Однако любой семье, в которой есть подростки, известно, как тяжело
противостоять их уговорам купить слишком дорогие вещи. Кроме того, нам тяжело признаться самим себе, что есть нечто (особенно если это так важно для нашего ребенка), что для нас слишком дорого, потому что мы таким образом позиционируем себя как недостаточно успешного или
эффективного человека. Покупкам в значительной степени способствуют такие мысли: «Раз уж я намучилась, пусть хоть у моих детей будет», или «Никакая жертва для ребенка не бывает слишком большой».
Кроме конкретных усилий, таких, как выплата кредита или ограничение себя в чем-то, что вам очень нужно, вы еще и увязли в пропаганде ложных ценностей, а это в один (не)прекрасный день весьма пагубно может сказаться на вашем ребенке. Уверенность в себе, вера в себя, внутреннее удовлетворение своей жизнью — качества, которым ваш малыш или подросток научится, только если будет получать от вас внимание, любовь и близость. Очень важно показывать ребенку настоящие семейные и общественные ценности — то есть жить и вести себя в соответствии с этими ценностями. Все это, конечно, не значит, что ребенка надо оставить без мобильного телефона или кроссовок. Но покупайте ту модель, которую можете себе позволить!
Иногда, помимо того, что мы покупаем слишком дорогие вещи, мы стараемся угодить детям, беря на себя все домашние дела. Вернувшись с работы, после обеда и ужина (которые мы же и готовим), мы пылесосим, моем посуду и гладим, а наши отпрыски валяются перед телевизором или играют в игрушки.
О чем это говорит? Таким образом мы даем понять, что у родителей нет
своих потребностей, им не надо отдыхать — с книгой, на прогулке или
смотреть хороший фильм… и вообще делать что бы то ни было для себя. Оказывается, что приоритет номер один, два и десять — угодить детям. Если мы сами к себе относимся как к половой тряпке, не стоит удивляться, что о нас будут вытирать ноги и другие, в том числе и взрослые члены семьи.
Еще одна сфера слишком активного включения родителей — школьные
обязанности. По рассказам родителей школьников нередко можно понять, что они снова ходят в школу. Сколько раз? А это зависит от того, сколько у них детей! Они часами сидят с детьми, даже с теми, кто уже вовсе не в начальной школе, а то и со студентами. Занимаются, проверяют домашнее задание, оценивают стенгазеты, рисуют работы для уроков рисования. Если материал оказывается сложен, без раздумий предлагают (и оплачивают) ребенку частные уроки. Помимо всех обязанностей, которые родители и так выполняют в отношении семьи (содержат, кормят, одевают), они взваливают на себя еще и дополнительную (и немаленькую!) обязанность, которая к ним не имеет никакого отношения — опять ходят в школу!
Конечно, первоклашку вы не бросите на произвол судьбы, предоставив ему самостоятельно разбираться со школьными делами — как получится и как он сможет. Ему вы можете и помочь. Но надо приложить усилия к тому, чтобы ребенок научился учиться, направляйте его на эффективный труд и получение хороших навыков самостоятельной работы.
Это постепенный процесс, требующий времени, но всегда нужно помнить цель — чтобы ребенок научился эффективно и максимально самостоятельно выполнять свои обязанности. Если ваша помощь состоит в том, что вы тянете его через школьные годы и все больше вникаете в его обязанности, то ребенок станет пассивным и будет сильно зависеть от вас.
Я в ловушке?
Если вы покупаете ребенку дорогие вещи, а себе несколько месяцев (или лет) так и не можете купить то, что вам нужно, если у детей нет своих обязанностей по дому, если домашние редко стараются сделать для вас что-нибудь приятное (а вы это делаете регулярно), если школьные обязанности вашего ребенка в той же или еще большой степени ваши обязанности — ЗНАЧИТ, ВЫ В ЛОВУШКЕ.
Поведение ребенка
Ребенок становится избалованным, ленивым, самодовольным, эгоистичным, он недоволен, если его лишают чего-то или удовольствия откладываются, у него плохие навыки работы, он несамостоятельный, пассивный и безответственный.
Возможные последствия
У ребенка могут проявляться такие проблемы: низкая эффективность в учебе, отсутствие здоровых амбиций, эмоциональная и социальная незрелость, позднее — сложности в создании устойчивых эмоциональных связей, неудовлетворительные, неадекватные, незрелые отношения в браке или отношениях, эгоцентричность, трудность при необходимости взять на себя ответственность (в случае неудачи всегда виноват и должен за это отвечать кто-то другой: преподаватель, вы, партнер, начальник, ребенок, коллеги).
Комментарии 3