Что заставляло холуян с таким отчаянным упорством добиваться пресечения стругового хода с помощью мельниц? Думается, вот что: сами холуяне стругового хода на Тезе не теряли, а вот их торговый конкурент Шуя — теряла. Следовательно, суда не поднимаясь вверх по Тезе сгружали товары и торговали ими в Холуе. Именно в период закрытия реки мельницами невероятно увеличились и стали известными на всю Россию четыре холуйские ярмарки, куда вынуждены были приезжать те же шуяне. Помимо этого речные мельницы были просто экономически очень выгодны.
И в конце концов владельцы мельниц узаконили свои интересы, и в 1730 – 1740 годах струговой ход по Тезе прекратился на целое столетие.
Когда первый русский царь Пётр I посещал Шую, он предложил местным купцам поднять уровень воды в Тезе при помощи гидротехнических приспособлений. Это позволило бы увеличить грузопоток товаров, сэкономить деньги и время. Но не так всё просто было сделать. В те времена вся Теза была перегорожена мельницами, развитие судоходства не приветствовалось владельцами мукомолен. Мельники, люди зажиточные, боролись с этой идеей, настраивали крестьян против строительства шлюзов
И только 100 лет спустя мельницы были сломаны фабричным капиталом и судоходство по Тезе было возобновлено. Этому способствовало быстрое развитие текстильной промышленности в городе Шуе, которое требовало путей сбыта, а самым дешевым из них был речной. Для Шуйских купцов невыгодно было гужем (на лошадях) возить от Плеса (с Волги) до Шуи бумажную пряжу, которая выписывалась из Англии. Это побудило Шуйских купцов хлопотать перед Петербургом о разрешении судоходства по реке Теза, которое было получено в 1830 году. Долго хлопотали купцы, но в конце концов разрешение получили.
Теза для судоходства не годилась – обмелела и без поднятия уровня воды в реке о судоходстве не могло быть и речи.. Император Александр Первый, посетивший Шую, способствовал ходатайству шуйских фабрикантов и купцов о строительстве шлюзовой системы на Тезе за счет государственной казны. В 1834 году были начаты работы по шлюзованию реки (от устья до города Шуя).
В 1834 году на реке было начато строительство пяти деревянных шлюзов с плотинами и отводными каналами, гатей, бичевых мостов и служебных зданий с затратой 80609 рублей 77 коп. При шлюзах №1,3 и 4 оставлены были мельничные плотины и действие мельниц было сохранено.
Шлюзы были построены деревянные, размером 10 сажень Х 2 сажени с глубиною на королях в 1 аршин (72 см). Исключение составлял шлюз № 2, где глубина в 1 аршин соблюдена не была.
Всего в строительстве участвовало около 800 человек. По возможности, все рабочие были обеспечены одеждой, зарплатой, тёплыми помещениями для проживания. Первый гидроузел строили под селом Сергеево Шуйского уезда плотники, землекопы - примерно около двухсот пятидесяти человек. По тем временам это было неслыханное строительство! На возведение только одного гидроузла ушло 1000 кубов леса. Через три года шлюзы вступили в эксплуатацию.
10 июля 1837 года на реке Тезе была открыта навигация по шлюзованной системе, построенной на участке длиной 89 км — от города Шуи до устья. В состав каждого гидроузла входили судоходный шлюз и водоподъемная плотина. По конструкции и габаритам судоходные шлюзы на всех пяти гидроузлах были одинаковые, плотины — разнотипные.
Нет комментариев