В этом году исполняется 160 лет Владимиру Амосовичу Табурину (1864-1919) - русскому художнику, графику, иллюстратору, писателю и фотокорреспонденту.
В начале 1900-х годов американская компания "Зингер" только пыталась освоить российский рынок и для этого строила в Подольске предприятие по производству швейных машин. Компания "Зингер" для своих рекламных целей могла выбрать любого именитого художника, но начала сотрудничество с известным в то время художником В.А. Табуриным. В те годы этот художник сотрудничал в таких изданиях как "Север", "Живописное обозрение", а главное, в знаменитой "Ниве". В качестве приложения к журналу "Нива" печатались книги А.С. Пушкина, Н.С. Лескова, И.С. Тургенева, А.П. Чехова и др. Табурину довелось иллюстрировать многие из них. Кроме того, он, как художник прикладной графики, рисовал меню, пригласительные афиши, рекламные плакаты.
Для компании "Зингер" В.А. Табурин создал рекламный плакат поистине в русском стиле: былинная царевна уверенно работает на современной швейной машине "Зингер". Соединение в одном образе элементов далекой старины и современности придавало существенный для рекламы эффект интриги и неожиданности. Эскиз Табурина был утвержден Отделом промышленности и торговли Министерства финансов России в качестве Торгового знака и магазинной вывески компании "Зингер" в России. Эмблема швейных машин начала появляться на страницах "Нивы" и других популярных журналов и газет. Рекламные плакаты украшали собой витрины фирменных магазинов "Зингер" едва ли не во всех крупных городах Российской империи. Значительно возросла популярность торговой марки американской компании в России.
Сотрудничая с компанией "Зингер", помимо рекламного плаката, В.А. Табурин выпустил 18 почтовых открыток. Создание открыток было подлинным призванием художника. В этой отрасли прикладной живописи он был достойным подражателем художницы Е.М. Бём, являющейся первооткрывателем и фаворитом в этом творчестве, и пошёл по её стопам. В своей основе эти открытки напоминали понятный народу лубок - поучительные или развлекательные сценки в русском стиле. В чем-то шутливые, в чем-то ироничные, они воссоздавали быт, хозяйственный уклад рядового обывателя - потенциального покупателя продукции компании "Зингер". Первая известная серия открыток компании "Зингер", оформленная по эскизам В.А. Табурина, вышла в 1905 году. Она называлась "Русские пословицы в лицах" и состояла из 6 открыток: "Не красен обед пирогами, а красен едоками"; "Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумать"; "Хорош Мартын, когда есть алтын. Худ Роман, когда пуст карман"; "Не рой ямы другому, сам в неё упадёшь"; "За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь"; "Для милого дружка и серёжка из ушка". Эти первые открытки имели успех, и вскоре вышла вторая серия, уже из 12 других открыток. Логотип компании "Зингер" на всех открытках размещался на обратной стороне открытки, чтобы не было намека на рекламу.
В дальнейшем компанией "Зингер" издавались открытки других известных художников и на другую тематику. Последующие открытки В.А. Табурина выпускались уже другими издательствами. Так, особое место в творчестве художника заняли эскизы к открыткам, посвященным Первой Мировой войне, изданные фирмой Теодора Киббеля в Петрограде в 1916 году. А в 1917 г. художник выпускает серию открыток "Дети-политики", на которых традиционный лубок соседствует с карикатурой.
Все открытки В.А. Табурина выходили большими тиражами и неоднократно переиздавались. Популярные открытки компании "Зингер" печатались и в советское время, вплоть до Великой Отечественной войны, государственным трестом "Графическое дело", хотя сама компания "Зингер" в 1922 году покинула Россию.
Память о творчестве Владимира Амосовича Табурина сохранилась, а его открытки, как и все открытки, изданные компанией "Зингер", пользуются спросом и весьма ценятся коллекционерами.
Нет комментариев