Изображение на Туринской плащанице не может быть отпечатком человеческого тела.
Тема знаменитой реликвии – куска ткани, в которую якобы было завернуто тело Иисуса после снятия с креста. Впервые плащаница упоминается в письменных источниках в конце XIV века, и уже тогда высказывались большие сомнения в её подлинности. Как известно, на ткани имеется как бы негативный отпечаток тела некоего бородатого мужчины.
Папа Франциск осматривает Туринскую плащаницу, 2015 год. ----------
Отпечаток хорош… даже слишком хорош, подумал бразильский исследователь Сисеро Мораес, специализирующийся на 3D-реконструкции. Изображение на плащанице полностью соответствует пропорциям человека, но могло ли оно получиться при заворачивании тела в ткань?
Туринская плащаница: современное фото лица, позитивное (слева), и изображение, обработанное в цифровом формате (справа) --------------
Ведь если вы, к примеру, нанесете на лицо краску, а потом прижмёте к лицу салфетку, отпечаток не будет копией вашего лица.
Отпечаток на салфетке от лица Сисеро Мораеса (с подрисованными контурами) ----------------
Он получится растянутым, потому что вы как бы делаете проекцию трехмерного объекта на плоскость. Да посмотрите хотя бы на карту мира – континенты на ней, по сравнению с глобусом, имеют искажённые очертания.
Мораес решил провести виртуальный эксперимент, для чего создал две 3D-модели. Одна из них полностью соответствовала форме человеческого тела, а другая представляла собой плоский барельеф в виде фигуры человека. Затем экспериментатор накинул на обе модели виртуальную «ткань», получил отпечаток от соприкосновения ткани с моделью, и сравнил с фотографиями Туринской плащаницы.
Процесс "натягивания ткани" на виртуальную модель тела --------------
Что же получилось? Отпечаток плоского рельефа очень точно соответствовал тому, что мы видим на реликвии. Между тем модель, соответствующая телу человека, дала на ткани сильно искаженное изображение.
Вывод Мораеса, опубликованный в журнале Archaeometry, сформулирован аккуратно: плащаница — не что иное, как «шедевр христианского искусства».
«Изображение на Туринской плащанице больше соответствует матрице с низким рельефом, – говорит Мораес в интервью. – Такая матрица могла быть сделана из дерева, камня или металла и окрашена — или даже нагрета — только в местах соприкосновения, создавая наблюдаемый рисунок».
На иллюстрации в центре фото отпечатка на Туринской плащанице, слева отпечаток, полученный при соприкосновении с трехмерной скульптурой, справа - с плоским рельефом ------------
В XIV веке барельефные изображения религиозных деятелей были чрезвычайно популярны – например, ими украшали надгробия. Так что, по мысли Мораеса, именно тогда плащаница могла быть создана в качестве произведения искусства, а позднее стала считаться подлинной. Судя по письменным источникам, это вполне правдоподобная версия. Мы только что писали о том, что изначально реликвию представляли как «образ Плащаницы», а уже потом стали выдавать за «оригинал».
Еще в 1988 году радиоуглеродный анализ Плащаницы показал, что ткань, из которой она изготовлена, соткана в XIII-XIV веке.
Да и выводы Мораеса, по мнению, специалистов, не новы. Вот что пишет Андреа Николотти , профессор истории христианства в Туринском университете: «Уже как минимум четыре столетия мы знаем, что изображение тела на Плащанице можно сравнить с ортогональной проекцией на плоскость, которая, безусловно, не могла быть создана посредством контакта с трехмерным телом».
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Нет комментариев