«Канжальское сражение»
Данная статья продолжение к теме мифа "Канжальское сражнение". Шаг за шагом мы пройдём по публикациям на которые ссылаются создатели мифа и постараемся показать, как создавался миф, как вносили в него свои правки создатели мифа, чтобы это сражение нарисовать в нужной проекции и на нужной территории.
Фальсификация источника – это создание никогда не существовавшего документа, либо поправки подлинных документов. В обоих случаях присутствует сознательный умысел, рассчитанный на общественное внимание, желание с помощью выдуманных фактов или реально происходивших, но искажённых событий «исправить» историю.
На примере мифа «Канжальское сражение» мы с заинтересованным читателем рассмотрим те работы, которые указывают создатель мифа Кабардино-Балкарский Гумантиарный институт, сборник:
«Канжальская битва и политическая история Кабарды», изд. Котляровых,Нальчик, 2008г., и те работы, которые ими не использованы и относятся к исследуемой Теме.
Также параллельно мы будем анализировать
сборник «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIXвв.», г.Нальчик, 1974г.
Фальсификация «Канжальского сражения» создателями этого мифа, на мой взгляд, преследовали две большие задачи.
Первая – показать это сражение на исторической территории Балкарии, и при этом увязать проживание кабардинского этноса на «территории сражения –Кабарду, как историческую территорию проживания кабардинского этноса".
Вторая - Представить Кабарду, как государство равное России и Турции, ведь по представлениям создателей мифа небольшое ополчение кабардинцев, побеждает 100 000 армию Крымского ханства.
В одной маленькой Теме выдать все анализы невозможно. Вдумчивый читатель я думаю, сможет разобраться в этой нехитрой комбинации. Здесь при создании мифа расчёт был, что никто не посмеет выступить против административного ресурса руководства КБР и КБИГИ в период создания мифа 2008г.
Так оно и случилось. Только балкарская общественность выступало и выступает против этого мифа. Есть и книга «Миф Канжальского сражения», М.Л. Големба , 2013г., но это работа, как и принято, в нашей кабардинской исторической науке и книга предана анафеме, как националистическое издание, не имеющего отношения к «истинной науке».
Да и выступления мои – Хадиса Тетуева, пытались задушить судебным преследованием, а сейчас, пытаются создать вокруг моего имени, как человека, который ничего не понимает в истории.
Все проходит. И это пройдёт.
Сегодня, у меня на руках документы, подтверждающие подлог исторических документов и знания, что «Канжальское сражение» - миф.
Вот почему, никто не хочет Публичной дискуссии по этому вопросу.
Хадис Тетуев, историк, 25.08.2019г.
Документальная История
Книгу, которую мы Вам представляем описываемый период XV - век.
Эта книга по неизвестным причинам не опубликована в сборнике «Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов 13-19вв.»,
ИОАНН ДЕ ГАЛОНИФОНТИБУС
КНИГА ПОЗНАНИЯ МИРА
LIBELLUS DE NOTATIA ORBIS
I
ТАТЫ И ГОТЫ. ВЕЛИКАЯ ТАТАРИЯ: КУМАНИЯ, ХАЗАРИЯ И ДРУГИЕ НАРОДЫ КАВКАЗА
(глава 8)
Вдоль и вокруг Черного моря живут два малых народа: таты 30 и некоторое число готов 31. В своей религии они следуют грекам и пользуются греческими буквами. Готы претендуют на происхождение от шотландцев 32 и говорят как англичане 33. Они живут здесь вдоль побережья близ Каффы, так же как и в Татарии или Кумании 34. На западе Великая Татария граничит с Валахией 35, с Россией 36 — с севера и тянется до самого Северного Китая 37, на востоке она граничит с Хорезмом 38 и некоторыми пустынями. Северными соседями являются Россия или Йахабри 39, которые являются степями. Черное море или море Танайское 40 находится к западу от Великой Татарии. Южными соседями являются чрезвычайно высокие горы Кавказа 41 или Каспийские горы, Бакинское море 42 (это последнее называется также Каспийским морем) 43 и Персия. Эта страна предоставляет поселения для многочисленных народов и состоит из различных провинций, а именно: Кумания, Хазария 44, Иахабри 45, Иухугур 46, кыпчаки 47, гумат 48, блаки 49, кумыки 50 и авары 51. Многие народы северных гор даже не знают своих соседей. Их языки и письмена схожи в такой же степени, как итальянский и испанский языки. [14] …
Город и порт Тана 55 находится в этой же стране в Верхней Черкесии 56, на реке Дон 57, которая отделяет Европу от Азии. Об этих землях можно рассказывать много удивительных вещей, однако я здесь буду пренебрегать ими.
Подверженные частым войнам, эти области почти не заселены: из-за выкупов господа ежедневно продают своих слуг, кроме того даже родители продают своих детей, и в конце концов страна была разорена Тимур-ленгом, а ее жители пленены. Вследствие отсутствия золота и серебра, а их требует правитель, народ вместо них отдает ему своих сыновей и жен, и он сразу же продает их работорговцу. Вот почему страна растеряла свое население.
Известная река Волга 58, которая впадает в Каспийское море, протекает через эту страну, и говорят, что она разветвляется на сорок рукавов, одним из которых [15]является река Дон, которая впадает в Азовское море 59, а оттуда — в Черное море. Река в течение года на несколько месяцев покрывается льдом, вследствие чего люди, так же как и лошади, телеги и верблюды, переходят реку по льду.
В этой стране много христиан, а именно: греки, разные армяне, зики 61, готы, таты, воляки 62, русские, черкесы 63, леки 64, йассы, аланы 65, авары 66, казикумухи 67 и почти все они говорят на татарском языке 68…
II
ЧЕРКЕСИЯ
(глава 9)
Страна называемая Зикией или Черкесией расположена у подножья гор (Бештау-Пятигорье прим.), на побережье Черного моря. Они не имеют царя и у них есть только несколько мелких феодалов, многие их села никогда никем не управлялись, и они имеют своих собственных глав. В стране нет городов, равнины там небольшие и горы, которые тянутся до самых Каспийских гор, очень высоки. Здесь живет две группы народов: белые и черные черкесы 81. [17] Слово “черный” означает только название народа, но не говорит о цвете их кожи. Горцы именуются черными, а те, что живут в долинах и на побережье моря — белыми тарками. Никто никогда не посещал этих черных, и сами они никогда не покидают гор, кроме тех случаев, когда им необходима соль. Они имеют свой собственный язык и свою письменность. Что касается их религии, то в некоторых обрядах и постах они следуют грекам, пренебрегая всеми другими сторонами религии, ибо они имеют свои собственные культы и обряды. Вместо сорокадневного поста 82, они постятся пятьдесят дней 83, так как они выполняют также предрождественский и пятничные посты. И это все. В великие посты и воскресенья, они даже приносят в жертву животных, мясо которых раздается и поедается, но головы они отдают бедным и старым или же выставляют их на высоких местах, вроде ветвей дерева, что предполагает пищу для духов 84. Дерево высаживается рядом с церковью и на него вешают крест, после чего его называют древом господним. На ветвях этого дерева развешивают различные символы, среди которых есть и головы животных 85.
Монахов они не имеют. Их священники женятся подобно другим мужчинам и холостых священников у них не бывает. Они большие мошенники и воры. Одно село нападает на другое в открытую, похищая детей и мужчин хотя они могут это делать и тайком, если захотят — а затем тут же на берегу моря они продают пленных работорговцам 86 .
Как татары занимаются продажей членов собственной семьи, так и этот бедный народ творит то же самое. Но есть одно доброе дело, которое они делают: рядом с церковью и упомянутым выше древом господним очерчивается круг, внутри которого никто никогда не посмеет прикоснуться к чему-либо 87. Но вне этого круга правило таково, что тот, кто первым прикоснется к чему-либо, то он может владеть этим. Это правило особенно применяется на побережье, где спасенное имущество и спасшиеся от кораблекрушений представляются как божий дар и люди обмениваются на свиней.
Говорят, что их женщины являются великими волшебницами и применяют свое ремесло очень охотно. Они вызывают ветер и заставляют море штормить, творя [18]кораблекрушения, ибо у них нет хороших гаваней. Когда я путешествовал по этим землям и вокруг них, я убедился, что эти сплетни являются правдой. Волшебные силы повергли море в неистовство, особенно ночью. Но наши молитвы и святые помогли нам одолеть эти силы. В конце концов они сказали: “Мы не смогли восторжествовать над вами, ибо вам споспешествуют святые. Мы ночью воочию видели святого Николая, спешившего к вам на помощь с большим светильником, когда вы во время шторма пребывали в опасности” 88. Так они сказали, когда все закончилось.
Их женщины прекрасны и мягкосердечны. Их мужчины едва прикрывают свою наготу какой-либо одеждой вообще, за исключением знатных.
Хорошо известно, как черкесский дворянин был продан в Генуе, где он прошел обучение, и когда он освободился от рабства, то стал францисканцем и в конце концов Святой престол посвятил его в архиепископы епархии этой страны 89. Здесь он жил и долго удерживал свой приход, обращая в христианство многих своих соотечественников90.
Султан Каира 91 был обращен в рабство и увезен в Египет в наше время и когда случилась смерть другого султана, он сам стал султаном, и нынешний султан является его сыном. Я видел их обоих, и самого сына, и родителей, которым он наследовал.
Итак, выше я рассказал, что этот народ чрезвычайно талантлив и способен к различным делам, но не в своей собственной стране.
Эта страна граничит на западе с Черным морем, с Татарией — на севере, с Каспийскими горами — на востоке и с Грузией 92 или Абхазией — на юге 93.
III
АБХАЗИЯ, МИНГРЕЛИЯ
(глава 10)
За (Черкесией) находится Абхазия, малая, холмистая страна. Она располагает множеством животных 94 [18] и прекрасным вином 95. Они не употребляют хлеб или пшеницу, они никогда не имели их, они варят перемолотое просо (кукурузу) в глиняных сосудах, без соли, и вот это они едят вместо хлеба 96.
Не очень миролюбивый римский император поработил их и послал им слепок ступни своей ноги для того, чтобы они носили его на голове как символ их покорения и с того дня они носят этот слепок на своей голове 97…
Грузия, одна из четырнадцати областей Азии, расположена к востоку от этой страны.
IV
ГРУЗИЯ
(глава 11)
Грузия 112. Эта страна обширной протяженности не является единым целым, а разделена на большие части в пределах самой страны. Как было упомянуто выше, она граничит на западе с Кавказом или Эльбрусом 113. Соседями на юге являются Большая Армения или Персия, Бакинское или Каспийское море — на востоке и Татария — на севере. Страна разделена на две части. [22] Внешняя, восточная часть называется Иориания, тогда как внутренняя часть — Абхазия 114…
Текст воспроизведен по изданию: Иоганн де Галонифонтибус. Сведения о народах Кавказа (1404 г.). Баку. Элм. 1979
© текст - Буниятов З. М. 1979
© сетевая версия - Тhietmar. 2005
© OCR - Reindeer. 2005
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Элм. 1979
Мы приносим свою благодарность
Олегу Лицкевичу за помощь в получении текста.
Страна называемая Зикией или Черкесией 79 расположена у подножья гор (Бештау-Пятигорье прим.), на побережье Черного моря. Они не имеют царя и у них есть только несколько мелких феодалов, многие их села никогда никем не управлялись, и они имеют своих собственных глав 80. В стране нет городов, равнины там небольшие и горы, которые тянутся до самых Каспийских гор, очень высоки.
Теперь, когда мы знаем, где располагается - Черкесия обратимся к книге:
С. М. БРОНЕВСКИЙ
ИСТОРИЧЕСКИЯ ВЫПИСКИ
о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен Ивана Васильевича доныне
/л. 10/ Историческия выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен царя Ивана Васильевича 1559
Пришедший из Польши на службу к российскому государю князь Дмитрий Вишневецкий, посланный предводительствовать частию войск, действующих противу крымских татар, взял город Ислам Кермень. С другой стороны подвластные царю Ивану Васильевичу пятигорских черкес князья Тазруд и Дасиба учинили нападение на остров Тамань, подвластный Крыму, и взяли два города Темрюк и Тамань 2.
В том же году пришли послы из Бухар, из Юрген, так из Шамор хана (Персии) 3 с дарами и просьбою о позволении производить торг с Россиею 4. Еще присланы были два посольства, одно от тюменскаго князя с просьбою о принятии его в подданство и защищение; другое /л. 11/ от Шавкалов (Шахехалов) с просьбою, дабы российский государь защитил их от подданных ему князей черкасских. Оба сии посольства с милостию были приняты; но неодинакое по прозьбам их по сие последовало соизволение. Тюменский князь был принят в подданство, но как подошедшим жалобам от черкес кабардинских ясно открылось, что сами шавкальские народы делают обиды черкесам, то в защищение сих последних противу шавкалов послано войско в черкаския кабардинския области. Статься может, что сие данное защищение черкаским народам и оттого произошло, что они тогда же просили царя Ивана Васильевича о прислании к ним священников [28] проповедников, объявляя намерение свое принять /л. 11 об./христианский закон. Посему с войсками вместе посланы к ним и священники.
Известно, что сии народы имеют жительство свое в горах Кавказских и разделены на множество владений под разными именами…
1570
Темрюк Мамстрюкович, князь пятигорских черкес, тесть царя Ивана Васильевича, первый претерпел от крымских татар нападение. Хотя известны всем храбрость и проворство в битве горских черкес, несравненно всегда превосходящих крымских татар, но владения и сила Темрюкова не соответствовали его храбрости. Ибо быв оставлен от других горских князей, или преданных крымским татарам, или его неприятелей, принужден был с малыми своими силами противу многочисленых войск крымских сражатся. И следствие сему воспоследовало такое, каковому /л. 14 об./ естественно быть надлежало, то есть, что он был разбит, сам ранен и два сына его, Мамстрюк и Биберюк, впали в плен крымцам.
1571
В 1571 году послан был в Царь-Град чрез Азов и Кафу гонцом Иван Петрович Новосильцов, для поздравления султана Селима с возшествием его на императорский престол и для принесения жалобы о бывшем нападении войск его на Астрахань 12. Сколь неудачно было ходатайствование его по препорученным делам 13, но при отпуске его с грамотою, содержащею мирныя предложения, объявлено было ему неудовольствие Порты за построение /л. 15/ города на Тереке с требованием, чтобы оной был Россиею оставлен.
1572
Между тем крымцы делали безпрерывныя в Россию набеги, дважды подходили к Москве, но в последнее нашествие их, в 1572 году случившееся, будучи два раза разбиты в 50 верстах от Москвы, близь Молодей, князем Михаилом Ивановичем Воротынским и при Усть-Лопасни боярином князем Иваном Петровичем Шуйским и окольничьим Васильем Ивановичем Умным-Колычевым. Хан Девлет Гирей, спасался бегством, возвратился с большим уроном 14. /л. 15об./
По кончине царицы Марии Темрюковны, случившейся в 1569 году, царь Иван Васильевич по трехлетнем вдовстве вступил в третий брак с девицею Марфою Васильевною Собакиною 15. Но как чрез две недели после бракосочетания воспоследовала кончина ея, то царь Иван Васильевич возимел сомнение о отравлении супруги его ядом. Подозрение его с казнию было неразлучно. Боярин князь Михайло Темрюкович Черкаской родный брат [30] царицы Марии Темрюковны, князь Петр Горенской-Оболенской и многие другие были казнены в одно время.
1585
/л. 16/ Турки были войне с персиянами и имели также войски на Тереке, чтобы берегами Каспийскаго моря проникнуть в Персию 16. Волжские казаки и черкесы их безспокоили. А потому намерение их было с помощию нагайцов учинить нападение на Астрахань.
1585
К сему присоединилось неудовольствие их на донских козаков, которые часто делали набеги на облас- ти Азовския и препятствовали на Азовском море черкасам, подвластным туркам, производить рыбную ловлю. Таковые обстоятельства понудили царя Федора Ивановича послать в Царь-Град гонца Василья Ивановича Непейцина, который столь удачно /л. 16 об./ ходатайствовал у Порты Отоманской, что при отпускном его представлении предпочтен был посланнику венециянскому, и Порта в первый раз отправила вслед за сим посланника своего в Россию, а прежде посылала только гонцов 17.
Как видно из дипломатической переписки кабардинские черкесы во второй половине XVI века живут на побережье Азовского и Каспийского морей, (Не Пятигорье в Ставропольском крае, а побережье Каспийского моря).
При государствовании блаженныя памяти Его Императорскаго Величества Петра Перваго были нападения на Кабарды от ханов крымских сильные, а именно:
В 1705 году хан крымский Каплан Гирей (который ныне там ханом же) приходил на кабардинцов со многим войском для завоевания и присовокупления оных себе, но те войска от кабардинцов разбиты, и помянутой хан принужден /л. 52/ был от них кабардинцов прочь отойтить.
В 1720 году на них же кабардинцов приходил хан крымской Саадет Гирей войною, при котором было людей тысяч с сорок, и принуждал их всякими образы чрез своих присланых, дабы они предалися ему,
и совокупились с ними вместе, и жили б в их стране на Кубане, и определили б вместо дани с каждаго двора давать по ясырю, буде же они и на Кубань с ним ханом не пойдут, а останутся в старых жилищах, то б також давали ему по ясырю ж; а буде сего /л. 52 об./
не учинят, то хотел он хан жилища их раззорить, и выжечь, и самих их всех побить. Однако ж они кабардинцы, на такие его ханские угрозы несмотря, ему ответствовали, что они еще никогда у ханов под владением не бывали и изстари как предки их, так и они служат российским государям в подданстве и пребывают всегда к России в верности.
После котораго их ответствования более к ним хан не присылал, но токмо пожег у них войсками своими деревни, и около оных хлеб на полях и сено в стогах. /л. 53/ И с таким известием прислан от кабардинских владельцов к высокопомянутому Его Императорскому Величеству нарочно Сайдет Гирей Салтан Алеев, и просили они, кабардинцы, дабы для обороны от тех их неприятелей, поведено было послать к ним войска российскаго.
И тогож 1720 года отправлен Его Императорскаго Величества указ к астраханскому губернатору Артемью Волынскому, чтоб он, губернатор, помянутым кабардинцам учинил помощь в потребном случае таким образом, что ежели на них /л. 53 об./ кабардинцов будет наступление от хана крымскаго,
то в таком случае послать ему губернатору к ним на вспоможение и оборону донских и других казаков сколько сот человек пристойно будет. Однако ж тем казакам приказать, что есть ли помянутые кабардинские владельцы пойдут из своих жилищ куда на крымцов или кубанцов в поход, то б они с ними туда не ходили, дабы тем не подать туркам причины к нарушению мирных трактатов. И все оное чинить ему губернатору по своему разсмотрению только б /л. 54/ из кабардинцов оборонять от нападения.
И потом астраханской губернатор в Коллегию иностранных дел писал в двух своих доношениях:
В 1-м из Терка октября от 31 и в другом декабря от 5-го 1721 года: что получа он, Волынской, известие о бытности хана крымскаго у Кабарды, ходил сам с частию войска для за-щищения кабардинцов к Терку и как хан, уведав о приходе войск российских к Терку, со всеми своими войски вышел из Кабарды,
котораго уже посланный от него губернатора в Кабарде не застал, /л. 54 об./ и тако тогда кабардинцы от нападения и утеснения хана крымскаго освободились,
только имели между [49] собою тамошние владельцы домашние ссоры, однако ж и в том он, Волынской, их помирил.
И потом они кабардинские владельцы при нем Волынском вновь присягали в подтверждение прежних их присяг, чтоб быть всем под протекциею Его Императорскаго Величества непременно, и жить между собою в согласии, и служить Российской империи обще всем верно. И дали в том как князья их, так и уздени /л. 55/ все знатные, в Терек новых аманатов, которые и доныне с переменою в российской стороне содержутся.
Текст воспроизведен по изданию: С. М. Броневский. Историческия выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, на Кавказе обитающими со времен Ивана Васильевича доныне. РАН. Институт востоковедения СПб. 1996.
© текст - Броневский С. М. 1996
© РАН. Институт востоковедения 1996.
«Страна называемая Зикией или Черкесией 79 расположена у подножья гор (Бештау-Пятигорье прим.), на побережье Черного моря. Они не имеют царя и у них есть только несколько мелких феодалов, многие их села никогда никем не управлялись, и они имеют своих собственных глав 80. В стране нет городов, равнины там небольшие и горы, которые тянутся до самых Каспийских гор, очень высоки».
Иоанн Де галонифонтибус. Сведения о народах кавказа. (1404 г.) (из сочинения «Книга познания мира»). ... Сведения о кавказских странах и народах
Книга Семена Броневского в упомянутом сборнике АБКИЕА существенно изменено, сс. 53 – 55. При вводном слове автор текста сетует,
что Мартин Броневский путает Пятигорск с Колхидой.
И на с.54 указанной книги слова М.Броневского «Область пятигорцев, или Колхида, простирается до Каспийского, или Гирканского моря и покрыта горами…".
В сноске автор составитель книги Гарданова В.К., указывает «Область пятигорцев – Кабарда».
Но этого у М.Броневского нет. Также в сборнике АБКИА, о каких либо сражениях кабардинцев с Крымским ханством не описывается. В 1974 году в период подготовки к изданию сборника тема "Канжальское сражение", еще не родилось.
В другой книге «Канжальская битва и политическая история Кабарды», издание подготовлено Институтом гуманитарных исследований Правительства КБР и Кабардино-Балкарского научного центра РАН, сс 426-428 приводится следующее название «Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Область кабардинская.
Ссылки даны опублик. Броневский С. Новейшие географические м исторические сведения о Кавказе. Нальчик, 1999г. с.150-154.
В книге КБИГИ с.426-428 описание даётся, беспорядочно отступив от самой книги в оригинале Семена Броневского.
Это позволяет составителю путём вставления нужной информации на с.427, абз. 2 выдать такой текст «… Но около 1590 года они ушли с Кубани на прежние места, откуда для безопасности потом переселились на Баксан.
Такая трактовка текста предполагает вопреки истине того, что кабардинцы в обозначенное время продолжают находиться в районе рек Терек, Сунжа, Кубань, якобы их прежние места Баксан.
Такое вступление составителю даёт возможность уже в следующем абзаце поправить самого Семена Броневского в следующем описании: «…В 1705 году (иные полагают в 1708 –м) хан Крымский Каплан Гирей пришёл с сильным войском для завоевания Кабарды.
Кабардинцы, скрывшись в горы, пропустили неприятеля в тесные ущелья реки УРУП (выделено мной Х.Т.) , составитель указывает (название неверно), то есть редактор указывает нам, что думать надо, не так как пишет С. Броневский, а как редактор думает. И вот в следующем предложении составитель даёт редакторскую поправку и указывает – ЭТО БЫЛА Р. МАЛКА. – РЕД.).
Вот вам и прямое доказательство ФАЛЬСИФИКАЦИИ книги Семена Броневского,
ведь Броневский в своей книге указал, что сражение произошло в ущелье реки Уруп.
С. Броневский не указал, что сражение произошло на реке Малка, в его книге этого нет.
Ведь он своей 2-х томной книге, том 2, с.42 указывает следующее о месте жительства кабардинцев-черкесов: «… Черкесы или Черкассы, чаятельно Страбона известны у Восточных писателей под именем Керкесъ и ли Геркесъ о коих упоминают они как о народе христианском находящихся в соседстве с Грузией, называя его также Бишъ-Тау, то есть Пятигорским, частное название, относящаяся только к кабардинцам. Черкесы сами себя называют Адиге или Адале, что значит на Турецком языке островитянин… Черкесы от древних времён до исхода последней половины 18 века обитали на острове Таманъ».
С. Броневский. М. 1823., имею на руках электронный вариант первоисточника 1823 года издания полученный в библиотеке г. Ставрополь.
Итоги правки и редактирования КБИГИ книги Семёна Броневского:
1. Попытка увязать сражение с топонимами – Баксан, Малка в XVIII веке -1705 --1708г.г., исторической территорией Балкарии.
2. Выявлены исправления и редактирование первоисточника С. Броневского, если у Броневского место сражения указано -река Уруп, Броневского исправляют на нужную реку Малка. Первая находиться в КЧР, вторая в КБР.
3. Точно не установлено, когда было сражение в 1705 или 1708гг., (Ксаверио Главани современник этих событий, личный врач Крымского хана указывает сражение 1723 года).
4. Не совпадает численность войск и ополчения в сражении.
5. Не указан предводитель кабардинцев.
6. Место жительства кабардинцев отличается от того, что нам хотят показать. В начале 18 века кабардинцы жили по реке Терек, гранича с Дагестаном, чеченцами, ингушами,осетинами и грузинами и к реке Малка не могли иметь, какого -либо отношения, как месту жительства.
7. И самое главное, при всём том, Семён Броневский не был свидетелем сражения, он пересказчик.
Такие сведения не принято в научном мире считать за источник и как, доказательство.
8. Точно также создатели мифа изменили и самого С.Броневского в пользу своей версии.
9. В период когда опубликован сборник АБКИЕА 1974 г. темы "Канжальского сражения" не было.
Вот так, вот.
С уважением, Хадис Тетуев, 25.08.2019г., Кабардино-Балкария
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 10
1. Попытка увязать сражение с топонимами – Баксан, Малка в XVIII веке -1705 --1708г.г., исторической территорией Балкарии.
2. Выявлены исправления и редактирование первоисточника С. Броневского, если у Броневского место сражения указано -река Уруп, Броневского исправляют на нужную реку Малка. Первая находиться в КЧР, вторая в КБР.
3. Точно не установлено, когда было сражение в 1705 или 1708гг., (Ксаверио Главани современник этих событий, личный врач Крымского хана указывает сражение 1723 года).
4. Не совпадает численность войск и ополчения в сражении.
5. Не указан предводитель кабардинцев.
6. Место жительства кабардинцев отличается от того, что нам хотят показать. В начале 18 века кабардинцы жили по реке Терек, гранича с Дагестаном, чеченцами, ингушами,осетинами и грузинами и к реке Малка не могли иметь, какого -либо отношения, как месту жительства.
7. И самое главное, при всём том, Семён Броневский не был свидетелем сражени...ЕщёИтоги правки и редактирования КБИГИ книги Семёна Броневского:
1. Попытка увязать сражение с топонимами – Баксан, Малка в XVIII веке -1705 --1708г.г., исторической территорией Балкарии.
2. Выявлены исправления и редактирование первоисточника С. Броневского, если у Броневского место сражения указано -река Уруп, Броневского исправляют на нужную реку Малка. Первая находиться в КЧР, вторая в КБР.
3. Точно не установлено, когда было сражение в 1705 или 1708гг., (Ксаверио Главани современник этих событий, личный врач Крымского хана указывает сражение 1723 года).
4. Не совпадает численность войск и ополчения в сражении.
5. Не указан предводитель кабардинцев.
6. Место жительства кабардинцев отличается от того, что нам хотят показать. В начале 18 века кабардинцы жили по реке Терек, гранича с Дагестаном, чеченцами, ингушами,осетинами и грузинами и к реке Малка не могли иметь, какого -либо отношения, как месту жительства.
7. И самое главное, при всём том, Семён Броневский не был свидетелем сражения, он пересказчик.
Такие сведения не принято в научном мире считать за источник и как, доказательство.
8. Точно также создатели мифа изменили и самого С.Броневского в пользу своей версии.
9. В период когда опубликован сборник АБКИЕА 1974 г. темы "Канжальского сражения" не было.
Вот так, вот.