ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ.
Кружатся пары в медленном вальсе.
В вальсе кружиться — это же счастье.
Чтобы за талию дам обнимать
В танце, возможно полжизни отдать.
Кружатся пары в медленном вальсе.
Незабываем сей миг и прекрасен.
Держит он в теплой ладони своей
Женскую руку. Она всех милей.
Кружатся пары в медленном вальсе.
Ноги чуть согнуты, как в реверансе.
Её рука на плече у партнера
Очень спокойна, нежна и покорна.
Кружатся пары в медленном вальсе.
Кружатся люстры и в одночасье
Кружится пол, потолок и картины,
Мебель, часы и танцующих спины.
Кружатся пары в медленном вальсе.
Все подчиняются музыки власти.
Скрипки звучат, словно птицы поют.
Штрауса вальс в пенье том узнаю.
Кружатся пары в медленном вальсе.
С нами танцуйте и улыбайтесь!
(Ханин Борис) https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/ История вальса насчитывает чуть больше двухсот лет. По временным меркам, это очень молодой и юный танец, что полностью отражено в его характере, стремительном, легком и жизнерадостном. Но приковывает он взгляд не только энергичностью. Вальс буквально пропитан романтикой, которая ощущается в каждом движении танцоров. Не зря он выступает главным танцем на свадьбе. Чтобы заслужить подобный «статус», этому танцевальному направлению пришлось многое пережить. Предлагаем узнать, что именно.
ЧТО ТАКОЕ ВАЛЬС ?
Название танца происходит от немецкого слова «walzer», которое означает кружиться, вращаться. Основу вальса составляет именно плавное, беспрерывное кружение пары с одновременным движением по залу. Обычно начинающим танцорам предлагают мысленно представить большой квадрат, по которому им и предстоит вальсировать. Но это не единственная особенность танца.
ДЛЯ КЛАССИЧЕСКОГО ВАЛЬСА ХАРАКТЕРНО:
- быстрая и ритмичная структура. «Раз, два, три. Раз, два, три» — так отбивается ритм вальсовых шагов;
- трехдольный музыкальный размер. Это означает, что каждый такт включает три доли, на которые и совершаются движения;
- танец исполняется в закрытой позиции, когда партнеры стоят лицом друг к другу. При этом женщина располагается чуть правее;
- одна рука мужчина находится на талии партнерши. Она, в свою очередь, кладет руку ему на плечо. Свободными руками танцоры замыкают фигуру для исполнения вальса;
- легкость, воздушность и грациозность в каждом движении.
Вальс относится к бальным танцам, то есть его исполняют двое — мужчина и женщина. Если раньше его танцевали на балах, то теперь на торжественных мероприятиях и соревнованиях. Европейская программа спортивно-бальных танцев обязательно включает медленный и венский вальсы.
ПОПУЛЯРНЫЕ ВАЛЬСЫ
Иоганн Штраус «ВЕСЕННИЕ ГОЛОСА».
Композиция написана в 1882 году, но услышать ее в первый раз ценителям музыки довелось лишь через год. Она прозвучала на благотворительном концерте в венском театре «Ан дер Вин».
Фридерик Шопен «ВАЛЬС №.10».
Это настоящая исповедь молодого и талантливого композитора. Мелодия была написана им в начале творческого пути, когда ему повстречалась Констанция Гладковская. Девятнадцатилетний юноша долго не решался подойти и познакомиться с очаровательной особой, поэтому музыка стала для него спасением от избытка переполнявших чувств.
П.И. Чайковский «ВАЛЬС ЦВЕТОВ» (балет «Щелкунчик»).
Эта композиция, написанная в ритмах вальса, по праву считается самой знаменитой работой автора. Она известна даже тем, кто ни разу не был на балете — трогательная, нежная мелодия звучит в советском мультфильме «Щелкунчик».
Е.Д. Дога «СВАДЕБНЫЙ ВАЛЬС» (из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»).
Всего одна-единственная летняя ночь понадобилась Евгению Дмитриевичу, чтобы написать завораживающую по красоте вальсовую композицию. В ней соединились романтика и трагичность — два главных чувства, сопровождавших героиню киноленты Ольгу Скворцову. Мелодия до сих пор считается самой известной среди киновальсов, написанных советскими композиторами. Ее часто выбирают в качестве первого танца молодожены.
И.О. Дунаевский «ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС».
Именно эта мелодия символизировала окончание школы у советских школьников. Песня была написана в 1950 году. На ее сочинение композитора подвигло письмо выпускницы воронежской школы. Она вместе с одноклассниками никак не могла написать песню, в которой бы звучали слова благодарности своей учительнице. Не смог и Исаак Осипович. Вместо этого он написал «Школьный вальс», который звучал в каждой школе, а не только в одной воронежской.
ИСТОРИЯ ВАЛЬСА ИЛИ «О ВРЕМЕНА ! О НРАВЫ !
Это выражение, произнесенное древнеримским мыслителем Марком Туллием Цицероном, как нельзя лучше описывает момент зарождения и развитие вальса. Аристократы и церковные деятели посчитали его неприличным и постыдным. Особенно возмущались чопорные англичане. Как это можно, обнимать барышню за талию на глазах у всех! Поэтому практически весь XIX век вальс на европейских балах был под запретом. Даже Екатерина II не признавала его.
Мнение высших чинов мало волновало простой народ, среди которого и возник вальс. Ауэрбах Лев Давыдович, советский музыковед, относит его рождение к 70-м годам XVIII века. При этом назвать единственную страну, повинную в «развращении» общества, невозможно. Истоки вальса прослеживаются как минимум в трех национальных танцах:
ЧЕШСКИЙ ФУРИАНТ — настоящее представление, где молодой гордец притягивает к себе девушку за талию и начинает танцевать с ней под веселые песни;
ФРАНЦУЗСКАЯ ВОЛЬТА — это парный танец, для которого характерны различные повороты;
АВСТРИЙСКИЙ ЛЕНДЛЕР изначально представлял собой обряд сватовства, но позже превратился в быстрый танец, где юноша вращал понравившуюся девушку вокруг себя.
Получается, своим появлением вальс обязан многим танцам. Однако, его столицей принято считать Австрию из-за большего сходства танцевальных па с лендлером.
Примечательно, что и фуриант, и вольта, и лендлер — народные танцы. То есть их танцевали в деревушках и селах на различных праздниках. Как они попали на императорский двор? Его распространению в высших слоях общества помогла эрцгерцогиня Австрии Мария Терезия. Ей настолько понравился лендлер, что она решила перенести его в роскошные залы своего дворца. Так родоначальник вальса оказался в центре внимания европейских вельмож. Великосветские нравы стали вытесняться простотой движений и свободой выражения чувств. Постепенно танец менялся, превращаясь в тот вариант, о котором не перестают говорить до сих пор.
Ограничения по времени, полный запрет, всевозможные гонения — все это было в истории вальса. Пока светское общество критиковало вальс, им наслаждалась французская буржуазия и другие слои населения Европы, которые были далеки от причуд аристократов. Его успели перенять даже американцы.
Одновременно танец оказывал сильное влияние на развитие различных музыкальных жанров: оперу, балет, сюиту. Специально для вальсирующих пар сочинялись красивые и великолепные мелодии, ставшие мировой классикой.
Полную свободу вальс приобрел в 1888 году благодаря Вильгельму II, последнему германскому императору. Теперь влюбленные могли без тени смущения наслаждаться любимым танцем и бесконечно кружиться по великолепным залам.
В настоящее время интерес к вальсу не столь ярок как в былые времена. Это танец больше интересует профессиональных танцоров и настоящих эстетов. Создаются школы, отдельные студии, где каждый желающий может научиться выполнять вальсирующие движения. Используются па в концертной и конкурсной деятельности танцевальных групп. При этом многие преподаватели танцев любят вальс за его сочетаемость с другими жанрами — в результате получается красивое выступление, где история переплетается с современностью.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
Вальс буквально связал узами брака Льва Николаевича Толстого и Софью Андреевну Берс. Дело в том, что граф все никак не мог решиться сделать предложение своей возлюбленной. Томясь в нерешительности в доме Софьи Андреевны, он загадал: если ее младшая сестра Татьяна хорошо споет верхнюю ноту в вальсе Ардити «Поцелуй», то он сразу же сделает предложение. Таня не подвела — через 5 минут Соня стала невестой великого писателя.
В годы Великой Отечественной войны композиторы не забывали про вальсы, накладывая трогательную музыку на стихи поэтов. «В лесу прифронтовом» М. Блантера, «Песенка о фонарике» Д. Шостаковича, «В землянке» К. Листова — некоторые примеры композиций, написанных в этом жанре для поднятия боевого духа.
Английский поэт Джордж Байрон в начале XIX века иронично высказывался по поводу вальса. Он даже сочинил одноименную поэму, где высмеял веяния моды.
Писать вальсы под влиянием чувственного опыта, любви и нежности было в духе Фридерика Шопена. На его творческом пути встретилось несколько очаровательных муз: Констанция Гладковская, Дельфина Потоцкая и Мария Водзиньская.
Известная многим пьеса «Собачий вальс» не имеет ничего общего с жанром, заявленным в названии. Композиция по размеру больше похожа на польку.
В ЧЁМ ТАНЦУЮТ ВАЛЬС ?
ПЛАТЬЕ ДЛЯ ВАЛЬСА
Чтобы понять, какой дресс-код для вальса считается классическим, достаточно хотя бы один раз оказаться на венском Оперном балу. Здесь царит идиллия ушедших эпох, воссозданная настоящими ценителями любимого многими танца.
ДЛЯ МУЖЧИН
Черный фрак с удлиненными фалдами сзади, белая сорочка и такого же цвета галстук-бабочка — обязательные элементы одежды для мужчин. На ногах исключительно классические модели обуви — оксфорды или лоферы с удлиненным мысом. Из аксессуаров позволительны золотые запонки, белый носовой платок, карманные часы на цепочке и белые перчатки. Раньше дама могла отказать кавалеру в танце, если тот стоял перед ней без перчаток.
ДЛЯ ЖЕНЩИН
обязательно платье в пол с пышной юбкой для удобства передвижения по залу. При этом желательно, чтобы плечи были оголены, а декольте отличалось глубоким вырезом. Цвета самые разные, кроме белого. Белоснежный наряд — привилегия тех, кто впервые оказался на балу. Дополняют образ туфли на каблуке, сверкающие украшения, перчатки и миниатюрная сумочка. Волосы должны быть собраны и открывать шею.
ВИДЫ ВАЛЬСА
ВЕНСКИЙ ВАЛЬС.
17 ноября 1786 года в венском театре «Бургтеатр», который считался одним из самых престижных в Австрии, прошла премьера оперы «Редкая вещь». На новое произведение возлагали большие надежды, поскольку театр переживал кризис. Выступление артистов произвело впечатление на публику. Но больше всего театральным знатокам запомнился финал второго акта, в котором девушки танцевали под музыку с названием «Вальс». Это было начало венского вальса, завоевавшего весь мир своей красотой.
Подтянутый корпус, никакого намека на манерность, легкость и изящество в движениях — все это характерно для этой разновидности вальса. Создается впечатление, что пара словно парит в воздухе, едва касаясь пола. Партнеры мягко и одновременно быстро передвигаются по залу, очаровывая окружающих своей грациозностью.
Интересно, что до сих пор каждый год жители Вены возвращаются в прошлое, чтобы насладиться вальсом и отдать дань традициям. Танцевальный сезон открывает Императорский бал, на котором гости в роскошных нарядах начинают кружиться по залу. Особое внимание уделяется соблюдению бальных манер: от выбора аксессуаров к костюму до приглашения партнерши к танцу. Хотя встречаются места, где классика уступает место неформальной обстановке.
ВАЛЬС - БОСТОН.
В один из дней 1834 года в бостонском особняке миссис Отис собралось много знатных особ. Поводом для встречи стало знакомство с новым танцевальным направлением, вальсом. Идея привести частицу венской культуры в США принадлежит Лоренцо Папанти, бостонскому учителю танцев. Но в отличие от оригинала, он представил публике более медленные вальсирующие движения.
Как отреагировала американская общественность на европейские традиции? Изначально негативно. Высшие чины назвали вальс непристойным занятием. Но к середине XIX Новый Свет был покорен, а танец получил свое название — вальс-бостон.
У этого направления существует и другое название — английский вальс. Дело в том, что американская версия не раз пыталась завоевать расположение европейцев, которые снисходительно относились к «чужаку». И только в начале XX века вальс-бостон полюбился жителям Старого Света. Особой популярностью он пользовался в Лондоне, где возникло невероятное количество разновидностей этого танца на медленный манер. Каждый танцор пытался создать свой вариант, самый красивый и прекрасный.
Вальсу-бостон присущи сдержанность и элегантность в движениях. Партнеры движутся в медленном ритме, совершая длинные, скользящие шаги. Это и отличает его от других разновидностей.
ФИГУРНЫЙ ВАЛЬС.
Середина XX века для СССР была временем бурного индустриального развития. Страна восстанавливалась после страшной войны. Не забывало руководство и о культурной стороне жизни советского народа. По мнению Верховного Совета, граждане должны были научиться танцевать по-советски. Для этой цели была разработана программа бальных танцев, которая включила и фигурный вальс.
Фигурный вальс — это упрощенный вариант Венского. Он лишен сложных по исполнению движений. Основа танца строится на кружении. При этом партнеру разрешается вставать на одно колено и вращать свою спутницу вокруг себя. Благодаря своей простоте и романтичности, эта разновидность вальса стала первым танцем молодоженов на свадьбе.
ВАЛЬС И МУЗЫКА.
Быстрому, романтичному танцу удалось завоевать сердца не только светских людей Европы, но и композиторов. Именно вальс стал музой для многих известных личностей, чья жизнь была наполнена музыкой.
Франц Шуберт любил радовать своих друзей веселой игрой на фортепиано в одном из венских кабаков. Он импровизировал различные мелодии, среди которых чаще всего звучал вальс. Пока Франц виртуозно перебирал клавиши, окружающие танцевали. Он не стремился записывать все сочиненные на ходу композиции. На бумаге остались лишь самые яркие и запоминающиеся, которым автор не давал названий. Это не помешало вальсам Шуберта стать музыкальным наследием.
Знакомство юного Фридерика Шопена с вальсом, вероятнее всего, произошло в деревне Шафарне, где он проводил летние каникулы. Не обходился отдых и без сельских праздников, на которых молодежь вальсировала под звуки скрипки. Чести танцевать с молоденькой панночкой удостоился и Фридерик. С этих пор его мир был навсегда наполнен вальсом. Всего он сочинил 17 композиций, вернее, только они дошли до нас в печати.
Александр Сергеевич Грибоедов питал страсть к двум видам искусства: литературе и музыке. И если комедия «Горе от ума» известна многим со школьных времен, то два его вальса для некоторых остались незамеченными. Почему их только два? К сожалению, Александр Сергеевич редко записывал свои произведения на нотной бумаге, хотя и был популярен в московском и петербургском музыкальных обществах.
Игре на скрипке юный Иоганн Штраус обучался у музыкантов, выступавших в кабачке его отца. Но Франц Штраус был против того, чтобы сын музицировал — мальчика отдали в ученики к переплетчику. Но наперекор всему жизнь свела его с миром музыки. Штраус сочинял оригинальные вальсы и первоначально играл их в трактире «У пылающего петуха». Всего он написал более 150 вальсов и стал одним из создателей Венского вальса.
Композитор-драматург Петр Ильич Чайковский с удовольствием сочинял вальсы для опер, балетов, романсов и сюит. Благодаря ему жанр приобрел иное звучание: он стал не только поводом для танца, но и выразительным средством. При звуках вальса Чайковского перед зрителями разворачиваются красочные сцены, наполненные разнообразными бытовыми деталями.
Можно ли с помощью вальса обрисовать жизнь заводских рабочих? Да. Это удалось Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Он написал два вальса на старинный манер для фильма «Златые горы» о петербургских заводчанах. Шостакович всегда мечтал писать легкую и широкодоступную музыку. Вальс помог ему воплотить эту мечту.
С.С. Прокофьев, А.И. Хачатурян, Гектор Берлиоз, Морис Равель… Перечислять имена композиторов, которые сочиняли вальс, можно долго. Лучше насладиться их произведениями и позволить себе кружиться в такт музыке.
Вальс изменил танцевальный мир. Он сделал его выразительнее и раскованнее, лиричнее и душевнее. Наверное, поэтому он продолжает жить в сердцах миллионов людей.
=======================================================
ВАЛЬС В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ
«Я помню вальса звук прелестный» — при этих словах в сознании русского человека, независимо от его возраста, а также образовательного и культурного уровня, возникает некий обобщенный образ, который можно условно назвать «русским вальсом». Причем этот самый «русский вальс» — вовсе не венский вальс в стиле отца и сына Штраусов, не парижский — с неизменным аккордеоном и надтреснутым баритончиком французских шансонье, и не изысканный вальс Шопена. «Русский вальс» — совсем другое явление, во многом даже более литературное, чем музыкальное.
БЛАГОВОСПИТАННАЯ НЕПРИСТОЙНОСТЬ
Умение танцевать вальс сегодня кажется признаком аристократизма, а ведь еще каких-то два века назад этот танец считался совершенно неприличным. В России вальс находился под строгим запретом, что закрепил приказ Павла I военному губернатору Санкт-Петербурга Алексею Аракчееву 1 декабря 1797 года. Вместе с вальсом император запрещал и другие «неприличные явления»: ношение бакенбард, фраков и «сапог, ботинками именуемых». В чопорной Британии до середины XIX века танец, в котором партнеры приближались друг к другу очень близко, осуждали и официальная пресса, и священнослужители. Так что даже правившая в то время королева Виктория не афишировала, что на самом деле любила вальсировать. В 1834 году вальс впервые публично станцевали в США, в Бостоне, и возмущенные общественные деятели назвали танец «неблагопристойным и нарушающим всякие приличия».
Вальс упоминался во многих литературных произведениях XIX века: в «Евгении Онегине» Александра Пушкина, в «Маскараде» Михаила Лермонтова. В «Войне и мире» Льва Толстого «отчетливые, осторожные и увлекательно-мерные звуки вальса» звучали во время первого бала Наташи Ростовой — в присутствии государя императора! К 1869 году, когда Толстой закончил роман, аристократы уже немного привыкли к вальсу и стали относиться к нему более терпимо. Большой вклад в популяризацию этого танца внес Иоганн Штраус — младший, который пять сезонов — с 1856 по 1861 год — дирижировал по Высочайшему приглашению концертами и балами в вокзале города Павловска под Санкт-Петербургом и часто давал именно вальсы. Интересно, что блестящие и беззаботные вальсы Штрауса, несмотря на то, что многие из них были написаны в России, по духу не имеют никакого отношения к истинно русским вальсам.
ПЕРВЫЕ РУССКИЕ ВАЛЬСЫ
История русского вальса началась с Александра Грибоедова — блестящего дипломата и автора классической комедии «Горе от ума».
Александр Грибоедов. Вальс №2 ми минор
Писал Грибоедов и музыку, и одним из его самых знаменитых произведений стал как раз Вальс №2 ми минор, сочиненный писателем в 1824 году, — незамысловатый, однако душевный и проникновенный.
Михаил Глинка. Вальс-фантазия
Первым «настоящим» русским вальсом был Вальс-фантазия Михаила Глинки (фортепианная версия 1839 года). Именно он стал образцом для большинства отечественных «литературных» вальсов.
Удивительно похожи на Вальс-фантазию своим ностальгическим характером и минорным настроением и вальс Арама Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова «Маскарад», и вальс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к пушкинской повести «Метель», и вальс Сергея Прокофьева из оперы «Война и мир» — и многие другие вальсы из экранизаций и постановок русской классики.
Особняком стоит в этом ряду разве что Вальс Петра Чайковского из оперы «Евгений Онегин» — роскошный, радостный, блестящий. Но для Чайковского вальс был куда большим, чем просто танцевальной формой, — одним из любимых жанров, в котором композитор чаще всего выражал сокровенные чувства.
ВОСПОМИНАНИЯ О ВАЛЬСЕ
Способствуют ностальгически-литературному отношению к вальсу и широко издаваемые в советское время так называемые «старинные русские вальсы» — на самом деле написанные в основном на рубеже XIX–XX веков. К ним можно отнести «Амурские волны» (1903) обрусевшего немца Макса Кюсса, «Над волнами» (1884) мексиканца Хувентина Розаса, знаменитый «Осенний сон» (1908) англичанина Арчибальда Джойса, ставший впоследствии «персонажем» известной песни Матвея Блантера «В лесу прифронтовом» (1943), и многие другие.
В первые десятилетия советской власти, 1920–30-е годы, вальс занял прочные позиции на «идеологически верной» танцплощадке как «наш ответ» американскому джазу, в тот период активно завоевывавшему мир. Причем для многих советских людей (в том числе и для профессиональных музыкантов) само слово «джаз» означало вообще всю музыку, которая игралась на танцах, поэтому вальс неизменно входил в репертуар эстрадно-джазовых оркестров. Интересно, что композиторы, сочинявшие музыку для этих оркестров, из всех разновидностей вальса взяли за основу именно минорно-лирический, русский вариант, совсем в духе тех самых «старинных вальсов».
Вальс уже более века является частью культуры русского офицерства, умению танцевать вальс до сих пор учат в Суворовском и Нахимовском училищах. А во время Великой Отечественной войны вальс, наряду с танго, стал одним из знаковых танцев кратких периодов затишья между боями. Популярность обрели новые вальсы, исполнявшиеся со словами, как песни, но написанные в том же слегка печальном, ностальгическом ключе, — «Синий платочек» (1940) Ежи Петерсбурского, «Огонек» (1943) Матвея Блантера и другие.
Несколько иное сейчас отношение к вальсу у тех, кто всерьез занимается бальными танцами, для кого вальс — хобби или даже часть профессии. Ведь этот танец, несмотря на ностальгический флер, входит в современную программу спортивных соревнований по танцам. Литературная и общекультурная составляющая для спортивных танцоров, как правило, не столь важна, как количество тактов или темп и жанр исполняемого вальса — медленный, происходящий от старинного вальса-бостона, и быстрый, называемый еще венским.
Учителя танцев начала XIX века были в свое время весьма недовольны появлением и быстрым распространением вальса, так как, в отличие от множества разнообразных и довольно замысловатых танцев, бытовавших в ту эпоху, освоить движения вальса можно было всего за пару уроков. Интересно, что бы они сказали по поводу современных дискотек, где танцев осталось всего два (медленный и быстрый) и танцевать их можно вообще без всяких правил.
Автор: Алексей Сканави https://www.culture.ru/materials/245341/vals-v-russkoi-kulture https://soundtimes.ru/tantsy/vals https://static.life.ru/posts/2019/05/1219109/e0a13b57fc5f42af7d97a9359f90235f.gif
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 32
В высь лечу, словно лист осенний.
Звуки льются, с собой маня.
Нет уж смысла просить спасенья.
Раз, два, чрез мгновенье-три…
Таю в танце, в объятьях нежных,
Лунной полночи, талой зари,
Всех мгновений полёт безбрежный.
Такт, вдох, мотыльком мерцать
Таять в миг поцелуем нежным…
Вальс звучит, не грусти опять
На любовь забери надежду… https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/
Весенней ночью, в поздний час,
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс, прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели,
Покрыты сумраком, стоят,
А под окном шумят метели,
И звуки вальса не звучат…
Где ж этот вальс, старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс?Листов Николай https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/
Закружил первый снег, осмелев.
Я тебе прошептала: «Согласна»,
От объятий твоих захмелев.
Тихо тая от ласковой страсти,
Накрывающих нежностью волн,
Мы любя распадались на части,
Чтобы снова воскреснуть потом.
Мы, то в небо взмывали, как птицы,
То стремительно падали вниз.
Двое избранных Богом в любимцы
Среди множества страждущих лиц.
Посредине полночного часа
Волшебство мирозданья сбылось.
Под мелодию старого вальса
Мы впервые познали любовь. https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/
О, русский вальс, изящных нот движенье,
Волшебных звуков царственный полёт,
Немой восторг до самопостиженья,
И красота, что за душу берёт.
Над ним не властны горести и годы,
Дурные люди, лживые цари,
Он был рождён аккордами свободы
Собою людям радости дарить.
Его танцуют взрослые и дети,
Им юность объясняется в любви,
С ним есть кому дарить цветы на свете,
Пока ещё огонь у нас в крови.
Ему, как солнцу, мы безмерно рады,
Услышишь и туманятся глаза,
Литавры затихают и наградой
В аплодисментах рукоплещет зал.
Андронов Александр
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/В вальсе торжественном пары кружат —
Бал выпускной…
Тает за окнами летний закат,
Свет неземной…
Школа окончена, взрослая жизнь
Завтра с утра,
Руку ему на плечо положив,
И про себя напевая мотив,
Ты невесомо над полом скользишь,
Сестра…
Твой одноклассник заметно смущен —
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/Взгляд опустил…
Он пару лет в тебя страстно влюблен —
Ищет пути
К сердцу, что бьется спокойно всегда —
Есть ли он, нет…
Мы усмехаемся, но, господа —
Чудо случается, пусть иногда,
Тает глухая стена изо льда…
Рассвет…
Ещё звучит в моих ушах
Седьмого вальса легкий шаг,
Как вешний ветерок,
Как трепетанье птичьих крыл,
Как мир, который я открыл
В сплетенье нотных строк.
Еще звучит тот вальс во мне,
Как облако в голубизне,
Как родничок в траве,
Как сон, что вижу наяву,
Как весть о том, что я живу
С природою в родстве.
Озеров Лев
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/Раз, два, три… раз, два, три…
За окном фонари
Освещают наш маленький зал…
И с тобой кружит нас
Эта ночь, этот вальс…
Посмотри мне, родная, в глаза…
Раз, два, три… раз, два, три…
От зари до зари
Будем мы в этом вальсе кружить…
Этот вальс, этот зал
Нам с тобой доказал —
Мы искали друг друга всю жизнь…
Раз, два, три… раз, два, три…
Мне в глаза посмотри…
Ты так робко прильнула к плечу…
Нежный запах волос,
Чувства, мысли — вразнос,
И тебе я чуть слышно шепчу:
Раз, два, три… раз, два, три…
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/Чудо ты сотвори,
О, виденье моих тайных снов…
За окном фонари —
Раз, два, три… раз, два, три…
Кружат голову вальс и любовь…
«Я приглашаю Вас на вальс,» —
Пять этих слов твержу несмело,
И длится, длится танец белый,
А я поднять не в силах глаз…
Я вижу Вас не в первый раз,
Готовлюсь к каждой новой встрече,
И вот приходит новый вечер —
Звучит опять заветный вальс.
Вздыхает мягко контрабас,
И я робею и краснею,
А Вы кружитесь в танце с нею,
С той дамой, что не любит Вас…
Я приглашаю Вас на вальс,
Я подошла к Вам, я решилась.
Слова, которых так страшилась,
Легко слетают с губ сейчас.
Я приглашаю Вас на вальс…
Валова Татьяна
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/Ах, как невеста смотрит отрешённо!
Ах, как взволнован гордый жених!
Главное слово вам, молодожёны.
Свадебный танец для вас двоих.
Прямо к небу взметнулся,
По земле расплескался,
Светлый танец надежды —
Торжественный вальс, чудо-вальс.
И далекое эхо,
Эхо этого вальса,
Пусть останется в сердце
Навечно у вас.
Вы не забудьте, вальсу подпевая,
Жить начиная нынче всерьёз,
Что, к сожаленью, в жизни не бывает
Счастья без горя, любви без слёз.
Пусть эхо вальса вас хранит бессонно,
Вы этот вечер вспомните вновь.
Пусть, как большое ласковое солнце,
С вами по жизни идёт любовь.
Прямо к небу взметнулся,
По земле расплескался,
Светлый танец надежды —
Торжественный вальс, чудо-вальс.
И далекое эхо,
Эхо этого вальса,
Пусть останется в сердце
Навечно у вас.
Роберт Рождественский
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/О звени, старый вальс, о звени же, звени
Про галантно-жеманные сцены,
Про былые, давно отзвеневшие дни,
Про былую любовь и измены!
С потемневших курантов упал тихий звон,
Ночь, колдуя, рассыпала чары…
И скользит в белом вальсе у белых колонн
Одинокая белая пара…
— О, вальс, звени —
Про былые дни!
И бесшумно они по паркету скользят…
Но вглядитесь в лицо кавалера:
Как-то странны его и лицо, и наряд,
И лицо, и наряд, и манеры!..
Но вглядитесь в нее: очень странна она…
Неподвижно упали ресницы,
Взор застыл… И она — слишком, слишком бледна,
Словно вышла на вальс из гробницы!..
— О, вальс, звени —
Про былые дни!
И белеют они в странном вальсе своем
Меж колонн в белом призрачном зале…
И, услышавши крик петуха за окном,
Вдруг растаяли в тихой печали…
О, звени, старый вальс, сквозь назойливый гам
Наших дней обезличенно-серых:
О надменных плечах белых пудреных дам,
О затянутых в шелк кавалерах!..
— О, вальс, звени —
<p...ЕщёПро былые дни!
О звени, старый вальс, о звени же, звени
Про галантно-жеманные сцены,
Про былые, давно отзвеневшие дни,
Про былую любовь и измены!
С потемневших курантов упал тихий звон,
Ночь, колдуя, рассыпала чары…
И скользит в белом вальсе у белых колонн
Одинокая белая пара…
— О, вальс, звени —
Про былые дни!
И бесшумно они по паркету скользят…
Но вглядитесь в лицо кавалера:
Как-то странны его и лицо, и наряд,
И лицо, и наряд, и манеры!..
Но вглядитесь в нее: очень странна она…
Неподвижно упали ресницы,
Взор застыл… И она — слишком, слишком бледна,
Словно вышла на вальс из гробницы!..
— О, вальс, звени —
Про былые дни!
И белеют они в странном вальсе своем
Меж колонн в белом призрачном зале…
И, услышавши крик петуха за окном,
Вдруг растаяли в тихой печали…
О, звени, старый вальс, сквозь назойливый гам
Наших дней обезличенно-серых:
О надменных плечах белых пудреных дам,
О затянутых в шелк кавалерах!..
— О, вальс, звени —
Про былые дни!
Агнивцев Николай
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/Всех собрал нас сегодня в назначенный час
Этот нежный,пленительный свадебный вальс
И конечно, сегодня все только для нас
Все чарует вокруг и радует глаз
Я опять повторюсь, все сегодня для нас
Визажисты, стилисты, ведущие класс!
И сюрпризы, и шоу, и море подарков,
Этот день будет светлым, насыщенным, ярким!
Для счастливейших пар он бывает лишь раз,
Как начало семьи, гармоничный альянс,
Он так важен и дорог любому из нас
Этот наш удивительный, свадебный вальс…
Макарова Ирина
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/От вальса до любви
Лишь три шага навстречу
И рухнула стена
И испарился сплин
Лишь музыка в крови,
Оркестр, зал и вечер
И ты — здесь не одна,
И ты — здесь не один.
Доверьтесь визави
В делах амурной кражи.
Пустынная кровать
Там, где-то, далеко…
Завертит ритм любви,
И музыка подскажет,
Что голову терять
Так сладко и легко.
В водовороте тел,
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/В водовороте судеб
Лишь музыку лови,
Сомнения сотри.
И что б ты ни хотел
Все сбудется, все будет.
От вальса до любви…
Считаем: раз-два-три!
«В полях над Вислой сонной
Лежат в земле сырой
Сережка с Малой Бронной
И Витька с Моховой…»
И тесен зал колонный
Становится порой,
Когда дивизионы
Берут гитары в строй.
Простужены колонки.
Гудит сердитый бас.
Но лишь одну девчонку
Кружил военный вальс,
Клялись артиллеристы
В любви лишь ей одной!
А девочка-солистка
Дышала той войной…
Прозрачней плачей светлых
Звучал ее вокал,
За горечь дней победных
Ей зал рукоплескал.
И взор ловил смущенный
Мир юный, мир живой,
Ансамбль дивизионный,
Оркестр духовой.
Мошников Олег
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/Зазвучал осенний вальс любви —
Пригласи меня, любимый, пригласи
Бережно, уверенно веди
Глаз сиянье, рук признанье подари
Позови меня, любимый, позови
В осень долгожданную любви
Листопадом кружат нас года
Это счастье, что сбывается мечта
Не предай меня, любимый, не предай
И на май октябрь мой не променяй
Посвяти мне свою нежность, посвяти
В золотую нашу осень уведи
Береги меня, любимый, береги,
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/От потерь и от разлук убереги
Добротой надежно окружи —
Закружи в прощальном вальсе, закружи!
В снежном танце любви
закружила нас зимняя вьюга.
Не дождавшись весны
мы вальсируем партию круга.
Лебединой строкой
по паркету снежинки кружатся,
И счастливой судьбой,
и счастливой судьбой
Дни на сердце ложатся.
Вальсом любви
назовут нашу добрую встречу.
Лечит любовь,
все прошедшие раны излечит.
Вальс воспарит,
вознесется над миром чудесным,
И над Землей
он прольется дождем светлой песни.
Вальс над миром плывет,
окружая людей благодатью.
Тем, кто ищет любви,
его музыка кажется свадьбой.
Не дождавшись весны,
слившись вместе мы кружим по кругу.
Как магнитом любовь,
как магнитом любовь
Нас притянет друг к другу.
Ты для меня
всех дороже и лучше на свете.
Там, где любовь,
там рождаются светлые дети.
Дети Любви
пусть наполнят сияньем планету,
И вознесут
Мироздание к ясному свету.
Вальс над миром плывет,
...Ещёокружая людей благодатью.
Тем, кто слышит мотив,
его музыка сбудется свадьбой.
И во все времена
пары в вальсе танцуют по кругу.
И молитвой любви,
и молитвой люб
В снежном танце любви
закружила нас зимняя вьюга.
Не дождавшись весны
мы вальсируем партию круга.
Лебединой строкой
по паркету снежинки кружатся,
И счастливой судьбой,
и счастливой судьбой
Дни на сердце ложатся.
Вальсом любви
назовут нашу добрую встречу.
Лечит любовь,
все прошедшие раны излечит.
Вальс воспарит,
вознесется над миром чудесным,
И над Землей
он прольется дождем светлой песни.
Вальс над миром плывет,
окружая людей благодатью.
Тем, кто ищет любви,
его музыка кажется свадьбой.
Не дождавшись весны,
слившись вместе мы кружим по кругу.
Как магнитом любовь,
как магнитом любовь
Нас притянет друг к другу.
Ты для меня
всех дороже и лучше на свете.
Там, где любовь,
там рождаются светлые дети.
Дети Любви
пусть наполнят сияньем планету,
И вознесут
Мироздание к ясному свету.
Вальс над миром плывет,
окружая людей благодатью.
Тем, кто слышит мотив,
его музыка сбудется свадьбой.
И во все времена
пары в вальсе танцуют по кругу.
И молитвой любви,
и молитвой любви
Наполняют друг друга.
Климова Алена
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/Удивительный вальс мне сыграл Ленинград,
без рояля и скрипок, без нот и без слов.
Удивительный вальс танцевал Летний сад,
удивительный вальс из осенних балов.
Вальс — всегда на Вы, вальс — речной волны,
вальс мостов Невы, дальних стран,
вальс растерянный, вальс расстрелянный,
вальс растреллиевый, вальс — туман.
В удивительном вальсе кружились дома,
и старинные храмы несли купола,
и на лучших страницах раскрылись тома,
и звонили беззвучные колокола.
Вальс пустых дворцов, вальс былых венцов,
вальс к лицу лицо, без прикрас,
вальс военных дней, смерти и огней,
вальс судьбы моей, жизни вальс,
Вальс старинных дам, вальс клаксонных гамм,
вальс огней реклам, вальс дождей,
вальс недвижных поз, вальс больших стрекоз,
вальс травы в покос, вальс людей.
Дольский А.
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/— Вальс устарел, —
...ЕщёГоворит кое-кто, смеясь.
Век усмотрел в нем отсталость
И старость.
Робок, несмел,
Наплывает мой первый вальс…
Почему не могу
Я забыть этот вальс?
Твист и чарльстон,
Вы заполнили шар земной,
Вальс оттеснен, без вины виноватый.
Но, затаен,
Он всегда и везде со мной,
И несет он меня и качает меня,
Как туманной волной.
Смеется вальс
Над всеми модами века,
И с нами вновь танцует старая Вена,
И Штраус где-то тут
Сидит, наверно,
И кружкой в такт стучит,
На нас не ворчит…
Не ворчит…
Вальс воевал,
Он в шинели шел, запылен.
Вальс навевал
Про Маньчжурские сопки.
Вальс навевал
Нам на фронте осенний сон.
И, как друг фронтовой,
Не забудется он.
Вальс у костра
Где-то снова в тайге сейчас.
И Ангара
Подпевает, волнуясь.
И до утра
С нами сосны танцуют вальс…
Пусть проходят года, все равно никогда
Не состарится вальс.
Поет гармонь,
Поет в ночном полумраке.
Он с нами, вальс,-
В ковбойке, а не во фраке.
Давай за вальс поднимем наши фляги,
И мы ему нальем —
Нальем и споем,
И споем…
Роб
— Вальс устарел, —
Говорит кое-кто, смеясь.
Век усмотрел в нем отсталость
И старость.
Робок, несмел,
Наплывает мой первый вальс…
Почему не могу
Я забыть этот вальс?
Твист и чарльстон,
Вы заполнили шар земной,
Вальс оттеснен, без вины виноватый.
Но, затаен,
Он всегда и везде со мной,
И несет он меня и качает меня,
Как туманной волной.
Смеется вальс
Над всеми модами века,
И с нами вновь танцует старая Вена,
И Штраус где-то тут
Сидит, наверно,
И кружкой в такт стучит,
На нас не ворчит…
Не ворчит…
Вальс воевал,
Он в шинели шел, запылен.
Вальс навевал
Про Маньчжурские сопки.
Вальс навевал
Нам на фронте осенний сон.
И, как друг фронтовой,
Не забудется он.
Вальс у костра
Где-то снова в тайге сейчас.
И Ангара
Подпевает, волнуясь.
И до утра
С нами сосны танцуют вальс…
Пусть проходят года, все равно никогда
Не состарится вальс.
Поет гармонь,
Поет в ночном полумраке.
Он с нами, вальс,-
В ковбойке, а не во фраке.
Давай за вальс поднимем наши фляги,
И мы ему нальем —
Нальем и споем,
И споем…
Робок, несмел,
Наплывает мой первый вальс.
Никогда не смогу,
Никогда не смогу
Я забыть этот вальс.
Евгений Евтушенко
https://chto-takoe-lyubov.net/stixi-o-valse/