13 МАЯ. ЯКОВ.
Ждали вечера. Обращали внимание: если подует вечером южный ветер, то быть лету тёплому, грозовому и с хорошим урожаем. Вспоминали каким был позавчерашний день, день Ясона. Ясный восход солнца 11-го мая предвещал вёдренное, ясное лето, а тёплая ночь сулила хороший урожай. Сравнивали показания. Надеялись на лучшее.
В некоторых областях России существовало поверье, что в этот день нельзя выезжать в путь-дорогу, не умывшись водою, натаянной из мартовского снега. (Опять мартовский снег!). У себя дома, в селе-деревне, крестьянин ограждён от всякой напасти оберегами да крестами, заговОрами да молитвами. А вот в дальней, чужой стороне…
Бродят по дорогам весенние «болести», разбегаются по земле после зимы-снега, гонит их солнышко. Злые они, прилипчивые. Не дай бог, попасться им человеку! Только мартовский снег и оберегает.
14 МАЯ. ЕРЕМЕЙ-ЗАПРЯГАЛЬНИК. РАДУНИЦА.
14 мая, вторник Фоминой недели. Поминки по усопшим. Собственно, вся неделя – неделя весенних поминок, в течение которой на кладбищах всегда много народу. Но, как правило, поминать начинают во вторник.
Уважение к памяти предков – черта российская, национальная. Не зря же Пушкин писал о любви «к отеческим гробам». В разное время года люди посещают могилы своих близких по разным причинам, так сказать, индивидуально. Но несколько раз в год вся Россия поминает умерших. На Рождество жгут костры, «греют покойников». В Дмитриевскую субботу, в ноябре – всеобщие поминки. На Пасху, после заутрени, ходят на кладбище. В начале мая посещают погосты. И на Радуницу.
На могилки приносят пасхальную еду. Плачут-причитают. Крошат хлеб, куличи, яйца – угощают родительские души. «Христосуются» с родителями: поливают могилы вином. Остатки трапезы раздают нищим.
В течение всей Фоминой недели многие хозяйки оставляли еду на столе Для «изголодавшихся за зиму» покойников.
На Радуницу ждали дождей. Многие были уверены в том, что «не бывает такого радоницкого вторника, в который не капнуло бы хоть одной капельки дождя.(А.А. Коринфский).
Фомина неделя часто совпадала со временем вспашки, поэтому о Радунице говорили: «На Радуницу утром пашут, днём плачут, а вечером скачут (веселятся)».
Каким образом, по каким мотивам пророс, взошёл и укоренился этот обычай – совершенно непонятно. Но именно в этот день каждый год пожилые женщины и старухи «окликали родителей» на могилках. Полагали, что именно в этот день покойники скорбят о прежней жизни и желают повидаться с родными.
Русский этнограф Иван Петрович Сахаров приводит одно из окликаний- причитаний, удивительно поэтичное и трогательное.
«Родимые наши батюшки и матушки! Чем-то мы вас, родимых, прогневали, что нет от вас ни привета, ни радости, ни прилуки родительской? Уж ты, солнце, солнце ясное! Ты взойди, взойди с полуночи, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не во тьме сидеть, не с бедой горевать, не с тоской вековать. Уж ты, месяц, месяц ясный! Ты взойди, взойди со вечера, ты освети светом радостным все могилушки, чтобы нашим покойничкам не кружить во тьме своего сердца ретивого, не скорбеть во тьме по свету белому, не проливать во тьме горючих слёз по милым детушкам. Уж ты, ветер, ветер буйный! Ты возвей, возвей с полуночи, ты принеси весть радостную нашим покойничкам, что по ним все родные в тоске сокрушились, что по ним все детушки изныли во кручинушке, что по ним все невестушки с гореваньица надсадилися.»
Что тут сказать? Мы помним о вас. Мы тоскуем по вам. Нам плохо
«На Еремея и ленивая соха в поле выезжает». По всей широкой Руси идёт сев: от юга до севера, разные культуры, разные сроки. Но обязательно «сей неделю после Егорья (6 мая), да другую после Еремея».
Старые, почтительные к земле хлеборобы, выходили в этот день из дому с молитвой, обращённой к Еремею. Приходили в поле, бросали «три горсти семян, отвешивали три поклона на все стороны, кроме полуночной – северной, а потом шли, благословясь, от борозды к борозде по всему засеваемому загону» (А.А. Коринфский).
И никто не спросит в этот день у крестьянина ни зерна, ни хлеба, ни взаймы, ни за деньги – знают: не даст крестьянин. А если даст – накличет неурожай себе.
Вытащит из семян крестьянин освящённое пасхальное яйцо, погрузит семена в телегу и отправится в поле на сев. Не каждому можно доверить это важное дело – сеять. Только с восемнадцати лет доверяли парню сеять рожь, овёс, гречиху. Зерно надо было уметь разбросать по всему полю равномерно: без проплешин и «куч». А это не так просто.
Замечали погоду: «коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа», на Еремея непогода – всю зиму промаешься».
15 МАЯ. БОРИС И ГЛЕБ - СЕЯТЕЛИ; БАРЫШЬ-ДЕНЬ.
«Борис и Глеб – сеют хлеб». По звуковому подобию (Борис-день) этот день в народе называют «барыш-день». Торговцы в этот день стараются выгодно продать товар, чтобы весь год торговать с «барышом».
С Бориса и Глеба начинают петь соловьи. С появлением этого серенького талантливого певца связано несколько примет. «Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садовину (фрукты)». Если услышишь соловья раньше кукушки, счастливо проведёшь лето». «Поют соловьи перед Маврой – и весна зацветёт дружно».
16 МАЯ. МАВРА-МОЛОЧНИЦА, ЗЕЛЁНЫЕ ЩИ.
Коровы с Егория (6 мая) на траве. Уже наедаться начинают. А раз коровы сыты, то и молока много. «Живы будем – не помрём». А теперь – тем более. Молоко – это жизнь. Куры несутся. Есть, что поесть. Хлебушка нет – не беда. Зато и щавель, и лебеда, и крапива! Вон сколько живительной зелени.
И готовят крестьянки зелёные щи из этой травы. А так как в этих щах нет ни капусты, ни мяса, ни картошки, то щи – пустые. Пустые они и для крестьянского живота: работа в поле каторжная, хотя и приятная, и требует достойного питания для восстановления сил. И чернеет крестьянин от солнца и изнурительной работы. Но это уже не страшно. Теперь – выживем.
18 МАЯ. ИРИНА-РАССАДНИЦА.
В крестьянском хозяйстве за скотиной и огородом следила жена хозяина. От этого и существовало поверье: если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода. Потому-то посадкой капусты на Ирину-рассадницу занимались женщины.
Ещё накануне вечером выносила хозяйка треснутый или ущербный горшок, клала в него выдернутую с корнем крапиву и ставила горшок дном вверх на самую середину средней грядки, получалось – по центру. Для чего? «От нападений вражьей, завидущей силы, чтобы ела она, проклятая, одну крапиву жгучую». (А.А. Коринфский).
А в день посадки, перед началом, хватает себя хозяйка за голову: «Дай же, Боже, час добрый! Чтоб моя капусточка принималась и в головки складалась, чтоб из корня была коренистая, а на листу головистая». Потом приседает на земь со словами: «Чтобы не росла высоко, а росла широко!». Посадив рассаду, придавливает грядку коленом: «Чтоб была туга, как колено!». (А.Н. Афанасьев). А уж в заключение, закончив посадку, в начале первой гряды ставила хозяйка большой горшок кверху дном, клала на него камень и покрывала белым платком, чтобы капуста была тугой и крепкой, как камень, большой, как горшок и белой, как платок.
19 МАЯ. ИОВ-ОГУРЕЧНИК, ГОРОШНИК. ДЕНЬ СВЯТЫХ ЖЁН-МИРОНОСИЦ.
И снова, не разгибая спины, трудятся женщины на грядках. Большая роса и ясный день на Иова сулили обилие огурцов в этот год. Но даже если и не было росы и день начинался в облаках или пасмурно, огурцы всё равно садили, и горох сеяли.
19 МАЯ в этом году - по православному календарю – это день святых Жён-Мироносиц. Второе воскресение после пасхи. Это те самые библейские женщины, которые первыми услышали от ангела весть о воскресении Христа. А потом и сами увидели воскрешение Господа. А по вознесении Иисуса Христа на небо стали проповедовать о нём.
На Руси же этот день стал своеобразным женским праздником и назывался «маргосками» или «маргоскиной неделей». Почему именно так – неведомо. Но то, что день именно женский – точно.
В городах в этот день храмы переполнены женщинами и девушками. И как на утрени Светлого воскресения (Пасхи) исключительно мужчины прикладывались к кресту священника, христосовались со святым отцом, одаривая его яйцом, на «маргоски» это делали исключительно женщины.
Там же, где церкви были далеко от сельских жителей, праздник проходил по- иному. Девушки и женщины уходили в ближайший лесок, находили лозняк (ракиту, иву, тальник) с распускающимися листочками и начиналось. Каждая выкладывала принесённую с собой еду. Разную. Но обязательно два сырых яйца и два крашеных.
Наступал торжественный момент. Молча снимали с себя кресты и вешали их на дерево. Затем каждая подходила к тому кресту, с хозяйкой которого она бы хотела «покумиться». Осеняла себя крестом, целовала «избранный» крест и надевала его на себя. Её же крест доставался хозяйке «избранного» креста. Обе женщины (или девушки) целовались и становились «кумушками» до Духова дня (понедельник после Троицы). Когда же все «перекумятся», начинаются песни, пляски, игры.
Я поздравляю именинников недели с днём ангела:
13 мая: Иван, Игнат, Никита, Яков.
13 мая: Иван, Игнат, Никита, Яков.
14 мая: Еремей, Ефим, Игнат, Макар, Тамара.
15 мая: Афанасий, Борис, Глеб, Зоя.
16 мая: Пётр, Тимофей.
17 мая: Кирилл.
18 мая: Ирина, Яков.
19 мая: Денис.
Света, силы и доброты вам!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 1