«Тяга к просвещению» населения в хантыйской деревне Мулигорт
Кашлатова Любовь Васильевна,
кандидат культурологии,
начальник Березовского филиала ОУИПИиР
пгт. Березово
О жизни и истории деревни Мулигорт я уже выступала с сообщением на одном из Меншиковских чтений [1]. В настоящее время она не жилая, её постигла учесть, как и многих российских деревень. Решением исполнительного комитета Тюменского областного Совета народных депутатов № 329 от 31.10.1983 года деревня Мулигорт была исключена из учетных данных административно-территориального деления Октябрьского района Перегрёбинского сельского совета [2, ГО ХМАО, ф.814, оп 1, д. 6718, л. 315, 316].
Но прославилась эта деревня за счет первой туземной школы на Обском Севере. Вот что пишет некий Протопопов в краеведческом журнале «Наш край» № 6 за 1925 год тобольского «Общества изучения края»: «Мулигортская школа - это детище самих остяков. Выросшая непосредственно по инициативе туземного населения, школа быстр окрепла и прочно пустила глубокие корни в народную остяцкую толщу, чем и обеспечила свое существование и дальнейший рост остяцкой культуры на ряд лет. В декабре месяце 1924 г. в п. Мулигорт был открыт литпункт. Через несколько же дней литпункт привлек внимание окрестных юрт, численно увеличился и раскололся на школу для детей с занятием утром и днем и литпункт для взрослых-вечером.» [3, с. 28-29].
Из его заметки мы узнаем, что «вопросы касающиеся выяснения условий работы учителя, оплаты его труда и отвода здания под школу, были рассмотрены, согласованы с учителем на общем собрании граждан п. Мулигорт и закреплены соответствующим договором, коим на учителя возлагалась ликвидация технической неграмотности в поселке к весне текущего года.
По окончании предварительный работ по вопросам школы, остяки выслали в районный центр г. Березов свою делегацию с намерением получить официальное разрешение РИКа на открытие литпункта, о снабжение последнего всеми необходимыми канцелярскими принадлежностями, учебно-хозяйственным инвентарем и учебниками. РИК удовлетворил желание остяков возможным для него количеством бумаги, карандашей, учебников. Но, не имея достаточных средств в своем скудном бюджете не мог принять на свой счет содержание учителя» [3, с. 29].
И так, мы узнали, что учитель был приглашен на месте самими остяками. Когда он прибыл в Мулигорт, там насчитывалось 80 жителей. Учитель обещал в течение зимы обучить грамоте всех хантов. Он соорудил из плах и обрубков парты и скамьи и начал в обыкновенной юрте занятия. Школа завоевала такую популярность, что ханты соседних юрт стали присылать в Мулигорт своих детей – это из Калтысъян, находящиеся в 8 км, Халапант, находящиеся в 30 км, Верхних Нарыкар в 15 км. [3, с. 30-31]. Впоследствии эта школа перешла в систему народного образования [4, с. 266]. А, по устному сообщению, В.И. Ахтямовой, бывшей заведующей Березовским архивным фондом, мы узнали, что она была первой туземной школой в Березовском районе (со слов В.И. Ахтямовой).
Обращаемся вновь к статье т. Протопопова, где он поместил очень интересный материал об учителе Николаеве. Мы не знали про его ничего. Кто он, откуда приехал? Ответа мы не получили и из архивных документов. Оказывается, «Учитель школы тов. Николаев Иосиф Петрович, 49 лет, окончил курс городского училища. По окончании школы исполнял ряд работ и имел 8 лет частные уроки. Тов. Николаев - член партии. В п. Мулигорт он заехал осенью и в короткий промежуток времени сумел завоевать поразительную симпатию всего населения. Незнакомый совершенно с остяцким языком, он за незначительное время усиленной работы над собой сумел несколько овладеть им. В часы работы тов. Николаев ведет запись слов и выражений мулигортских остяков для проектируемого им остяцкого языка Березовского района. Зарплату учителю в размере 15 руб. в месяц остяки п. Мулигорт оплачивали сами. В момент обследования у него было только 20 фунтов ржаной муки. Сахар, масло, чай он не видит. В одежде и белье испытывает весьма острую нужду. Из своего 15-рублевого жалованья часть он высылает еще своей семье, которая живет под Тобольском» [3, с. 33]. Вот это сообщение считаем самым главным, так как мы узнали имя и отчество учителя Николаева и откуда он прибыл в деревню.
Теперь о самой школе, которая «помещается в доме одного из жителей поселка и занимает в нем одну комнату, которая в одно и то же время обслуживает школу, литпункт и квартиру учителя. Посредине комнаты два ряда длинных самодельных скамеек и точно такие же, но только выше и с некоторым наклоном поверхности вперед столики. Структура «парт» не сложна, как не сложна и сама жизнь туземца. Скамьи это - длинный толстые плахи на неотесанных бревенчатых обрубках. Перед партами - классная доска. Обычная черная доска (с надставками для разрезных букв) на трех неотесанных березовых палках. Вверху над всем небольшая висячая лампа.
За наем помещения владельцу дома уплачивается ежемесячно по 6 руб. Для отопления и освещения отпускают по 1 аршину дров и 1 фунту керосина в год с работоспособного человека поселка.
Таким образом, тяга к просвещению жителей деревни Мулигорт мы видим на лицо: «Школа работает только два месяца, но дети и взрослые читают, чисто и опрятно пишут, считают. Мулигортской школе не страшны никакие невзгоды. Нет приличных карандашей, пишут их микроскопическими остатками, вделанными в деревянные ручки. Нет бумаги, набивают рука на столе. Испишут весь свой стол карандашом и нет больше места, так возьмут рубанок, пройдутся им по столу раз-другой, и снова чистый стол, снова пиши.
Вот общий вид школы-школы первобытной по инвентарю, но современной по запросам просыпающихся наций севера…» [3, с. 29-33].
В 2009 году Мулигорской школе исполнилось бы 85 лет. В это время общественная организация «Спасение Югры» проводила детские смены в д. Мулигорт с 2005-2015 гг. Так вот смена в 2009 году была посвящена знаменательной дате в жизни деревни. К ней мы с детьми стали готовится заранее. Выбрали инициативную группу, куда вошли трое ребят и задолго до открытия смены приступили к поиску архивных документов. Написали письма в Октябрьский районный, Ханты-Мансийский окружной государственные архивы. Автор статьи обратилась в Березовский районный архив. Таким образом, документы мы получили с трех архивов - это паспорт школы за 1946-1950 гг., отчеты, акты проверок, сведения о составе учеников, ведомости успеваемости учащихся, список учителей в разные годы [2,5,6].
Замечательный материал, на мой взгляд, мы получили по личному составу учителей с 1938 по 1962 гг. В личный листок по учету кадров кроме анкетных данных входили автобиографии, выписки из приказов, характеристики. Одну из характеристик мы показали учительнице, которая проходила практику в этой школе. Удивлению с её стороны не было конца.
Самые ранние архивные документы значатся 1933 годом. Кто работал до 1931 года, когда была построена сама школа, приказ Октябрьского РОНО о закрытие школы, к сожалению, такой информации не нашли. По архивной справке из Ханты-Мансийского государственного фонда значится, что по Березовскому району Мулигорская начальная школа (уже начальная) Нарыкарского туземного Совета открыта в 1927 году, число классов – 4. Справка составлена директором школы Ендыревым Иваном Васильевичем в 1933 году. В документах есть «АКТ обследования Мулигорской туземной школы-интерната I ст. Березовского района Остяко-Вогульского округа» от 12-16 ноября 1933 года, составленный инструктором роно Андреем Васильевичем Голошубиным, который работал заведующим в этой школе с 1931- 1933 гг. он пишет, что «школа работает в приспособленном перестроенном здании, которое для школы вполне подходящее». Скорее всего, именно по этой причине значится дата открытия школы - 1927 год. В документе отмечены: выполнение плана всеобуча; материально-хозяйственная сторона; обеспеченность школы; борьба с коренными недостатками в работе школы; планирование; самоуправление; общественно-политическое воспитание и так далее. «Наглядными пособиями школа обеспечена плохо. Стандартных учебников не больше как на 3 %, тетрадей в школе хватит только до половины 2-й четверти. Перьями и карандашами школа не обеспечена» (2, ГО ХМАО, ф.109, оп 1, д. 7, л. 32- 37).
В следующем документе «Акт проверки» от 9-10 марта 1960 года, составленный директором Перегебинской семилетней школы Петром Александровичем Вишняковым, ничего не говорится о том, что здание приспособлено. Он пишет, что «в школе тепло и чисто». К этому времени, по всей видимости, школу уже построили. По воспоминаниям автора, здание было похоже на те школы, которые стоят во всех поселках, построенные в конце 1930-1940 годах.
По представленным архивным документам мы разыскали трех учителей, которые работали в этой школе и пригласили на вечер, посвященный Мулигорской школе. Откликнулась и приехала только одна, которая работала до закрытия 1962 года, это Непкина Татьяна Никифоровна. Конечно, она была рада такой встрече. Кроме этого мы пригласили учеников, которые учились в разные годы в этой школе. Таких приехало на встречу 9 человек. На вечере мы делились воспоминаниями и рассказали детям, как проходили занятия в малокомплектной школе, как мы учились. Сеитова (Проскурякова) Елена Григорьевна училась в ней в годы войны 1942-1945 годах. Автор данной статьи тоже была ученицей этой школы. Те начальные знания, которые я получила от своей первой учительницы Татьяны Никифоровны Непкиной, помогли мне окончить среднюю школу, поступить учиться дальше, получить профессию. Дети с удовольствием слушали воспоминания бывших учеников, которые теперь уже стали мамами, папами, дедушками и бабушками. Им не верилось, что здесь когда-то действительно была школа, интернат, детские ясли. К сожалению, здание школы не сохранилось, сгорело во время пожара летом 1964 года. После торжественной части, мы показали детям то место, где стояла школа.
Впоследствии, именно с Мулигорской школы началось планомерное строительство национальных школ на Обском Севере (1925) [7, с. 4]. Не известна дальнейшая судьба первого учителя, но дело, начатое им, дало свои результаты. Мои земляки помнят имена продолжателей благородного дела этого замечательного человека – учителя И.П. Николаева: это Голушубин Андрей Васильевич (1931-1933 гг.), Ендырев Иван Васильевич (1933 -?), Чугина Мария Ивановна (1940-1941 гг.), Посохов Николай Яковлевич (1942-1943 гг.), Бессонова Вера Семеновна (1942-1943 гг.), Тыманов Илья Иванович (1945-1950 гг.), Пряснецова Ольга Павловна (1947-1948 гг.), Пуртова Прасковья Степановна (1950-1956 гг.), Савина Зинаида Петровна (1957-1958 гг.), Молотилов Семен Федорович (1947-1960 гг.), Мыльникова Евдокия Ивановна (1958-1960 гг.), Воложанина (Проскурякова) Нина Афанасьевна (1959 г.), Арычева (Алексеева) Таисья Ивановна (1956-1959 гг.), Непкина (Яркина) Татьяна Никифоровна (1960-1962 гг.) [7, с. 4].
Возможно, не все названы имена, но многие фамилии должны быть всем знакомы в Березовском районе, так как их часто переводили из одной школы в другую. Например, Молотилов Семен Федорович до перевода в Мулигорскую школу работал в Сосьвинской культбазе. А Воложанина Нина Афанасьевна работала до выхода на пенсию в Игримской школе, до четвертого класса она училась в Мулигорте. Чугина Мария Ивановна работала в этой школе перед самой войной, впоследствии жила и трудилась в Березово. Многие деревенские дети, которые учились в этой школе, выбрали профессию учитель и за свою работу получили почетные звания: Любовь Яковлевна Сваровская (Посохова) Отличник народного образования, «Ветеран труда», общий педагогический стаж около 54 лет (п. Большие Леуши); Вера Николаевна Слободскова (Морохова) имеет звание «Ветеран труда ХМАО», её педагогический стаж составляет 50 лет (п. Кормужиханка); Нина Афанасьевна Воложанина (Проскурякова) «Ветеран труда» (п. Игрим); династия Проскуряковых: Раиса Ивановна Алферова (Проскурякова) учитель начальных классов, за свой труд награждена медалью «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» (г. Нягань); её дочь Людмила Александровна Алферова педагог, в настоящее время видный общественный деятель, Президент общественной организации «Спасение Югры», директор этнографического музея под открытым небом Торум Маа (г. Ханты-Мансийск); Августа Ивановна Гордиенко (Проскурякова) Отличник народного просвещения СССР, Заслуженный работник образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, депутат Верховного Совета РСФСР XI созыва (1985-1990), Почетный гражданин г. Нягань, «Ветеран труда» (г. Нягань); Зоя Ивановна Проскурякова награждена Почетной грамотой Министерства образования РФ, «Ветеран труда», «Ветеран труда ХМАО» (г. Нягань); Нина Алексеевна Лыскова является первым доктором филологических наук среди женщин (единственный исследователь языкознания, который владеет как хантыйским, так и мансийским языками), профессор, Почетный профессор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург); автор статьи кандидат культурологии (п. Березово) и др. В этом заслуга первых учителей и самой школы. Мы гордились ею и гордимся до сих пор.
Литература
1. Кашлатова Л.В. История деревни в истории страны // Материалы Российской научной конференции «Меншиковские чтения – 2015». Вып. 10. СПб, Изд-во «XVIII век», 2015. С. 203 – 209.
2. Архивные документы Ханты-Мансийского государственного архива (фонд № 5, 31, 109, 198, 342).
3. Наш край / Краеведческий журнал тобольского «Общества изучения края». Тобольск. № 6 (10), 1925. С. 40. Президентская электронная библиотека (дата обращения: 04.11.2021)
4. Сергеев М.А. Некапиталистический путь развития малых народов Севера. М., Л. 1955. С. 266.
5. Архивные документы Октябрьского государственного архива (фонд № 5, 31)
6. Архивные документы Березовского государственного архива (фонд № 14 л, опись 1, ед.хр. 1,2,35,6,)
7. Кашлатова Л.В. Первая туземная школа на Обском Севере // Октябрьские вести. – 2015. – 13 августа. № 62. С. 4.
Примечание: Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок (ОУИПИиР) создан 28 ноября 1991 года с целью проведения научных исследований в области сохранения и развития языка, изучения историко-культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, исследования современного социально-экономического развития коренных этносов. +7 (3467) 33-54-35
Комментарии 34
Спасибо Любовь Васильевне. Это наша история, история нашего края, история и развитие наших народов ханты и манси.
Очень красивое место, где расположена деревня, из тех, которых нет, Мулигорт. На высоком берегу, так и хочется попасть туда. Всегда останавливаемся зимой возле огромных кедров, что растут там. Я читала о том, что в Мулигорте была организована первая туземная школа. Но здесь прочитала и об интересных людях, что работали или учились в школе!!! Хочется, чтобы был как-то отмечен возле деревни, памятной доской или как-то по другому, этот исторический факт.