В 1731 году появилось первое военное учебное заведение — Шляхетский кадетский корпус (впрочем, для подготовки офицеров артиллерии и инженерных войск еще в 1701 году открыли Школу Пушкарского приказа). С 1737 года запретили производить в офицеры неграмотных (до этого грамотными были примерно 90 % офицерского корпуса). После издания в 1761 году Петром III Указа «О вольности дворянства» комплектование армии офицерами стало делом добровольным. Дворяне поступали в полки рядовыми и через один-три года получали звание унтер-офицера, а затем, по открытии вакансий, — офицерские звания. При Екатерине II дворяне сразу по рождении записывали своих сыновей в полки рядовыми, получали для них отпуска «для образования» и к 14‑16 годам недоросли «дослуживались» до офицерского чина. Понятно, что офицеры из них получались не самого высокого качества. Правда, постоянно росло количество кадетских корпусов, но и это не спасало: хорошо подготовленных кадров хронически не хватало.
Павел I решил навести в этом деле порядок и в 1797 году издал указ, согласно которому в офицеры можно было производить лишь выпускников кадетских корпусов и унтер-офицеров из дворян, прослуживших не менее трех лет. Унтер-офицеры из недворян получали офицерский чин после 12 лет службы. К 1801 году помимо учебных заведений для флота, артиллерии и инженерных войск, существовавших с начала XVIII века, делу подготовки офицеров служили три кадетских корпуса, Пажеский корпус, Императорский военно‑сиротский дом, Гапаньемский топографический корпус. С 1807 года дворянам в возрасте 16 лет и старше разрешали поступать в полки на правах унтер-офицеров (их именовали юнкерами) для обучения на офицеров или заканчивать старшие классы кадетских корпусов. С 1817 года офицеров стало готовить Тульское Александровское дворянское училище, а в 1823-м при Гвардейском корпусе открыли Школу гвардейских подпрапорщиков. Затем подобные школы возникли при штабах армий.
В 1830 году появились еще шесть кадетских корпусов, получивших право производства всех выпускников в офицеры сразу при выпуске — до этого из кадетских корпусов выходили не офицеры, а юнкера с правом на производство, хотя выпускников производили в офицеры очень быстро, через несколько месяцев после прибытия в войска. В 1854 году разрешили принимать молодых дворян в полки в качестве вольноопределяющихся (на правах юнкеров), которые после обучения непосредственно в полку получали офицерские звания. Но такой порядок установили лишь для военного времени.
В целом же до середины 60‑х годов XIX столетия военно-учебные заведения давали всего около одной трети офицеров, необходимых армии, а потому корпус офицеров большей частью комплектовали из вольноопределяющихся и унтер-офицеров, прослуживших определенный срок и выдержавших легкий экзамен. Недостатки в подготовке этой части офицеров были обнаружены еще до Крымской войны, и тогда же при некоторых штабах по частному почину военных начальников завели юнкерские школы. По окончании Крымской кампании решили устроить юнкерские школы во всех армейских корпусах, но из‑за нехватки средств и неудобства организации военно-учебных заведений при корпусных штабах таких учебных заведений было всего три.
Коренное переустройство военного образования в России связано с реформами Д. А. Милютина, которого император Александр II в 1861 году сделал военным министром. В середине 60‑х годов кадетские корпуса преобразовали в военные гимназии и прогимназии, близкие по программе общеобразовательных дисциплин к средней школе. Они потеряли право производить своих выпускников в офицеры и стали подготовительными учебными заведениями, готовящими молодых людей к поступлению в офицерские училища. В ходе реформы Милютина создали два типа учебных заведений, в которых обучали будущих офицеров, — военные и юнкерские училища, причем учащихся и тех и других называли юнкерами. Однако между такими училищами была существенная разница.
В то время военные училища имели преимущественно дворянский состав поступающих: туда попадали юноши, окончившие кадетские корпуса (военные гимназии). Юнкерские училища были предназначены для молодых людей со стороны — всех категорий и всех сословий. Большинство поступавших в них не имели законченного среднего образования, что придавало данным заведениям оттенок второсортности. Военные училища готовили офицеров для всех родов оружия, а юнкерские — только в пехоту и кавалерию в звании, промежуточном между офицерским и унтер-офицерским (подпрапорщик, эстандарт-юнкер, подхорунжий), и только уже в войсках их производили в офицеры.
Первые военные училища появились в 1863 году, когда старшие (специальные) классы кадетских корпусов (кроме Пажеского, Финляндского, Оренбургского и Сибирского) были сведены в три военных училища, получивших названия: первое - Павловское, второе - Константиновское и третье - Александровское. В 1865 году на базе Николаевского училища гвардейских юнкеров образовали Николаевское кавалерийское училище (на 200 юнкеров), в связи с чем с 1866 года выпуск в кавалерию из других училищ прекратили. В строевом отношении такие учебные заведения представляли собой батальоны по 300 юнкеров, время учебы в них засчитывали в качестве действительной военной службы. Кроме воспитанников кадетских корпусов в возрасте не моложе 16 лет туда принимали также выпускников гражданских средних и высших учебных заведений. Формально в военные училища разрешали поступать независимо от сословной принадлежности. Однако фактически только дворяне, причем из наиболее знатных фамилий, способны были проложить для своих сыновей дорогу в эти элитные заведения.
Срок обучения в военных училищах составлял два года. С 1864 года выпуск производили после летнего лагерного сбора, так как один лагерный сбор (после первого курса) был признан недостаточным. Выпускали юнкеров в зависимости от успехов по трем разрядам:
1) окончившие училище по I разряду (не менее 8 баллов в среднем по военным предметам, не менее 6 — по остальным и не менее 9 — по поведению и знанию строевой службы) становились подпоручиками, а лучших могли прикомандировать к гвардейским частям для перевода в них после годичного испытания и по представлению гвардейского начальства;
2) окончившие курс по II разряду (не менее 7, 5 и 8 баллов соответственно) получали звание прапорщика;
3) окончившие курс по III разряду (все прочие) поступали в полки портупей-юнкерами на шесть месяцев, после чего их производили в офицеры без дополнительного экзамена и сверх вакансий. Собственно юнкерские училища как новый тип военно-учебных заведений появились согласно утвержденному императором 14 июля 1864 года положению. Их штат был определен в 200 человек (рота). Создавали такие училища при штабах военных округов, называли их пехотными или кавалерийскими и по городу нахождения. В конце 1864 году открыли Виленское и Московское юнкерские училища, в 1865 году — Гельсингфорское (на 100 юнкеров), Варшавское, Киевское, Одесское, Чугуевское, Рижское (на 200 юнкеров каждое), а также Тверское и Елисаветградское кавалерийские (на 60 и 90 юнкеров соответственно) училища. В 1866 году созданы Казанское и Тифлисское (на 200 юнкеров каждое), в 1867 — Оренбургское училище на 200 человек (в том числе 120 казачьих урядников Оренбургского, Уральского, Сибирского и Семиреченского казачьих войск).
В юнкерские училища принимали окончивших военные прогимназии или соответствующие гражданские учебные заведения, а также вольноопределяющихся. Последние составляли две группы: в одну входили лица, имевшие образование в объеме не менее шести классов среднего учебного заведения и служившие один год, в другую — те, кто должен был сдавать экзамен по особой программе, охватывавшей курс четырехклассного училища (они служили два года). Вольноопределяющиеся не были обязаны поступать в училище, но стать офицерами могли только после сдачи экзамена, аналогичного выпуск-ному экзамену училища. В противном случае их приравнивали к унтер-офицерам, призванным по рекрутскому набору. Для поступления в училище вольноопределяющимся надо было прослужить в унтер-офицерском звании три месяца, получить одобрение начальства и выдержать экзамен по пяти общеобразовательным предметам (окончившие шесть классов гимназии сдавали экзамен только по русскому языку и должны были набрать не менее 7 баллов). После прекращения в 1868 году производства нижних чинов в офицеры за выслугу лет в юнкерские училища могли идти нижние чины всех сословий и исповеданий (кроме иудейского) при наличии разрешения со стороны ближайшего начальства.
Обучение в них продолжалось два года (с 1901 года —три года). Учебный курс состоял из двух классов: младшего (общего) и старшего (специального). Причем имевшие аттестаты об окончании средних учебных заведений (семи- и восьмиклассных гимназий и реальных училищ) могли поступать прямо в старший класс, но большинство шли в младший класс или с проверочным экзаменом по русскому языку (прошедшие шесть классов средних учебных заведений), или с экзаменом по особым облегченным программам (не имевшие этого образовательного ценза).
В младшем классе преподавали в основном общеобразовательные предметы — закон Божий, русский язык, немецкий и французский языки, математику, физику и химию (начальные сведения), черчение, географию и историю. Объем и содержание предметов специального класса были обусловлены необходимостью получения знаний для командования батальоном. Здесь изучали тактику, воинские уставы, военную топографию, полевую фортификацию, сведения об оружии, о военной администрации, военное судопроизводство, военную географию, военную гигиену, иппологию (науку о лошадях).Перед началом Первой Мировой войны в России насчитывались десятки военных училищ. (пехотные, артиллерийские, инженерные, кавалерийские, казачьи и военно-топографические ) Это были военно-учебные заведения, готовящие командный состав Армии. Их воспитанники назывались юнкерами
Прослужив установленный срок в этом звании и успешно выдержав установленные экзамены, юнкера производились в офицеры
Цель всей системы образования в училищах была сформулирована в "Наставлении для образования воспитанников военно-учебных заведений" : "Христианин, верноподданный, русский, добрый сын, надежный товарищ, скромный и образованный юноша, испольнительный, терпеливый и расторопный офицер - вот качества с которыми воспитанник этих заведений должен переходить со школьной скамьи в ряды Императорской армии с чистым желанием отплатить Государю и России честною службою, честною жизнью и честною смертью".
В военные училища принимались неженатые молодые люди в возрасте от 17 до 28 лет. В первую очередь зачислялись воспитанники кадетских корпусов, на вакансии - все желающие.
При поступлении в военные училища молодые люди давали подписку о непринадлежности ни к каким политическим партиям, с обязательством впредь ни в какие не вступать и не жениться до окончания курса
Выпускники кадетских корпусов зачислялись в военные училища без экзаменов после собеседования. Все остальные проходили по конкурсу.
В пехотных и кавалерийских училищах проводились вступительные экзамены по Закону Божию, рускому языку, истории и географии (в объеме курса кадетских корпусов или гимназий гражданского ведомства); в артиллерийских и инженерных - сдавали Закон Божий, русский язык, математику и физику.
Успешно сдавшие экзамены и очень строгую медицинскую комиссию считались прикомандированными к военному училищу до принятия присяги. Они получали юнкерскую форму. Юнкерская форма менялась неоднократно одновременно с формой всей армии. Юнкера носили форму унтер-офицеров соответствующего рода войск, но со своими юнкерскими погонами
С этого дня для молодых людей начинался месячны испытательны срок, две недели которого они проводили в стенах училища, затем две недели в летнем лагере. Это был наиболее тяжелый период суровой военной школы; слабые духом "отсеивались". Много внимания, особенно в лагерях, уделялось строевой подготовке и обучению ружейным приемам.
Принятие присяги в военных училищах было событием чрезывчайно торжественным. В начале октября после церковной службы на плау выстраивались юнкера: на правом фланге - старший курс, на левом - первокурсники. Перед строем - аналой со святым еванглием и Крестом; неподалеку - собственный оркестр. После приветствия начальника - равнение на знамя и сразу же, под звуки торжественного, восхищающего душу мараша "Под двуглавым орлом" появлялось белое знамя с золотым орлом на вершине его древка. Знаменщик останавливался у аналоя, раздавалась команда "На молитву! Шапки долой!", и негромкий голос священика произносил незабываемые слова - Сложите два перста и подымите их вверх. Теперь повторяйте за мнй слова торжественной военной присяги: "Обязуюсь и клянусь Всемогущим Богом перед Святым Его Евангелием защищать Веру, Царя и Отечество до последней капли крови...".
(кстати, полные тексты присяг я как-то приводил в теме Николай II-последний правитель Р.И.)
Затем адъютант училища читал вслух военные законы, карющие за нарушение присяги и награждающие за храбрость. Юнкера были серьезны, ответственны, горячо молились, целовали поочередно Крест, Еванелие и Знамя, возвращались на свои места. Далее следовал церемониальный марш, после которого всех их ждал праздничные обед, вечером - бал, на следующий день - первый отпуск в город, очень важное событие в жизни молодых людей: отныне они становились "зеркалом" заведения. в котором учатся, и по тому, как юнкер был одет, подтянут, воспитан, как вел себя в обществе, судили не только о нем, но и об училище в целом.
С учебным курсом пехотных училищ был схож курс кавалерийских и казачьих училищ, но там изучали еще и иппологию (науку о лошадях). Юнкера - артиллеристы постигали в основном точные науки: математику, включая аналитическую геометрию, дифференциальное и начала интегрального исчисления, физику, химию, механику, черчение.
В программу инженерных училищ входили помимо этого атака и оборона крепостей, минное искусство, подрывное дело, подводные мины, строительное искусство, железнодорожное дело, военные телеграфы.
В обязательном порядке все юнкера военных училищ изучали Закон Божий, русский и иностранные языки, учились верховой езде, танцам, фехтованию, гимнастике.
Ежегодно 15 лучших гимнастов из числа выпускников отправлялись на высочайший смотр в Царское Село. музыкальная подгтовка тоже находилась здесь на должной высоте. В каждом училище были свой оркестр и хор.
В каждом училище свой девиз. У Киевского Константиновского пехотного училища -"Помните, чье имя носите!", у Алексеевского пехотного - "Дисциплина - прежде всего!", у Тифлисского -"Жизнь -Царю, сердце - даме, честь - самому себе!", у Павловского - "Сам погибай, а товарища выручай!", у Виленского - "Виленец один - и то в поле воин!", у Николаевского кавалерийского - "И были дружною семьею солдат, корент и генерал!". Все девизы становились жизненным кредо будущих офицеров.
В военных училищах, где юнкера воспитывались на основах рыцарской военной демократии и сурового товарищества, не издевались над выходцами из бедных семей или сиротами. Более того, самым бедным полагались специальные денежные вознаграждения, которые жертвовали в их пользу частные лица.
Ответственность за юнкеров лежала на строевых начальниках - наставниках и "отцах" своих питомцев.
Краеугольным камнем воспитательного процесса было религиозное воспитание. Каждое училище имело свою церковь, которую юнкера охотно посещали, исповедывались, помогали батюшке, прислуживали на богослужении, пели в церковном хоре. На стенах церкви были мраморные доски, на которых высекались фамилии погибших воспитанников училища".
"Безверное войско учить - что ржавое железо точить!" - говорил Суворов. Каждый юнкер носил нательный крест. Молебном начинался учебный год. Молитвой начинался и заканчивался день. В дни церковных праздников юнкера были обязаны быть в своей церкви, соблюдать Великий Пост, ходить к святой заутрене на Пасху. (...)
Комментарии 2
Проверив посты, обер-лейтенант Шульце вернулся в штабной блиндаж. Сегодня офицеры его роты отдыхают и за порядком на позициях следит он сам. Январская ночь наступившего 1917 года предстоит длинная и он вновь вернулся к своим давешним размышлениям. Напротив позиций их 8-й армии в Курляндии находится русская 12-я армия. Новая война тем и отличалась от предыдущих, что воюющие стороны вынуждены были поставить под ружьё миллионы солдат и офицеров. Чтобы управлять такими массами народа были созданы новые оперативные соединения - армии. Раньше, как правило, вся армия одной страны состояла всего лишь из одной армии. Теперь же их были десятки. Шульце мысленно пересчитал все армии русских. Всего выходило 17 армий из которых 4 находились здесь - на их Северном фронте в Прибалтике. Далее обер-лейтенант принялся в уме перебирать их по очереди...
1-я армия. В 1914 году нанесла первое поражение рейхсверу в Восточной Пруссии в сражении у Гумбинне...ЕщёСколько армий было у России в Первой Мировой войне!??
Проверив посты, обер-лейтенант Шульце вернулся в штабной блиндаж. Сегодня офицеры его роты отдыхают и за порядком на позициях следит он сам. Январская ночь наступившего 1917 года предстоит длинная и он вновь вернулся к своим давешним размышлениям. Напротив позиций их 8-й армии в Курляндии находится русская 12-я армия. Новая война тем и отличалась от предыдущих, что воюющие стороны вынуждены были поставить под ружьё миллионы солдат и офицеров. Чтобы управлять такими массами народа были созданы новые оперативные соединения - армии. Раньше, как правило, вся армия одной страны состояла всего лишь из одной армии. Теперь же их были десятки. Шульце мысленно пересчитал все армии русских. Всего выходило 17 армий из которых 4 находились здесь - на их Северном фронте в Прибалтике. Далее обер-лейтенант принялся в уме перебирать их по очереди...
1-я армия. В 1914 году нанесла первое поражение рейхсверу в Восточной Пруссии в сражении у Гумбиннена. Своими действиями она вынудила кайзера перебросить на Восточный фронт дополнительные войска из Франции и тем самым спасла Париж от захвата немецкими войсками. Командовал ей тогда скандально известный Ренненкампф. После его увольнения армию возглавил Литвинов.
2-я армия. В 1914 году была разбита при Танненберге Гинденбургом. Тогда погиб её командующий Самсонов. Но через несколько месяцев 2-я армия реабилитировала себя в Варшавско-Ивангородском сражении выигранном Россией. Командовали армией Шейдман и Смирнов.
3-я армия. Одержала победы в 1914 году в Галицийской битве, взяла Львов, успешно провела Карпатскую операцию 1915 года. Но в 1915 году после Горлицкого прорыва потерпела тяжёлое поражение. Армией руководили генералы Рузский (недолго), Радко-Дмитриев (добился всех значительных успехов армии) и Леш.
4-я армия. Сформирована в Казани и переброшена на Юго-Западный фронт. В 1914 году хорошо проявила себя в Галицийской и Варшаво-Ивангородской битвах. В 1916 году была переброшена в Румынию. Командующие - Зальца, Эверт и Рагоза.
5-я армия. Сформирована в Москве. В 1914-1915 годах успешно участвовала в Галицийском и Варшаво-Ивангородском сражениях, Лодзинской и Виленской операциях. Но в 1916 году потерпела поражение во время Нарочской операции потеряв почти 40 000 бойцов. Командующие армией менялись как перчатки - Плеве, Чурин, опять Плеве, Клембовский, Куропаткин, Гурко, Слюсаренко, Драгомиров.
6-я армия. Создана в Петрограде. В 1914-15 годах занималась обороной побережья Балтийского и Белого морей, а также самого Петрограда и Кронштадта. В 1916 году была переброшена на помощь, терпящей поражение, Румынии. Командовали ей Фан-Дер-Флит, Рузский, Чурин, Горбатовский и Цуриков.
7-я армия. Сформирована в Одессе. Первоначально занималась охраной черноморского побережья и границы с Румынией. Затем переброшена на фронт. Участвовала в Галицийской битве. В 1915 году неудачно пыталась ликвидировать Горлицкий прорыв австро-немецких войск. В 1916 году участвовала в неожиданно успешном для русских Брусиловском (Луцком) прорыве вместе с 8-й, 9-й и 11-й армиями. Командовали армией Никитин и Щербачёв.
Обер-лейтенант Шульце сделал неутешительные выводы. За всю войну у русских было только два крупных поражения - разгром 2-й армии под Танненбергом в 1914 году и отступление после Горлицкого прорыва в 1915 году. А также они понесли огромные потери пытаясь прорваться у озера Нарочь в 1916 году. В остальном они весьма успешно и грамотно воевали всю войну.