавления, зарезавшиеся, убившиеся при катании на качелях, утонувшие при купании, отравившиеся. Строгость к пострадавшим от, казалось бы, несчастных случаев была объяснима распространением в народной среде того времени языческих обычаев (качели масляной недели) и пьянства, угрожавших народной нравственности.
При убогих домах обычно строили церкви или часовни. Краевед И. Лядов сообщает, что при убогом доме в Шуе была часовня, не уточняя, впрочем, ее посвящения и местонахождения. Традиция христианского благочестия предписывает милосердное и сострадательное отношение к ближнему, которым является «всяк человек», вне зависимости от его веры и морального облика. Именно христианское сострадание к несчастным породило обычай, о котором подробно рассказал В. Борисов. «В четверток седьмой седмицы по Пасхе, когда Церковь наша поминает всех прежде почивших отцев и братий, ежегодно бывает из Шуйского собора в убогие дома крестные ходы. Многие благочестивые граждане жертвовали гробы и саваны для погребения убогих: более же благочестивые сами рыли ямы, разбирали тела голыми руками; не гнушались трупами, – несмотря на то, что некоторые из них в ямниках убогого дома лежали по полугоду; они вынимали из ям эти трупы и клали их в гробы и зарывали. При сем случае некоторые находили в числе мертвых своих родных, без вести пропавших.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев