О сборнике «Стихи о Смоленске»
Прочитал недавно изданный сборник «Стихи о Смоленске». Выход его приурочен к 1160-летию со дня первого письменного упоминания о нашем древнем русском городе. Составитель – Владимир Макаренков. Помимо него в редакционную коллегию вошли Н. Егорова, Ю. Кекшин, Е. Орлова, А. Трифонова, И. Флиманкова. Профинансирован проект местными функционерами партии «Единая Россия» и Министерством культуры.
Соглашусь с составителем: в таком объёме – 66 авторов – сборники стихов о Смоленске в регионе ранее не издавались. Выходили книжицы пожиже. Но и в них печатались и наши земляки-классики, и многие современники, и люди, принявшие участие в поэтических конкурсах к юбилейным датам Смоленска, некоторые из которых и написали-то в жизни, может быть, всего одно стихотворение.
Силу воздействия на читателя в новом сборнике определяют, безусловно, произведения Михаила Исаковского, Александра Твардовского, Николая Рыленкова, Алексея Бодренкова, Алексея Мишина, Виктора Смирнова, Юрия Пашкова, Раисы Ипатовой, Тамары Лосевой и, конечно же, лучшее из огромных подборок самого Владимира Макаренкова и Натальи Егоровой. В большинстве стихов, как и предполагает тематический сборник, в разных ипостасях предстаёт перед взором открывшего книгу главный её герой – Смоленск, его прошлое и настоящее, его облик, характер и люди, простые и те, кто прославил город на века. Эпический взгляд на Смоленск переплетается с тонкой лирикой, с философским осмыслением его судьбы.
И всё-таки у меня, читателя вполне подготовленного, указанный сборник вызывает целый ряд, как бы помягче сказать, недоумений. Впервые встречаю подобное издание, куда включена, помимо произведений малой формы, целая поэма. Очень даже неплохая. Но почему именно ей отдано предпочтение? Ведь о Смоленске существуют и другие, не менее значимые, но оказавшиеся отвергнутыми. Они не представлены даже в отрывках.
Встречаются стихи, которые по содержанию совершенно спокойно можно отнести к любому другому поселению. Читаешь и думаешь: при чём здесь Смоленск? Только потому, что он тоже периферия? Примеры? Пожалуйста: Нина Белова «Провинция» - и парки, и колоколенки, и окраины в домиках старых есть в любом городке, зачем же надо было перегружать сборник подобными зарисовками? А что добавляет к нашему видению Смоленска такие стихи Натальи Егоровой, как «Пар дыханья и воздух морозный», «Швырнёт Смядынь багряных листьев с неба» (гениальные строки, но к месту ли?), то же и «В огне любви сгорели дни и даты», «Тряхну друзьям лохматой русой гривой», «Погоди, реставратор, не сетуй», «Померкнут созвездия…».
Интересно, что такого особого, смоленского, увидели составитель и редколлегия в стихотворении Татьяны Ильюшиной «Сон дня кирпичным заревом охвачен»? Ничего не добавляют главному герою сборника и зарисовки Раисы Ипатовой «Ночного города язык» и «В парке лебеди в пруду».
А разве эта книга как поэтический памятник городу-герою что-то такое важное потеряла, если бы в ней оказались не опубликованными стихотворения Владимира Макаренкова «Я видел от смоленского вокзала», «В пешеходном переходе», «Смоленское ударение», «Молитва Мономаха», «Память из зелёных крон уронит», «В скалистых гребнях памяти – расщелина», «Взметнулась ель над крепостной стеной», «Дом», «Вновь выдалась свободная минутка». В этих вполне себе неплохих стихах Смоленска меньше, чем самого Макаренкова или его лирического «я». Да и многие символы, приметы города повторяются и у составителя, у многих других авторов, бывает, в схожей интерпретации. Владимир Викторович вполне достойно поклонился бы городу, опубликовав не более десятка своих произведений – «Город любви», «Город-богатырь», «Прогулка по Смоленску», «Смоленску», «Баллада о поставом Курицыне», «И повод для слова находится веский», «Цветок на камнях» и т.д. Глядишь, и не было бы причины упрекать составителя в нескромности, в выпячивании себя, любимого, от щедрот собственной руки и за, что называется, казённый счёт впихнувшего в коллективный сборник ну просто непотребное количество собственных стихотворений – более 40. На фоне такого объёма как-то не очень выглядят подборки наших великих М. Исаковского, А. Твардовского, Н. Рыленкова.
Замечу, что Владимир Макаренков не первый на Смоленщине, кто взялся за подготовку тематического коллективного сборника. Вот Юрий Пашков. Его уникальная антология «Смоленская лира, где представлены все земляки-поэты XX века. Есть в ней и Владимир Викторович с 11-ю произведениями, Наталья Егорова с 9-ю стихотворениями. А у отца-создателя этого коллективного сборника – 23. Лишь в 2 раза больше, чем у выше названных начинающих авторов, а вот у Исаковского – 32, Твардовского – 31, Рыленкова – 36. Это и есть уважение к мэтрам и оценка собственного места.
Ещё пример – знаменитая антология Евгения Евтушенко «Строфы века». В ней 875 русских поэтов. Мощно представлены А. Ахматова, Н. Глазков, О. Берггольц, М. Цветаева, Б. Пастернак, О. Мандельштам, В. Маяковский, М. Волошин, А. Блок - от 51 до 22 произведений. А сам Евтушенко? Он позволил опубликовать только 13 своих стихотворений. Это – скромность, хотя, думаю, у Евгения Александровича было не меньше амбиций, чем у Владимира Викторович, но тот умел обуздать свои порывы.
Кстати, книгу «Стихи о Смоленске» редакционная коллегия не рискнула именовать антологией (хотя «сборник» - слово синонимичное). Над антологией надо трудиться и трудиться, раскапывать десятки источников, чтобы отыскать как можно больше авторов, местных и иногородних, которые в разное время приносили свои поэтические посвящения Смоленску. К сожалению, очень много таковых остались за бортом внимания В. Макаренкова. Это, например, профессиональные поэты И. Савельев, В. Фирсов, Л. Сердечная, Т. Харитонова, И. Хатилин, В. Новиков, Д. Алёшин, Т. Бакланова, А. Батюк, А. Бугаев, В. Глухов, Т. Глушкова, В. Горяйнов, Н. Жигарева, В. Заводчиков, А. Запрягаев, В. Лютова. А разве нет замечательных стихов о Смоленске у талантливых наших земляков, не входящих в профессиональные писательские союзы, у тех же В.Лагуткина, Г. Язенькина, К. Маркевича, А. Рыленкова, С. Матузовой, А. Нишивочниковой, Л. Никитиной и других?
С моей точки зрения, первая попытка собрать под одной обложкой стихи о Смоленске получилась если не комом, то с комом недоработок и перехлёстов. Но дело сделано. И за него спасибо. Остаётся также надежда - хотя бы к 1170-летию Смоленска будет подготовлена и издана максимально полная антология поэтических приношений ему, любимому и многострадальному.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 7
А печатание составителями больше десятка своих виршей , нехорошо . Эти люди имеют по несколько книг и гордыню пора бы насытить .