Общественная организация балкарского народа «Алан» выразила свою позицию на клеветническую статью председателя Координационного совета адыгских общественных организаций, члена Общественной палаты, преподавателя истории КБГУ Жиляби Калмыкова в «Газете Юга» 16.05.2019г.
О фальсификации истории в Кабардино-Балкарии и создание напряженности межнациональных отношений в республике адыгскими общественными организациями должны знать все.
Комиссия по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России
Председатель комиссии Сергей Нарышкин так охарактеризовал её задачи:[3]
«Комиссия, конечно, не будет являться каким-либо надзирающим органом, понуждающим историков делать конъюнктурно-политические выводы из своих исследований. Комиссия должна, первое, организовать работу историков, комиссия должна сделать выводы о том, какие фальсифицированные факты или события истории наносят ущерб интересам России. Сейчас фальсифицированная история проникает во многие кабинеты руководителей партийных групп и даже руководителей соседних государств, которые пытаются вместо налаживания нормального политического диалога с Россией, организации взаимовыгодного сотрудничества, предъявить России всевозможные претензии территориальные, политические, материальные претензии. Мы, конечно, этого допустить не можем».
Исполняющему обязанности Главы
Кабардино-Балкарской Республики
К.В. Кокову
Копия: Председателю Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
А.Т. Мусукову
Копия: Председателю Общественной Палаты
Кабардино-Балкарской Республики
Х.А. Бердову
Глубокоуважаемый Казбек Валерьевич!
В своей статье, опубликованной в газете «Юга» 16 мая 2019 г. (см. Приложение 1), член Общественной палаты КБР, Председатель Координационного Совета адыгских Общественных Объединений КБР Ж.А. Калмыков заявил, что «… из 24 балкарских населенных пунктов 18 находятся на территории исторической Кабарды... На исторической территории Балкарии осталось 30-40% от всего балкарского населения… Уместно ли после этого постоянно жаловаться в федеральные органы власти, что балкарцев лишили средств существования и этнической территории…». Отрицая приемлемость паритета, на основе которого объединились Кабарда и Балкария в 1922 году, поскольку «кабардинцев в пять раз больше, чем балкарцев», он вполне прозрачно намекает, что балкарцам вообще нечего на что-то претендовать.
Эта статья вызвала возмущение всего балкарского народа и явилась очередной (после Кёнделеновских событий 18-19 сентября 2018 гг., связанных с мифической Канжальской битвой) провокацией, подрывающей межнациональный мир и согласие в республике.
Общественная организация «Алан» обычно игнорирует подобные выпады, но в данном случае отсутствие ответа может быть воспринято как согласие балкарцев на то что, их действительно приютили на «исторической территории Кабарды», а внушение кабардинской молодежи такой лжи (см. Приложения 2 - 4), станет бомбой замедленного действия.
Периодические попытки разжигания межнациональной розни до сих пор удавалось нейтрализовать благодаря вековой дружбе, родственным узам и мудрости кабардинского и балкарского народов, но лучше вообще прекратить эти огнеопасные игры.
В целях их прекращения Общественная организация «Алан» предлагает:
1. Считать, что нынешнее расселение народов на территории Кабардино-Балкарии не подлежит пересмотру и призывает прекратить территориальные споры.
2. Рассмотреть правомерность вхождения Калмыкова Ж.А., создавшего очередную конфликтную ситуацию в республике, в состав Межкомиссионной группы по гармонизации межнациональных отношений Общественной палаты КБР и преподавания в КБГУ.
Приложение 1. Копия статьи в газете «Юга» от 16.05.2019 на 1 л.
Приложение 2. Справка о «территории исторической Кабарды» на 3 л.
Приложение 3. Из истории переселения кабардинских аулов на нынешнюю территорию на 1 л.
Приложение 4. Демография кабардинцев по имеющимся источникам на 1 л.
С глубоким уважением,
Председатель Общественной организации «Алан» С.У. Беппаев
Прокурору Кабардино-Балкарской Республики
государственному советнику юстиции 3 класса
Н.А. Хабарову
Глубокоуважаемый Николай Алексеевич!
В статье, опубликованной в газете «Юга» 16 мая 2019 г., «Из 24 балкарских населенных пунктов 18 находятся на территории исторической Кабарды» допущены высказывания Жиляби Калмыкова (члена Общественной палаты КБР), направленные на разжигание межнациональной розни и дискриминацию граждан по признаку их происхождения.
Статья вызвала бурю возмущения в обществе и явилась очередной провокацией, подрывающей мир и согласие в республике. В ней говорится, что: «… На кабардинских землях, выделенных со второй половины XIX в. для удовлетворения земельных интересов Балкарии, было основано 18 населенных пунктов, в том числе Былым (1859), Чижок-Кабак (Нижний Чегем, 1867), Хасаут (1867), Гунделен (1868), Белая Речка (1868), Хабаз (1873), Кашхатау (1875), Яникой (1890), Хасанья (1917), Лашкута (1922-1924), Верхняя Жемтала (1922), Бабугент (1922-1928), Быдыкъ (1922), Герпегеж (1925), Кичмалка (1928-1929), Нижний Баксан (начало 30-х годов XX века), Новая Балкария (1959) Хушто-Сырт (1959).
К тому же автор утверждает, что «… из 24 балкарских населенных пунктов 18 находятся на территории исторической Кабарды (60% балкарского населения). И в ряде кабардинских селений проживает довольно много балкарцев. Например, в селении Кенже 25% населения балкарцы. На исторической территории Балкарии осталось всего лишь 30-40% от всего балкарского населения – и ни одного поселения, где бы проживали другие национальности. Уместно ли после этого постоянно жаловаться в федеральные органы власти, что балкарцев лишили средств существования и этнической территории …».
C какой целью и по чьему заказу периодически вбрасывается в прессу подобная дезинформация, которая сеет смуту и будоражит общество?
Можно бы проигнорировать такие лживые выпады, но отсутствие ответа может быть воспринято как согласие балкарцев на то что, их приютили на чужой территории, и вдохновить автора на еще более крутые заявления.
Периодические повторяющиеся попытки разжигания национальной вражды пока удавалось нейтрализовать благодаря вековой дружбе, родственным узам и добрососедским отношения кабардинского и балкарского народов. Но, если молодежи внушить такую ложь, что кто-то их обворовывает, занимая их историческую территорию, («… На кабардинских землях, … было основано 18 населенных пунктов, в том числе … Гунделен (1868) …») то это может оказаться бомбой замедленного действия.
Считаем, что содержание статьи направлено на разжигание в обществе национальной и вражды, унижение человеческого достоинства по признакам национальности, следовательно, высказывания автора данной статьи подпадают под ч. 2 ст. 282 Уголовного кодекса Российской Федерации – «Действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично, в том числе с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет"».
В связи с вышеизложенным просим Вас:
1) Провести прокурорскую проверку на правомерность высказываний публичного лица (члена Общественной палаты КБР) Калмыкова Жиляби Адальбиевича и разобраться, нет ли в его действиях признаков уголовного деяния, предусмотренных ниже перечисленными статьями УК РФ:
Ст. 282 – «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно и унижение человеческого достоинства»;
Ст. 285 – «Злоупотребление полномочиями»;
Ст. 128.1. «Клевета».
2) В случае подтверждения признаков уголовного деяния, возбудить уголовные дела по указанным нами статьям против автора статьи и лиц, распространивших данную информацию.
3) О принятых Вами мерах сообщить нам в установленном порядке и в регламентированные законом сроки.
К заявлению приложены копии документов, подтверждающих изложенные в заявлении обстоятельства:
1. Приложение 1. Копия газеты «Юга»
2. Приложение 2. Где находится «территория исторической Кабарды»?
3. Приложение 3. Из истории переселения кабардинских аулов на нынешнюю территорию
4. Приложение 4. Демография кабардинцев по имеющимся источникам
Принято на заседании Исполкома Общественной организации «Алан»
С глубоким уважением,
Председатель Общественной организации «Алан»
генерал-лейтенант С.У. Беппаев
Где находится «территория исторической Кабарды»?
Статья Желяби Калмыкова «Из 24 балкарских населенных пунктов 18 находятся на территории исторической Кабарды», опубликованная в газете «Юга» 16 мая 2019 года, вызвала бурю возмущения и явилась очередной провокацией, подрывающей мир и согласие в республике. C какой целью и по чьему заказу периодически выбрасывается в прессу подобная дезинформация, которая сеет смуту и будоражит общество?
О том, чьей исторической территорией является территория расположения балкарских населенных пунктов лучше, чем заключения авторитетных российских, зарубежных и кабардинских ученых не скажешь:
Российский историк В.П. Невская пишет: «Карачаево-балкарцы являются древнейшими жителями Кавказа», а Е.П. Алексеева отмечает: «… Карачаевцы и балкарцы являются исконными, коренными населениями гор и предгорий Северного Кавказа …Карачаевцы и балкарцы местный, древний народ Кавказа, корни которого уходят в эпоху кавказской бронзы» (Урусов К.С-Б. Высказывания о карачаевцах. Евреи о евреях. Ставрополь 2000).
Генерал-лейтенант Генштаба России И.Ф. Бларамберг в 1835 год писал: «издревле Кабарду населяли басианцы и карачаевцы» (Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. / Сост., ред. В.К. Гарданов. Нальчик, 1974. С. 354).
Кабардинский историк Кудашев В.Н. писал: «… кабардинцы не были исконными жителями Кабарды, а откуда-то сюда переселились» (Кудашев В.Н. Исторические сведения о кабардинском народе. Киев, 1913. С. 33).
По сведениям итальянского путешественника, географа и этнографа Джорджио Интериано в 1502 г. «… черкесы (кабардинцы) занимали восточный берег Азовского моря».
Керменчиев и Големба отмечают, что «В конце XVI века кабардинцы были небольшим племенем и кочевали на равнине между нынешними Моздоком, Кизляром и Гудермесом, и остановились в месте впадения Сунжи в Терек, где был поставлен городок Терки… для защиты Темрюка, как от кумыков, так и от Джанхотовичей» (Керменчиев С.Р., Големба М.Л. Черкесы и Кабарда. Пятигорск, 2008 г.).
Турецкий путешественник Эвлия Челеби писал, что вместе с крымским Ханом Мехмет-Гирей и его большой свитой в октябре 1667 года они «дошли до местности БешТау (Пятигорск). Это местность находится недалеко от кабардинских земель. Оттуда мы проехали на восток 5 часов и проехав кабардинские земли, дошли до реки Золка… Отсюда за этой рекой начинаются земли Таулистана». Т.е. земля кабардинцев начинались недалеко от Пятигорска и доходили до реки Золки, которая являлась границей между Кабардой и Тауистаном (Книги путешествий. Evliya Celebi Seyahatnameleri. Istanbul.1996. s. 445-448).
«Ферран, побывавший в Черкесии в 1702 году», описал «период пребывания кабардинцев на Урупе, куда в 1671 году крымский хан переселил их с Кумы (Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII–XIX вв. Нальчик, 1974, с. 112).
Появление кабардинцев на нынешней территории Р. Бетрозов связывает с гибелью аланского государства: «Монголо-татары нанесли огромный ущерб и разбили их государство. Аланы были почти полностью разбиты, а остатки их были вытеснены из степных районов в горы. После чего адыги поселились на опустошенные монголо-татарами степи аланов» (Бетрозов Р. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик 1991).
О появлении кабардинцев на нынешней территории КБР кабардинский историк Аталиков В.М. пишет: «Из приведенных материалов следует, что в начале XIII в. аланы занимали территорию степных районов от Каспия до Азовского моря; к концу XV в., после походов армий Чингисхана и Тимура, остатки алан были оттеснены в горы, а адыги, занимая оставшиеся после аланов земли, распространились от Тамани на восток на значительном пространстве» (Аталиков В.М. Северный Кавказ в XIII-XVвв.// Живая старина.1993. № 3. С. 26 – 27). Аталиков также пишет: «Обратимся теперь к топонимике Кабардино-Балкарии. Названия Кызбурун, Лечинкая, Баксан, Терек, Герменчик, Куба, Чегем, Нальчик и т.д. – тюркские (кстати, этот список можно многократно расширить). До кабардинцев здесь, как известно, жили аланы" (Аталиков В.М. Живая старина. № 3. 1993. С. 34.).
Эти и многие другие источники свидетельствуют о том, что нынешняя Кабардино-Балкария не является «территорией исторической Кабарды», так как в разные периоды своей истории кабардинцы жили в разных местах. Достоверно известно, что с какого-то времени до XVI века они жили в Приазовье, выплачивая за это дань крымским ханам. Уходя от их притеснений, к середине XVI века они переселились в район впадения Сунжи в Терек вблизи Каспийского моря. Оттуда под давлением «кумыкских шамхалов» во второй половине XVII ушли в степные районы нынешней Чечни и Ингушетии, а потом в бассейн реки Кумы. В 1671 году крымский хан переселил их с Кумы на Уруп, где они жили в начале XVIII, где и произошла пресловутая «Канжальская битва», после которой они мигрировали в район Бештау и Кумы «вблизи крепости Святого Креста» (Ставрополя). В 1826 - 1849 гг. генерал Ермолов А.П. и его последователи переселили кабардинцев на нынешнюю территорию (Из истории переселения кабардинских аулов на нынешнюю территорию – Донесение Командиру Отдельного Кавказского корпуса господину генералу от инфантерии и кавалеру Головину 1-му Кабардинского временного суда, от 31 января 1839 г. ЦГВИА, ф. 13454, оп. 2, д. 281, л. 64 об. Документ № 9 в книге «Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII-XX веках». Нальчик, изд. «Нарт», 1992. Предисловие Х. М. Думанова. Стр. 35-36).
Следует также отметить, что Кабарда вошла в состав Московского княжества в 1557 году, когда кабардинцы проживали в устье реки Терек, и просили Ивана Грозного, чтобы он «астороханьским воеводам велел помочь учинити на шавкал».
Какая же из всех перечисленных территорий является «территорией исторической Кабарды», на которой Ж. Калмыков расположил 18 из 24 балкарских населенных пунктов? Получается все наоборот – Кабарда расположилась на исторической территории Балкарии, на которой балкарцы являются коренным народом (аборигеном), в соответствии с международной конвенцией, которая гласит, что «коренным народом считается народ, который обитал на своих землях до прихода туда переселенцев из других мест». Следует отметить, что вновь обретенная родина оказалась для Кабарды весьма благоприятной – именно здесь численность кабардинцев увеличилась примерно в 10 раз (см. Приложение 4).
Свидетельством этого являются многочисленные топонимы, гидронимы и памятники средневековой и более поздней архитектуры, расположенные в горной и предгорной части нынешней Кабардино-Балкарии, где каждая река, ручей, гора, долина, ущелье, плато, склон, водопад, родник, лес и др. имеют свои названия, которые звучат именно на карачаево-балкарском диалекте тюркской группы языков. Массовое переименование топонимики, которым увлекаются в КБР в последние годы, не может изменять старые и старинные карты, изменить историю региона, так как история, как наука, периодически очищается от всякой лжи, мифов и других наносов. Ложные истории не спасают даже многомиллионные тиражи государственного и мирового масштаба.
Многочисленные балкарские сторожевые и боевые башни, крепости, мавзолеи (кешене), городки мертвых также напоминают о том, кто их строил и защищал эту территорию от различных завоевателей. К сожалению, с годами их становится все меньше, вследствие разрушения под действием природных факторов, а также в результате целенаправленных или нецеленаправленных действий. Например, в 1920-е годы уничтожен большой «городок мертвых» у поворота в селение Кенделен, состоявший из более, чем 20 оригинальных шестигранных и восьмигранных кешене и многочисленных захоронений с каменными надгробьями. Аналогичная судьба постигла «городки мертвых» у сел Кашхатау, Ташлы Тала и др. В последние 20 лет уничтожен ансамбль мавзолеев между селами Чегем-2 и Лечинкай. Совсем недавно здесь было 8 мавзолеев, а сейчас остался один и тот со снесенным куполом.
Можно отметить, что эти памятники выдержали многие века, а уничтожаются в наш просвещенный век, хотя они представляют большой интерес для археологов, этнографов и историков и могут способствовать притоку туристов. Их безжалостно сносят современной техникой, стены и камни используют в строительстве, как будто мало камня в горах и руслах рек. Причиной такого дикого отношения к уникальным памятникам культуры, по-видимому, является то, что кому-то они чужие и напоминают о том, чья эта историческая территория. В Северной Осетии, Чечне, Ингушетии и Дагестане принимаются меры по восстановлению и сохранению памятники такого рода, а в Кабардино-Балкарии продолжают разрушаться.
Из сказанного следует, что все 24 балкарских села (до 1944 г. их было более 100) стоят на своей исконной этнической территории. Заявление Калмыкова о том, что 18 из них находится «на территории исторической Кабарды» создает конфликтную ситуацию и является очередной попыткой столкнуть два субъектообразующих народа республики на основании лжи и мифов. Это не первые такие попытки раскачать лодку. Их пока удавалось нейтрализовать – слишком крепкими является вековая дружба, родственные узы и добрососедские отношения этих народов. Но, если молодежи внушить такую ложь, что кто-то их обворовывает, занимая его историческую территорию, то это может оказаться бомбой замедленного действия.
Калмыков, перечисляя годы создания современных балкарских сел, как будто не знает о том, что эти села многократно исчезали в силу различных нашествий, эпидемий и других бедствий и возрождались вновь. Например, с. Хабаз согласно преданиям в 1873 году возродилось в шестой раз, о чем свидетельствуют старинные захоронения на территории села и в его окрестностях. Аналогичным образом обстоит и с другими балкарскими селами.
В то же время достоверно известно, что большинство нынешних кабардинских сел возникло в 1835 - 1849 и последующие годы в период строительства Кавказской Линии (см. Приложение 3). Например, нынешнее село Малка – старое название Ашабово – развивалось на основе балкарского села Ачабай-кабакъ, где жили Ачабаевы, часть которых потом переселилась в Карачай, а часть была ассимилирована. На 2 года позже в 1851 году основано село Сармаково (в 2001 году на берегу реки Малки при большом стечении народа торжественно отмечалось 150-летие этого села). Еще на 2 года позже в 1953 году на правом берегу Малки было основано село Каменномостское и т.д.
Зная о том, что когда-то Кабарда заселилась на этнической территории Балкарии, автор статьи заявляет о том, что 60% балкарцев живет на «территории исторической Кабарды», и чуть ли не в упрек ставит проживание балкарцев в г. Нальчик, в котором пока сохранились дореволюционные дома балкарских князей Малкарукова, Моллаева и др., и здесь располагались ревком и исполком Балкарии до воссоединения с Кабардой.
Оспаривая приемлемость паритета, на основе которого объединились Кабарда и Балкария в 1922 году, в качестве довода Калмыков приводит разницу в численности кабардинцев и балкарцев и совсем прозрачно гнет линию на то, что балкарцам в Кабардино-Балкарии нечего на что-то претендовать. Похоже ему неведомо, что на международном уровне (ООН, Совете Безопасности, многочисленных организациях и комиссиях ООН, ЮНЕСКО и т.д.) соблюдается паритет независимо от численности того или иного члена сообщества.
В заключение Общественная организация «Алан» считает, что нынешнее расселение всех народов на территории современной Кабардино-Балкарии незыблемо и призывает прекратить практику провоцирования территориальных споров и все усилия направить на рациональное использование имеющихся территорий и ресурсов, мобилизации населения республики вне зависимости от национальности на развитие и благоустройство этих территорий, укрепление межнациональной дружбы и сотрудничества, обеспечение равных прав и возможностей всех жителей республики, чтобы каждый мог в ней учиться, заниматься созидательным трудом и строить свое счастье.
P.S. Возникает вопрос: имеют ли право быть членами Общественной палаты республики и преподавателями университета такие националисты и провокаторы, как Калмыков Ж.?
Принято единогласно на заседании Исполкома Общественной организации Балкарского народа «Алан» 01.06.2019
Главному редактору
«Газеты Юга»
М.М. Битокову
Уважаемый Милослав Михайлович!
В «Газете Юга» от 16 мая 2019 г. опубликована статья Ж.А. Калмыков «Из 24 балкарских населенных пунктов 18 находятся на территории исторической Кабарды», которая вызвала возмущение всего балкарского народа и является очередной провокацией, могущей подорвать межнациональный мир и согласие в Кабардино-Балкарии.
Центральный совет Общественной организации балкарского народа «Алан» категорически не согласен с содержанием этой статьи и просит опубликовать ответную статью «Справка о «территории исторической Кабарды» и ее приложения «Из истории переселения кабардинских аулов на нынешнюю территорию» и «Демография кабардинцев по имеющимся источникам».
С уважением,
Председатель Центрального совета
Общественной организации «Алан»,
генерал-лейтенант С.У. Беппаев
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 14
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справка о «территории исторической Кабарды»
Статья Желяби
Калмыкова «Из 24 балкарских населенных пунктов 18 находятся на территории
исторической Кабарды», опубликованная в газете «Юга» 16 мая 2019 года, вызвала
бурю возмущения и явилась очередной провокацией, подрывающей мир и согласие в
Кабардино-Балкарии. Непонятно лишь – с какой целью и по чьему заказу
периодически вбрасывается в прессу подобная дезинформация, которая сеет смуту и
будоражит общество?
Вместе
с тем для того, чтобы уточнить чьей исторической территорией является
территория расположения балкарских населенных пунктов, рассмотрим заключения
авторитетных не балкарских, а российских, зарубежных и кабардинских ученых:
Российский
...Ещёисторик В.П. Невская пишет: </
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Справка о «территории исторической Кабарды»
Статья Желяби
Калмыкова «Из 24 балкарских населенных пунктов 18 находятся на территории
исторической Кабарды», опубликованная в газете «Юга» 16 мая 2019 года, вызвала
бурю возмущения и явилась очередной провокацией, подрывающей мир и согласие в
Кабардино-Балкарии. Непонятно лишь – с какой целью и по чьему заказу
периодически вбрасывается в прессу подобная дезинформация, которая сеет смуту и
будоражит общество?
Вместе
с тем для того, чтобы уточнить чьей исторической территорией является
территория расположения балкарских населенных пунктов, рассмотрим заключения
авторитетных не балкарских, а российских, зарубежных и кабардинских ученых:
Российский
историк В.П. Невская пишет: «Карачаево-балкарцы
являются древнейшими жителями Кавказа», а Е.П. Алексеева отмечает: «…
Карачаевцы и балкарцы являются исконными, коренными населениями гор и предгорий
Северного Кавказа …Карачаевцы и балкарцы местный, древний народ Кавказа, корни
которого уходят в эпоху кавказской бронзы» (Урусов
К.С-Б. Высказывания о карачаевцах. Евреи о евреях. Ставрополь 2000).
Генерал-лейтенант
Генштаба России И.Ф. Бларамберг в 1835 год писал: «издревле Кабарду населяли
басианцы и карачаевцы»
(Адыги, балкарцы
и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII - XIX вв. /
Сост., ред. В.К. Гарданов. Нальчик, 1974. С. 354).
Кабардинский историк Кудашев В.Н. писал: «… кабардинцы
не были исконными жителями Кабарды, а откуда-то сюда переселились» (Кудашев В.Н. Исторические сведения о
кабардинском народе. Киев, 1913. С. 33).
По сведениям
итальянского путешественника, географа и этнографа Джорджио Интериано в 1502 г. «…
черкесы (кабардинцы) занимали восточный берег Азовского моря».
Керменчиев
и Големба отмечают, что «В конце XVI века
кабардинцы были небольшим племенем и кочевали на равнине между нынешними
Моздоком, Кизляром и Гудермесом, и остановились в месте впадения Сунжи в Терек,
где был поставлен городок Терки… для защиты Темрюка, как от кумыков, так и от
Джанхотовичей» (Керменчиев С.Р., Големба
М.Л. Черкесы и Кабарда. Пятигорск,
2008 г.).
Турецкий путешественник Эвлия
Челеби писал, что вместе с крымским Ханом Мехмет-Гирей и его большой
свитой в октябре 1667 года они «дошли до местности БешТау. Это местность
находится недалеко от кабардинских земель. Оттуда мы проехали на восток 5 часов
и проехав кабардинские земли, дошли до реки Золка… Отсюда за этой рекой
начинаются земли Таулистана». Т.е. земля кабардинцев начинались недалеко
от нынешнего Пятигорска и доходили до реки Золки, которая являлась границей
между Кабардой и Таулистаном (Книги
путешествий. Evliya
Celebi
Seyahatnameleri.
Istanbul. 1996. s.
445-448).
«Ферран, побывавший в Черкесии в 1702 году»,
описал «период пребывания кабардинцев на реке Уруп, куда в 1671 году крымский
хан переселил их с Кумы (Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов
XIII–XIX вв. Нальчик, 1974, с. 112).
Появление
кабардинцев на нынешней территории Р. Бетрозов связывает с гибелью аланского
государства: «Монголо-татары нанесли огромный ущерб и разбили их государство.
Аланы были почти полностью разбиты, а остатки их были вытеснены из степных
районов в горы. После чего адыги поселились на опустошенные монголо-татарами
степи аланов» (Бетрозов Р. Происхождение
и этнокультурные связи адыгов. Нальчик 1991).
О появлении кабардинцев на нынешней территории КБР
...Ещёкабардинский историк Аталиков В.М. пишет: «Из приведенных материалов следует,
что в начале XIII в. аланы занимали территорию степных районов от Каспия до
Азовского моря; к концу XV в., после походов армий Чингисхана и Тимура, остатки
алан были оттеснены в горы, а адыги, занимая оставшиеся после аланов земли,
распространились от Тамани на восток на значительном пространстве» (Аталиков В.М.
Северный Кавказ в XIII-XVвв.// Живая старина.1993. № 3. С. 26 – 27
Появление
кабардинцев на нынешней территории Р. Бетрозов связывает с гибелью аланского
государства: «Монголо-татары нанесли огромный ущерб и разбили их государство.
Аланы были почти полностью разбиты, а остатки их были вытеснены из степных
районов в горы. После чего адыги поселились на опустошенные монголо-татарами
степи аланов» (Бетрозов Р. Происхождение
и этнокультурные связи адыгов. Нальчик 1991).
О появлении кабардинцев на нынешней территории КБР
кабардинский историк Аталиков В.М. пишет: «Из приведенных материалов следует,
что в начале XIII в. аланы занимали территорию степных районов от Каспия до
Азовского моря; к концу XV в., после походов армий Чингисхана и Тимура, остатки
алан были оттеснены в горы, а адыги, занимая оставшиеся после аланов земли,
распространились от Тамани на восток на значительном пространстве» (Аталиков В.М.
Северный Кавказ в XIII-XVвв.// Живая старина.1993. № 3. С. 26 – 27).
Аталиков же пишет: «Обратимся теперь к топонимике Кабардино-Балкарии. Названия
Кызбурун, Лечинкая, Баксан, Терек, Герменчик, Куба, Чегем, Нальчик и т.д. –
тюркские (этот список можно многократно расширить). До кабардинцев здесь, как
известно, жили аланы" (Аталиков В.М. Живая старина. № 3. 1993. С.
34.).
Эти и многие другие источники
свидетельствуют о том, что нынешняя Кабардино-Балкария не является «территорией
исторической Кабарды», так как в разные периоды своей истории кабардинцы жили в
разных местах. Достоверно известно, что с какого-то времени до XVI века они жили в Приазовье, выплачивая за это
дань крымским ханам. Уходя от их притеснений, к середине XVI века они переселились в район впадения Сунжи в
Терек вблизи Каспийского моря. Оттуда под давлением «кумыкских шамхалов» во
второй половине XVII века ушли в степные районы нынешней Чечни и Ингушетии, а потом в
бассейн реки Кумы. В 1671 году крымский хан переселил их с Кумы на Уруп, где в
начале XVIII века произошла пресловутая «Канжальская битва», после которой они
мигрировали в район Кумы «вблизи крепости Святого Креста» (Ставрополя). В 1826
- 1849 гг. генерал Ермолов А.П. и его последователи переселили кабардинцев на
нынешнюю территорию (см. Приложение 3: Из истории переселения кабардинских аулов на
нынешнюю территорию. Документ № 9 в книге
«Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII-XX
веках». Нальчик, изд. «Нарт», 1992. Предисловие Х. М. Думанова. Стр. 35-36).
Следует также отметить, что Кабарда вошла в состав Московского
княжества в 1557 году, когда кабардинцы проживали в устье реки Терек, и
просили Ивана Грозного, чтобы он «астороханьским воеводам велел помочь учинити
на шавкал».
Вполне уместен вопрос – какая же из всех
перечисленных территорий является «территорией исторической Кабарды», на
которой Ж. Калмыков расположил 18 из 24 балкарских населенных пунктов?
Получается все наоборот – Кабарда расположилась
...Ещёна исторической территории Балкарии, на которой балкарцы являются коренным народом (аборигеном), в соответствии с
международной конвенцией, которая гласит, что «коренным народом считается народ, который обитал на своих землях до
прихода туда переселенцев из других мест». Уместно отметить, что
именно эта вновь обретенная территория оказалась для Кабарды благоприятной,
положив конец многолетним скитаниям, и начало десятикра
Следует также отметить, что Кабарда вошла в состав Московского
княжества в 1557 году, когда кабардинцы проживали в устье реки Терек, и
просили Ивана Грозного, чтобы он «астороханьским воеводам велел помочь учинити
на шавкал».
Вполне уместен вопрос – какая же из всех
перечисленных территорий является «территорией исторической Кабарды», на
которой Ж. Калмыков расположил 18 из 24 балкарских населенных пунктов?
Получается все наоборот – Кабарда расположилась
на исторической территории Балкарии, на которой балкарцы являются коренным народом (аборигеном), в соответствии с
международной конвенцией, которая гласит, что «коренным народом считается народ, который обитал на своих землях до
прихода туда переселенцев из других мест». Уместно отметить, что
именно эта вновь обретенная территория оказалась для Кабарды благоприятной,
положив конец многолетним скитаниям, и начало десятикратному увеличению
численности кабардинцев (см. Приложение 4).
Свидетельством того чьей «исторической
территорией» является нынешняя территория Кабардино-Балкарии служат многочисленные
топонимы, гидронимы и памятники средневековой и более поздней архитектуры.
Здесь каждая река, ручей, гора, долина, ущелье, плато, склон, водопад, родник и
др. имеют балкарские названия, которые звучат именно на карачаево-балкарском
диалекте тюркской группы языков. Массовое переименование сел, улиц и местностей
и попытки переписать историю региона, которым увлекаются в КБР в последние
годы, не может изменить настоящую историю региона, так как история, как и
всякая наука, периодически очищается от ошибок, лжи, мифов и других наносов,
даже если они имеют многомиллионные тиражи и крупномасштабное распространение.
Многочисленные балкарские сторожевые и боевые
башни, крепости, мавзолеи (кешене), городки мертвых также напоминают о том, кто
их строил и защищал эту территорию от различных завоевателей. К сожалению, с
годами этих молчаливых свидетелей становится все меньше, вследствие их разрушения
под действием природных факторов или целенаправленных действий. Например, в
1920-е годы уничтожен большой «городок мертвых» у поворота в селение Кенделен,
состоявший из более, чем 20 оригинальных шестигранных и восьмигранных кешене и
многочисленных захоронений с каменными надгробьями. Аналогичная судьба постигла
«городки мертвых» у сел Кашхатау, Ташлы Тала и др. В последние 20 лет уничтожен
ансамбль кешене между селами Чегем-2 и Лечинкай. Совсем недавно здесь было 8
шт., а сейчас сохранился только один и тот со снесенным куполом.
По самым густым аланским захоронениям и
городищам прокладываются дороги.
Эти памятники выдержали многие века, а
...Ещёуничто
Многочисленные балкарские сторожевые и боевые
башни, крепости, мавзолеи (кешене), городки мертвых также напоминают о том, кто
их строил и защищал эту территорию от различных завоевателей. К сожалению, с
годами этих молчаливых свидетелей становится все меньше, вследствие их разрушения
под действием природных факторов или целенаправленных действий. Например, в
1920-е годы уничтожен большой «городок мертвых» у поворота в селение Кенделен,
состоявший из более, чем 20 оригинальных шестигранных и восьмигранных кешене и
многочисленных захоронений с каменными надгробьями. Аналогичная судьба постигла
«городки мертвых» у сел Кашхатау, Ташлы Тала и др. В последние 20 лет уничтожен
ансамбль кешене между селами Чегем-2 и Лечинкай. Совсем недавно здесь было 8
шт., а сейчас сохранился только один и тот со снесенным куполом.
По самым густым аланским захоронениям и
городищам прокладываются дороги.
Эти памятники выдержали многие века, а
уничтожаются в наш просвещенный век, хотя представляют большой интерес для
археологов, этнографов и историков и могли бы способствовать притоку туристов.
Они безжалостно сносятся современной техникой, их стены и камни используются в
строительстве, как будто мало камня в горах и руслах рек. Причиной такого
дикого отношения к уникальным памятникам культуры и истории, по-видимому,
является то, что они для кого-то чужие и напоминают о том, чья эта историческая
территория. В Северной Осетии, Чечне, Ингушетии и Дагестане принимаются меры по
восстановлению и сохранению памятники такого рода, а в Кабардино-Балкарии они продолжают
разрушаться.
Из сказанного следует, что все 24 балкарских
села (до 1944 г.
их было более 100) стоят на своей исконной этнической территории. Заявление
Калмыкова о том, что 18 из них находится «на территории исторической Кабарды»
является ложным, создает конфликтную ситуацию и является очередной попыткой
столкнуть два субъектообразующих народа республики. Это не первые такие попытки
раскачать лодку на основании лжи и мифов. Их пока удавалось нейтрализовать
благодаря вековой дружбе, родственным узам, добрососедским отношениям и
взаимовыручке этих народов. Но, внушение молодежи такой лжи, что кто-то занимает
их историческую территорию, может оказаться бомбой замедленного действия.
Калмыков, перечисляя годы создания современных
...Ещёбалкарских сел, как будто не знает о том, что эти села многократно исчезали в
силу различных нашествий, эпидемий, депортации и других бедствий и возрождались
вновь. Например, с. Хабаз согласно преданиям в 1873 году возродилось в шестой
раз, о
Из сказанного следует, что все 24 балкарских
села (до 1944 г.
их было более 100) стоят на своей исконной этнической территории. Заявление
Калмыкова о том, что 18 из них находится «на территории исторической Кабарды»
является ложным, создает конфликтную ситуацию и является очередной попыткой
столкнуть два субъектообразующих народа республики. Это не первые такие попытки
раскачать лодку на основании лжи и мифов. Их пока удавалось нейтрализовать
благодаря вековой дружбе, родственным узам, добрососедским отношениям и
взаимовыручке этих народов. Но, внушение молодежи такой лжи, что кто-то занимает
их историческую территорию, может оказаться бомбой замедленного действия.
Калмыков, перечисляя годы создания современных
балкарских сел, как будто не знает о том, что эти села многократно исчезали в
силу различных нашествий, эпидемий, депортации и других бедствий и возрождались
вновь. Например, с. Хабаз согласно преданиям в 1873 году возродилось в шестой
раз, о чем свидетельствуют старинные захоронения на территории села и его
окрестностях. Аналогичным образом обстоит и с другими балкарскими селами.
В то же время достоверно известно, что
большинство нынешних кабардинских сел возникло в 1835 - 1849 и последующие годы
в период строительства Кавказской Линии (см. Приложение 3). Например, нынешнее
село Малка (бывшее Ашабово) развивалось на основе балкарского села
Ачабай-кабакъ, где жили Ачабаевы, часть которых переселилась в Карачай, а часть
была ассимилирована. В 1851 году основано село Сармаково (в 2001 году на берегу
реки Малки при большом стечении народа торжественно отмечалось 150-летие этого
села). Еще на 2 года позже в 1953 году на правом берегу Малки было основано
село Каменномостское.
Зная о том, что когда-то Кабарда заселилась на
этнической территории Балкарии, автор статьи заявляет о том, что 60% балкарцев
живет на «территории исторической Кабарды», и чуть ли не в упрек ставит
проживание балкарцев в г. Нальчик, в котором пока сохранились дореволюционные
дома балкарских князей Малкарукова, Моллаева и др., и здесь располагались
ревком и исполком Балкарии до воссоединения с Кабардой.
Оспаривая приемлемость паритета, на основе
которого объединились Кабарда и Балкария в 1922 году, в качестве довода
Калмыков приводит разницу в численности кабардинцев и балкарцев и совсем прозрачно гнет линию на то, что
балкарцам в Кабардино-Балкарии нечего на что-то претендовать. Похоже ему неведомо, что на международном уровне (в ООН, в
Совете Безопасности, в многочисленных организациях и комиссиях ООН, ЮНЕСКО и
т.д.) соблюдается паритет независимо от численности того или иного члена.
В связи с этим возникает вопрос: имеет ли право
быть членом Общественной палаты республики, различных комиссий и преподавателем
университета такой националист и провокатор, как Калмыков Ж.А.?
В заключение Общественная организация «Алан»
...Ещёсчитает, что нынешнее расселение всех народов на территории современной
Кабардино-Балкарии незыблемо и призывает прекратить практику провоцирования
территориальных споров и все усили
Оспаривая приемлемость паритета, на основе
которого объединились Кабарда и Балкария в 1922 году, в качестве довода
Калмыков приводит разницу в численности кабардинцев и балкарцев и совсем прозрачно гнет линию на то, что
балкарцам в Кабардино-Балкарии нечего на что-то претендовать. Похоже ему неведомо, что на международном уровне (в ООН, в
Совете Безопасности, в многочисленных организациях и комиссиях ООН, ЮНЕСКО и
т.д.) соблюдается паритет независимо от численности того или иного члена.
В связи с этим возникает вопрос: имеет ли право
быть членом Общественной палаты республики, различных комиссий и преподавателем
университета такой националист и провокатор, как Калмыков Ж.А.?
В заключение Общественная организация «Алан»
считает, что нынешнее расселение всех народов на территории современной
Кабардино-Балкарии незыблемо и призывает прекратить практику провоцирования
территориальных споров и все усилия направить на рациональное использование
имеющихся территорий и ресурсов, мобилизации населения республики вне
зависимости от национальности на развитие и благоустройство этих территорий, укрепление
межнациональной дружбы, обеспечение равных прав и возможностей всех жителей
республики, чтобы каждый мог в ней учиться, заниматься созидательным трудом и
строить свое счастье.
Обсуждено и принято на заседании Исполкома Кабардино-Балкарской
Республиканской Общественной организации балкарского народа «Алан» 01.06.2019.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Из истории переселения кабардинских аулов на
нынешнюю территорию
Командиру Отдельного Кавказского корпуса господину
генералу от
инфантерии и кавалеру Головину 1-му
Кабардинского
временного суда
31 января 1839 г.
Некогда
жившие в Кабарде 18 аулов переселены сюда, а именно:
1. Аул
узденя Махокова жительство имел прежде в вершине Кумы, возле Бекешевской
станицы, ныне же сей аул поселен между реками Урванью и Череком.
2. Аул узденя
Джантемирова до сего жительство имел на реке Падаре, где поселена Суворовская
станица, ныне поселен по правую сторону реки Малки, выше станицы Солдатской.
3. Аул
...Ещёузденя Трамова жительствовал прежде выше крепости Константиногорск
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Из истории переселения кабардинских аулов на
нынешнюю территорию
Командиру Отдельного Кавказского корпуса господину
генералу от
инфантерии и кавалеру Головину 1-му
Кабардинского
временного суда
31 января 1839 г.
Некогда
жившие в Кабарде 18 аулов переселены сюда, а именно:
1. Аул
узденя Махокова жительство имел прежде в вершине Кумы, возле Бекешевской
станицы, ныне же сей аул поселен между реками Урванью и Череком.
2. Аул узденя
Джантемирова до сего жительство имел на реке Падаре, где поселена Суворовская
станица, ныне поселен по правую сторону реки Малки, выше станицы Солдатской.
3. Аул
узденя Трамова жительствовал прежде выше крепости Константиногорской, близ
нынешней станицы Есентукской, ныне поселен сей аул по правую сторону Малки,
выше поста известно – бродского брода.
4. Аул
узденя Ашабова жительство имел прежде на реке Подкумке, где поселена
Баргустанская станица, ныне поселен сей аул на реке Кишпеке.
5. Аул
капитана Хаджи-Мисоста Атажукина тоже более половины аула и сам имел жительство
близ станицы Баргустанской, а ныне поселен на правую сторону реки Чегема, близ
укрепления Чегемского.
6. Аул
узденя Бабукова жительствовал на реке Юца, ныне сей аул поселен на правую сторону
реки Малка, против поста ниже Женальского.
7. Аул
узденя Хаджи-Муса Абукова жительство имел ниже крепости Баргустанской по правой
стороне Подкумки, ныне поселен сей аул на реке Чегем.
8. Аул
узденя Агубекова поселен был выше крепости Баргустанской по левой стороне, ныне
переселен на реку Чегем.
9. Аул
узденя Али Конова поселен был близ крепости Кисловодской по левой стороне ручья
в 5 верстах, ныне поселен на речке Кишпек.
10. Аул
узденя Казайшева поселен был прежде близ крепости Кисловодском в одном расстоянии
с Али Коновым, ныне поселен на реке Чегеме.
11. Аул
узденя Лафишева.
12. Аул
Таусултана Абукова, оба жительства имели в Лоове ауле выше Бекешевской станицы,
а ныне поселена по правую сторону Малки противу Павловской станицы.
13. Аул
узденей Кармовых.
14. Родовой
поручика Бекмурзы Ногмова.
15. Узденей
Адживых.
16. Узденей
Абзевановых, жительство имели под Бештовыми горами близ Шотланской колонки,
ныне поселены на левую сторону Малки близ поста Известного брода.
17. Аул
узденя Ток Асланова, вышедший из-за Кубани поселен на реке Кубани.
18. Аул
узденей Кошевых имел жительство на реках Золке и Куре ниже станицы
Государственной, ныне переселен на правую сторону Малки выше в двух верстах
Солдатской станицы.
Председатель
суда – подпись
Члены суда:
1. подпись
2. подпись
3. подпись
Секретарь суда поручик Бек-Мурзин.
Источник ЦГВИА, ф. 13454, оп. 2, д. 281,
л. 64 об. Книга
«Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII-XX веков. Сборник документов». Нальчик,
издательство «Нарт», 1992. Предисловие и составление Х. М. Думанова. Документ
за № 9. Стр. 35-36.
«Газета
Юга» ранее отказала в публикации материалов по этой Теме Тетуеву Хадису,
Общественной организации «Баш Тёре», «Совету старейшин балкарского народа».
Отказала в публикации и Общественной
организации балкарского народа «Алан».
Видимо
всем понятно, чьи интересы защищает
«Газета Юга», и какова цена правды для этой газеты. Публиковать статьи
содержащие дискриминацию отдельных народов. Интересно, чьим ещё интересам
служит эта газета, формирующая у населения шовинистические настроения???