ЗНАЧИТ, ОН ТУПОЙ?
Маша вышла к подъезду и в бессилии опустилась на лавочку. Руки тряслись, перед глазами темнело. Напротив нее сидел старенький-старенький дед и пристально смотрел на нее своими живыми умными глазами.
– Вы, Маша, прямо, как из старого анекдота: «Уроки сделаны… Мать охрипла… Сын оглох … Соседи выучили все наизусть, собака пересказала!»
Маша покраснела и отвернулась. Она, действительно, почти два часа орала на сына-второклассника, пока делали уроки. И теперь сил на спор с дедом у нее не было. Около года назад его привезли дети из какой-то глухой деревни, где у того был сад, пчелы, огромное хозяйство и огород. Дети и внуки действовали из лучших побуждений: дед часто болел, силы частенько подводили его. Но в городской клетушке дед тосковал…
И однажды он взял в руки кисть, краски и превратил обычный загаженный подъезд тольяттинской «хрущевки» в настоящий Эрмитаж. На стенах нарисовал средневековых дам и кавалеров, а затем сын купил ему в строительном магазине элементы лепнины, пластиковые «позолоченные» рамы для картин, и подъезд и вовсе стал музеем.
Молодежь в нем плевать как-то стала стесняться, да и энергичный дед постоянно выходил с ребятами поговорить о том, о сем. Сначала подростки его сторонились, но дед, проработавший всю жизнь воспитателем в советском детдоме для «шпаны», оказался очень интересным собеседником.
Вот и сейчас он смотрел на Машу без осуждения, тихонько пересел на ее лавку, перекрестился и тихонько заговорил. Он говорил и говорил, и отчаянье потихонечку уходило из сердца измученной матери, и постепенно рождалась надежда.
– Ты себя не ругай, Мария, – говорил дед, – и его тоже. Мать же она – как? Она обогреть должна ребенка-то своего, а не воевать с ним. Я ведь, Машенька, до последнего в школе работал. И вот что тебе скажу. В нашем образовании все вопреки образованию. Да-да, именно так. Все не способствует ему. Детей натаскивают, натренировывают, создают видимость знаний. Поэтому сейчас в моде репетиторы-то эти.
Маша опять вздохнула. Денег на репетиторов у нее не было – она работала на «АвтоВАЗе» в цехе покраски много лет, получала повышенную зарплату, которая вся уходила на оплату ипотеки, коммуналки и необходимого минимума для существования с восьмилетним сыном. Его отец ушел к очень ухоженной журналистке, а простенькая, но добрая Маша теперь существовала, проглатывая горечь каждого дня и запах краски.
Дед полез в карман, достал чистый, накрахмаленный платок и протянул соседке. Потом мягко похлопал молодую женщину по руке.
– Ты поплачь, Мария. Всяко будет полегче. И Богу, Богу-то передай все свои тяжкие думы. Так и говори Господу перед сном: мол, я все, что могла, сделала, теперь вся надежда на Тебя. Молись Ему почаще. И не мучай себя, не кори по поводу этого обучения-то Андрюшкиного.
– Да он просто тупой, дядь Вась. Тупой, и все тут.
– Это зря ты. Господь нас всех разными создал. И ко всем по-разному подходит, индивидуально. Все дети сейчас с трудом выдерживают школьные нагрузки. И тяжело ребятишкам не потому, что материал сложный. Наоборот, современные программы по сложности как раз значительно уступают нашим советским или дореволюционным. Просто содержание учебного материала и дидактические способы его подачи не учитывают природу ребенка. Обучение должно выстраиваться так, чтобы школьник понимал сам то, чему его учат, мог сам решить задачу, заданную на дом. Знаешь, как говорил святитель Московский Филарет? «Просвещение приносит благие плоды обществу только тогда, когда основанием ему служит вера». Бога из школы прогнали, всех уравняли. Эх…
Видя, что слезы с глаз Маши продолжают капать, дед продолжил.
– Как же ты не понимаешь, Машенька, интеллект детей – это точно уж не только хорошо выполненное домашнее задание и контрольные работы. Я вот недавно был на лекции очень известного православного психолога Людмилы Петрановской.
Маша изумленно уставилась на деда, который помимо бесконечного шастанья в храм и бесед с подростками знал обо всем на свете.
– Так вот, – продолжал дед Василий, – ты знаешь, что хорошие отметки не гарантирует человеку успешное будущее. Все школьные задания построены на алгоритме, как в компьютере, машине. А человек же – не машина. Некоторым ребятишкам просто повезло, что их ум позволяет справляться с заданиями легко и даже случайно. Ну представь, Машенька, если бы в школе считались умными и успешными те, кто обладает определенным цветом глаз и волос. И вот если бы этот цвет не совпадал со стандартом, то ребенок считался бы неуспешным. Андрюшка твой – не лентяй, я видел: он старается. Он просто другой. Моя любимая фраза из Псалтири: «Господь намерения целует». Так что, старания Андрюшкины Он видит. И умненький паренек он, я с ним беседовал на площадке.
– А чего же он тогда плохо учится? – с горечью спросила Маша.
– А ты с себя начни, Машенька. Не гордость ли твоя, не тщеславие ли хочет видеть ребенка в первых рядах отличников? У него просто другой интеллект. Понимаешь?
– Не понимаю, – вздохнула Маша.
– Все мы разные! Так Господом задумано, ты же помнишь. Я говорил. Ну вот, в доказательство тебе, Машенька, пример: психологи давно уже выделили восемь видов интеллекта.
– Ну и какой интеллект у моего сына-двоечника? – удивилась Маша.
– А ты вот сама реши. Я тебе буду рассказывать, а ты подумай, что к Андрюшке-то подходит. Есть, например, пространственный. Ну, прекрасно ориентироваться на местности, понимать, какой дом ты построишь для семьи, представлять его в деталях. Такой интеллект у мужиков всегда выше, чем у женщин. Оно и понятно, ведь мужчины занимались охотой с ветхозаветных времен. И вот умения такие интеллектуальные могут встречаться и в профессии, так и в быту они нужны. Ну вот например, пространственный вид интеллекта может выражаться в прекрасном умении парковаться или в кройке и шитье. В школе это практически не востребовано. Ученик может из конструктора строить потрясающие сооружения, но, при этом, быть троечником, считать себя отсталым учеником и искренне верить, что он глупый, так как пишет с ошибками. А на самом деле, ребенок может быть гением пространственного интеллекта, которого годами не замечают.
– Ого! – только и смогла вымолвить Маша, – но к Андрейке это не относится.
– Второй вид – это телесно-кинетический. Проще говоря, умение чувствовать и понимать свое тело. Если у ребенка это хорошо выражено, то можно попробовать учиться в спортивной школе. Третий вид интеллекта – это музыкальный, он обычно передается по наследству. Этот вид связан с чувством ритма и проявляется в музыке. В школе музыкальный интеллект никому не нужен, если только это не специализированное образовательное учреждение.
– Тоже не про сына, – вздохнула Маша.
– А вот, например, вербальный интеллект? Это умение выражать чувства и мысли словами, говорить, писать – богатая и правильная речь, способность к языкам. Проявляется такой вид интеллекта по-разному. Например, может быть такое, что языки ребенку даются легко, а публичные выступления он ненавидит. Или наоборот: писать дети могут хорошо, а говорить не любят. Считается, что харизма – это и есть вербальный интеллект. Такой вид востребован в школе, так как ребенок, у которого «подвешен язык», может рассказать даже то, что не читал.
Еще есть логико-математический интеллект. Уж он-то востребован в школе и дает возможность сделать умозаключение. Логико-математический интеллект воспринимается как синоним «умности». Но можно разговаривать с профессором математических наук и совершенно не понимать его. Этот вид интеллекта может выражаться в системном мышлении, которое есть и в спорте, музыке, медицине. Но в школе он задействован в небольшом объеме, так как многое в среднем образовании покажется странным, если в нем будет слишком много логики.
Дед Василий грустно улыбнулся.
– А есть еще межличностный. Это умение разговаривать с людьми, договариваться, понимать людей, манипулировать ими, вести переговоры, улаживать конфликты. В школе ребенок с развитым межличностным интеллектом, может многое не знать, но всегда договорится с учителями или спишет у одноклассников.
– Ой, вот это – Андрюшка! Миротворец, с кем угодно договорится! Я сама часто ему уступаю, сегодня вот просто на принцип пошла, заставила его двадцать раз переписать сочинение. И зачем?
– Хорошее качество для будущего, и Господу угодно, Машенька.
– Дедушка, а я вот всегда писала дневники и до сих пор пишу, очень люблю размышлять. Это что за интеллект такой? В школе я всегда была белой вороной из-за этого.
– Ой, Маша. Это как раз внутриличностный – умение чувствовать психику человека, а также распознавать свои мотивы, чувства, ценности и всю внутреннюю психическую жизнь. Внутриличностным интеллектом обладают психологи, педагоги и писатели. Этот вид не востребован в школе и является одним из самых поздно развивающихся. Внутриличностный интеллект может быть только врожденным, и его нельзя развить.
Маша смотрела на деда с недоумением. Может, цех покраски – это не высота ее жизни? В школе ее часто называли странной и глупой, потому что с точными науками она не справлялась. Но в столе у нее лежало несколько своих сказок для детей, которые она давала читать подругам и те были в восторге.
– А еще есть натуралистический интеллект, Маша. В мое время это был самый востребованный вид интеллекта, но сейчас ситуация изменилась. Им обладают ветеринары или просто люди, которые любят животных или растения. А еще есть технический, эстетический и экзистенциальный виды интеллекта, которые отвечают за умение работать с механизмами, чувствовать красоту и способность понимать и видеть смыслы, соответственно.
– Так что, Машенька, своего ребенка важно принимать любым. Немножко подтягивать слабые стороны или, наоборот: вложить все силы в развитие преимуществ. И, знаешь, главные слова про образование и воспитание сказал святой Иоанн Кронштадтский: «При образовании чрезвычайно вредно развивать только рассудок и ум, оставляя без внимания сердце, – на сердце больше всего нужно обращать внимание. Нужно очистить этот источник жизни, нужно зажечь в нем чистый пламень жизни, так, чтобы он горел и не угасал, и давал направление всем мыслям, желаниям и стремлениям человека, всей его жизни. Можно быть ученым, но, увы, негодным человеком».
Елена Янковская
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев