30 ноября в отделе краеведческой литературы прошел очередной лекторий, посвященный к этим знаменательным датам, по теме «Древние истоки Олонхо и хомуса».
Уходят в небытие века, тысячелетия, одно поколение сменяет другое, вместе с этим канут в забвение многие древние знания и учения. За туманами веков уже не разглядеть события минувших столетий. Все, что предано забвению, для последующих поколений становится нераскрытой тайной, облаченной в мифы и легенды.
Известный якутский этнограф и историк, автор уникальных монографий по фольклору и устному народному творчеству народа саха, Гавриил Ксенофонтов был убежден в том, что народная память в виде устных преданий хранит сведения о реальных исторических событиях и, следовательно, можно пытаться восстановить эту историю путем тщательного сопоставительного анализа записей устных преданий.
Мистико-героический эпос саха издавна привлекает внимание ученых и писателей, возможно, сразу вскоре после вхождения Якутии в состав Российского государства просвещенный люд начал интересоваться феноменом Олонхо. Ведь якутский эпос отличается от героических эпосов других народов.
Все кто сталкивался с Олонхо, все отмечали витиеватую красоту изложения, торжественность стиха, языковое богатство, необычное почти оперное исполнение этих древних сказаний. Об этом писали академик Александр Федорович Миддендорф в «Путешествиях на Север и Восток Сибири», фольклорист Иван Худяков с первых дней знакомства с устным творчеством саха выделил его особенность и ценность, как духовного наследия народа.
Много мистики и тайны окутывает образ певца-олонхосута с давних времен. Вацлав Серошевский подметил это, певцы и исполнители Олонхо-это особенные люди, отмеченные свыше, и за этот свой дар они платят высокую цену.
То, что древние саха имели музыкальные инструменты, играли на них, знали и понимали музыку, отмечали многие ранние исследователи культуры саха. Древние саха знали, что музыка – это звуковые волны, поэтому их вибрация влияет на человека, на окружающий мир.
Хомус – маленький подковообразный самый распространенный инструмент с металлическим стержнем – вибратором, который при игре прикладывается к зубам исполнителя. Исполнитель, дергая, ударяя пальцем кончик вибратора, заставляет его колебаться. В глубокой древности встречались хомусы с несколькими языками. Мелодические возможности хомуса крайне ограничены, зато инструмент богат в тембровом и ритмическом отношении. Меняя положение рта, исполнитель придает звучанию хомуса разнообразную, порой фантастическую окраску, оригинальное звучание. Звуки хомуса влияют на все вибрации организма человека. Он успокаивает и уравновешивает состояние человека. Это особый инструмент, связывающий человека с Высшими Силами Космоса.
Культура народа саха имеет древние истоки, корни тянутся из древних цивилизаций Азии и Востока.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев