В первой половине XVI в. на Дону образовалось
самостоятельное речное государство, Эта христианская казачья республика
на недавних землях павшей Золотой Орды основана Азовскими и
Белгородскими Казаками, а потом она массово пополнялась их
единоплеменниками Казаками с окраин Московии и В.
княжества Литовского, возвращающимися из полуторавековой невольной
эмиграции. К концу XVI в. она уже выросла в мощное военное и полностью
суверенное политическое общество, готовое померяться силами с турецким
султаном и державшее в страхе его степных вассалов. С христианской же
Москвою Донские Казаки установили отношения взаимной поддержки. Такое
положение удовлетворяло население Донской Земля, Московским же царям
было не по душе. Им приходилось с ним мириться, но в их глазах Донские
Казаки оставались только «своевольными людьми», не пожелавшими остаться
под высокой рукой христианского государя. Сто лет до своего исхода на
Дон казачьи станицы, выполняли пограничную сторожевую службу; они стали в
Московии значительным фактором не только военным или экономическим, но и
социальным. Теперь массовый уход Казаков нарушал привычный строй в
стране, но задержать их силою не всегда было возможно. Они возвращались
домой на свою историческую землю и становились там желанными членами
возрождающегося народа. Поэтому то и установилось, как закон, правило «с
Дону выдачи нет!»
Ряд причин заставлял московское правительство
считаться даже с таким неприятным обстоятельством. Приходилось поневоле
примириться с существованием этих самостоятельных союзников -
«федератов», признать их права и обычаи, льстить их самолюбию, называя
Великим Войском, принимать их послов с честию наравне с другими
иностранцами и даже высылать им более или менее регулярно дары -
«жалование». А за такие блага военная республика препятствовала Татарам
нападать на южные окраины Московии.
Договорные союзные отношения
нарушил царь Борис Годунов, а по его почину и сами Казаки. Они приняли
деятельное участие в его низложении, поддерживали двух самозванных
царевичей и, наконец, оказали существенное давление на Земский Собор при
выборах царя Михаила Федоровича. По существу все это было участием в
интервенции, вооруженное вмешательство в дела соседнего государства,
ослабленного Междуцарствием и Смутой, служение собственным казачьим
интересам.
Царь Михаил Федорович продолжал ту же политику
лояльности по отношению к донской республике, но однажды сделал
неудачную попытку принудить ее к покорности при помощи
духовно-религиозных влияний Русской Церкви: на Дон пошли упреки
патриарха Филарета, его угрозы отлучить Казаков от Церкви за
непослушание. В ответ на это, через два-три десятилетия, на Дону
возникло стремление освободиться от духовного давления Москвы, путем
обособления в старообрядчество, религиозные формы упраздненные
патриархом Никоном. Большинство Казаков не приняло его церковные
реформы. Протест против них частично проявился в движении Разина.
«Раскольниками» на Дону стали не только рядовые массы, но и Войсковые
атаманы, как выборные, Самуил Лаврентьев и Илья Зерщиков, так и
назначенный Даниил Ефремов При этом «Распространение раскола среди
представителей казачьей верхушки отражало ее стремление к сохранению
старых церковных и политических порядков на Дону» (А. П. Пронштейн.
Земля Донская в XVIII в. Ростов н/Д. 1961). Из тех же источников пошло и
восстание Разина. Но так же как участие Казаков в Смуте, последнее было
вмешательством во внутренние дела Московии, а потому носило оттенки
социальные и не нашло поддержки во влиятельных общественных кругах
Великого Войска Донского. Во всяком случае. Дон был ослаблен
разногласиями, позволил сторонникам Москвы схватить и выдать Разина, не
считаясь с древним обыкновением убежища, а в 1671 г., скрепя сердце,
принужден был подчиниться требованиям царя и сложил ему присягу. После
этого Донская Земля еще сохраняла значительные автономные права, но уже
не могла вести суверенную внешнюю политику и непосредственно сноситься с
Поляками, Немцами
и Турками. Однако это ограничение часто нарушалось
атаманами. Так, самостоятельные дипломатические сношения с Азовом и
Крымом возобновлялись неоднократно до 1715 г.
К началу
восемнадцатого века казачье Подонье было окружено московской
оборонительной линией от Астрахани до Бахмута; занимая Азов и построив
Таганрог, Россия замкнула полное окружение. Мало считавшийся со
средствами и деятельный, император Петр I постановил закончить П. Д. В
1708 г., он преодолел отчаянное сопротивление Казаков под атаманом
Булавиным, принудил их сложить оружие, зверски расправился с участниками
восстания, отменял право выбирать атаманов и решать дела всенародным
собранием Кругов и в 1721 г. передал управление казачьими делами из
Посольского Приказа в Военную Коллегию. Окроенные со всех сторон и
потерявшие миллион гектаров, земли Казачьего Присуда вошли в
расширившиеся границы Российской империи. Дон был завоеван, но полностью
не покорился. Было еще участие в восстании Е. И Пу гачева (1773-74),
была попытка вооруженного восстания в гг. 1792-94:, было пассивное
сопротивление атаманов С. Ефремова, А. К. Денисова, А. В. Иловайского,
было громкое дело Грузиновых и т. д. Не помогло дружное наступление на
казачью душу всех военных, гражданских и научных кругов России. Им всем
сообща удалось внести в казачьи понятия много ложных представлений, но
искоренить у Казаков память об особенных исторических правах, искоренить
сознание обособленности, не удалось. Поэтому после революции 1917 г.
возродились Круги, провозглашена независимость, которая два года
оборонялась в кровавой борьбе от новой русской власти Советов. В 1920 г.
Дон был снова завоеван, но в какой мере покорен, пока неизвестно.
КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК
Г.В.Губарев ,А.И.Скрылов .
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев