Джордано Бру́но принадлежал к той группе философов, которые идеологически обосновывали борьбу против феодального строя и его главной опоры – церкви.
Жизнь Бруно красочна и многогранна. Она полна скитаний и неутомимой жажды знаний. Вместе с тем – это скорбная жизнь вечно преследуемого человека.
Филиппо-Джордано Бруно родился в небольшом городке Нола, вблизи Неаполя. Точно неизвестен даже год его рождения, и можно уверенно говорить только, что Бруно родился в середине XVI столетия. Разные авторы указывают 1548 и 1550 годы.
Родители Бруно были люди бедные. Бедность и лишения не оставляли Бруно и всю последующую жизнь.
Когда ребёнку исполнилось 10 лет, его отправили в Неаполь, где он начал учиться. Вскоре его приняли на своё полное попечение монахи доминиканского монастыря близ Неаполя. Будущий философ-вольнодумец стал доминиканским монахом. Вместо своего прежнего имени – Филиппо – он получил новое – Джордано.
В монастыре Джордано целиком ушёл в науку. Он изучил в монастыре произведения Аристотеля, Платона и других древних и новых философов. Ознакомился он и с учением Коперника. В 1572 году Бруно был посвящён в священники.
Изучая всю тогдашнюю премудрость, Бруно не сделался тупым педантом, как многие учёные того времени. Напротив, окружённый ханжами, Бруно сделался вольнодумцем. Он стал излагать свои вольные мысли на бумаге и писать едкие памфлеты.
В тиши своей монастырской кельи написал Бруно произведение – "Ноев ковчег", которое до нас не дошло. Речь в нём шла о том, какому из животных, попавших по случаю потопа в Ноев ковчег, должно принадлежать лучшее место. В конце концов этим животным оказывается осёл. Автор восклицает: "О, святая ослиная глупость, святое невежество, святая тупость и благочестивая преданность! Вы делаете души людей столь добродетельными, что перед вами ничто ум и всякое знание".
Под ослом здесь следовало разуметь монахов (и вообще духовенство) с их тупостью, ханжеством и суевериями. В "Ноевом ковчеге" Бруно осмеивал и подвергал разрушительной критике устои монашества. Он направил стрелы своего остроумия и на самые догматы римской церкви, выражал сомнение в "таинстве" причащения. Наконец, он напал на величайшего авторитета схоластической науки того времени – на Аристотеля.
В 1575 году против Бруно возбуждено было дело по обвинению его в ереси, содержавшее 130 пунктов.
Бруно бежал из монастыря в Рим, скитался по городам Италии, побывал в Турине, Генуе, Венеции, Падуе, знаменитый университет которой был переполнен профессорами – поклонниками Аристотеля. Бруно вынужден был уйти из Италии, скованной папскими декретами и усеянной учреждениями по борьбе с ересями – инквизиционными трибуналами.
17 лет блуждал Бруно по территории Европы. За эти годы он посетил Швейцарию, Англию, Францию, Германию. В 1577 году, приехав в Тулузу (Франция), Бруно читал лекции о науке и философии Аристотеля. Еще через два года Джордано, уже в Париже, рассказывал публике о работах философа, теолога Луллия, мировоззрение которого разделял и он сам.
Но спустя пять лет у бывшего служителя церкви возник конфликт со сторонниками учения Аристотеля и он вынужден покинуть Париж, отправившись в Лондон. В Англии Джордано плодотворно работал и написал ряд философских трактатов. В 1586 году мыслитель уехал в Германию, однако читать лекции в Марбурге ему запретили. Тогда Бруно занялся преподаванием в Виттенберге.
Джордано Бруно писал философские трактаты, выступал на диспутах, читал лекции, но везде в итоге его вынуждали прекратить пропагандировать свои идеи.
Нет комментариев