Буквально вчера прочитал одно из интервью Юрия Полякова, автора нашумевших в свое время «Ста дней до приказа» и «ЧП районного масштаба». Проблема, о которой говорит Поляков, мне понятна. Преобразования в России, которые мы все бы хотели видеть, движутся очень медленно. На мой взгляд, проблема еще и в том, что то, какой должна быть Россия, мы все видим по-разному. Причем большинство людей хотят, что бы их модель, представляющая собой, как правило, возврат к социалистическому прошлому, была реализована немедленно. Например, отмена ЕГЭ. Даже мне, человеку, далекому от педагогики, понятно, что ни к чему хорошему это не приведет. Нужна довольно длительная подготовка, которая может затянуться лет на десять, при условии, что у нас уже имеется какая-то программа перехода. Ежели нет, то это будет очередная авантюра, эксперимент над детьми. Хорошо, что кто-то это понимает, в том числе, кстати, и Юрий Поляков.
Другая часть проблемы – изменения в культуре. В отличие от Великой Отечественной войны лишь довольно небольшая часть нынешних писателей, поэтов, музыкантов открыто поддержала СВО. Другие же если и не уехали за пределы страны, то стараются соблюдать режим молчания. Или нейтралитета. Вот цитата из того самого интервью Полякова, с которого я начал: «Буквально на днях мне написала автор, которая одной из первых начала писать пьесы, посвященные событиям на Донбассе. Из московского театра современной драматургии ей ответили, что пьесы, посвященные событиям СВО, они к рассмотрению даже не принимают!»
В Тульском академическом театре драмы с марта этого года идет спектакль по пьесе Рагима Мусаева «Свадебное платье для аксолотля. Сны». Сюжет построен на реальной истории: молодая жена, проводив мужа на СВО, сплела из своего свадебного платья маскировочную сеть и отправила ее на фронт мужу… Когда я упомянул об этом в одном из комментариев, в ответ услышал циничное: «Шекспир отдыхает...Вот такие ноне драматурги...» Ну, во-первых, ни я, ни автор этого ответа спектакль не видели, поэтому судить, в общем-то, не имеем права. Более того, если сравнивать с Шекспиром, Чеховым или Ибсеном, то, боюсь, ни одна пьеса не пройдет подобный отбор. Во-вторых, большинство наиболее ярких произведений о Великой Отечественной войне появились уже после Победы – для осмысления требуется определенное время. Автор пьесы Рагим Мусаев всё это, кстати, отлично понимает: «Тяжело говорить о каких-то событиях, когда ты в них еще находишься. Еще сложнее финалить. Говорить о победе пока еще рано, и как сделать, чтобы твое произведение не стало агиткой, шапкозакидательством, чтобы оно вызывало у людей живые эмоции». Ну, и третье, возможно, самое главное. Да, пьеса и сам спектакль, скорее всего, не шедевры. Но поскольку не доверять автору, утверждающему, что в основу пьесы положено реальное событие (он даже приводит позывной военнослужащего, который рассказал ему эту историю), у меня нет оснований, то ответ, полученный в комментариях, вызывает, лично у меня, омерзение, в том числе и взятым тоном.
Теперь еще один момент. Стоит ли запрещать книги авторов, признанных иноагентами? Я принципиально против запрета любых книг. Всё это напоминает мне моменты еще недавней нашей истории. И не только нашей, кстати. Вот что пишет Поляков: «Многие из авторов были по факту иноагентами задолго до того, как мы позаимствовали эту оценочную категорию у американцев, жестко пользующихся ею с незапамятных времен. Прискорбно и то, что десятилетиями эти деятели культуры за свое «отчизноедство» и презрение к России получали гонорары, звания, премии, госнаграды… Сейчас старательно делают вид, что этого не было. Было! А запретили не их книги. Можете с томиком Акунина (*признан в РФ иноагентом) расположиться на лавочке в Александровском саду, как Маргарита, и никто вас не повяжет. Обчитайся. Но теперь эти авторы просто не будут получать доходы с продажи книг в российской торговой сети, и то лишь потому, что сами неоднократно и настойчиво сообщали о том, как финансируют ВСУ из своих гонораров. Кто их за язык тянул — ФСБ? Да, авторский гонорар — вещь, конечно, святая, но жизни соотечественников еще святее…» Вот с этим вполне можно согласиться. Правда, не с тем, что «патриотизм надо продвигать в массы». Каким это, позволю себе спросить, способом? Как известно, наибольшее отторжение вызывает именно то, что навязывают.
Стефания Данилова, одна из тех молодых поэтесс, которых отметил Юрий Поляков, недавно вспомнила стихотворение Марины Кудимовой, которое, как нам кажется, очень подходит к данной теме:
НОВЫЙ КОДИФИКАТОР ЕГЭ
Хлеб не печён, так хоть краюшку на -
По корке черная печать.
Извергните из школы Пушкина -
Глядишь, его начнут читать.
За шиворот себе налей Монталь -
Лакейский дух не перебить.
Немедля воспретите Лермонта -
Глядишь, его начнут любить.
Неукротимые и страстные,
Изгойство клявшие своё,
Какие были парни классные -
Элитное хулиганьё!
На ксерокопии, в смартфоне ли,
Тайком, хотя б одним глазком...
О, если бы вы что-то поняли,
То подавились бы куском.
Марина Кудимова
Комментарии 6
"Рубить узлы с плеча" одним махом нельзя ни в коем случае. В этом вы правы. Только постепенно, поэтапно вводить в учебные программы школ то, что было одним махом из них убрано. Не нужно забывать о том, что наше образование было одним из лучших в мире. Неважно, сколько времени это займёт, но ЕГЭ убирать Нужно. Необходимо. И вы понимаете, почему. Я педагог с большим стажем, думаю имею право говорить об этом.
Что касается Культуры, могу только сказать, что, действительно, не шедевры пишут сценаристы на сегодняшний день. Ещё недавно в театр было не так просто попасть, сейчас залы бывают зачастую полупусты. Смотришь на сцену, и не понимаешь, о чём говорят герои, что они пытаются донести до зрителя. Настолько ВСЁ иносказательно, эпатажно, не каждый поймёт. Хотя бы в этой пьесе Рагима Мусаева, почему невеста именно из белого свадебного платья плетёт маскировочную сеть(...ЕщёПопытаюсь, дорогой Вадим, в силу своих возможностей и образованности, поговорить с вами по теме, предложенной вами.
"Рубить узлы с плеча" одним махом нельзя ни в коем случае. В этом вы правы. Только постепенно, поэтапно вводить в учебные программы школ то, что было одним махом из них убрано. Не нужно забывать о том, что наше образование было одним из лучших в мире. Неважно, сколько времени это займёт, но ЕГЭ убирать Нужно. Необходимо. И вы понимаете, почему. Я педагог с большим стажем, думаю имею право говорить об этом.
Что касается Культуры, могу только сказать, что, действительно, не шедевры пишут сценаристы на сегодняшний день. Ещё недавно в театр было не так просто попасть, сейчас залы бывают зачастую полупусты. Смотришь на сцену, и не понимаешь, о чём говорят герои, что они пытаются донести до зрителя. Настолько ВСЁ иносказательно, эпатажно, не каждый поймёт. Хотя бы в этой пьесе Рагима Мусаева, почему невеста именно из белого свадебного платья плетёт маскировочную сеть( заметьте - маскировочную), которую будет очень хорошо видно издалека. Думаю, неудачно. Но, это мои мысли. По поводу книг целиком согласна с вами. Не стоит уничтожать труды писателей, во многом и очень неплохие.
А стихотворение Стефании Даниловой не понравилось совсем. Одно то, что она называет М. Лермонтова - Лермонт, вызвало полное отторжение. Никто не имеет право выражать Неуважение к поистине Великим.
Была рада с вами побеседовать.