Почти везде-это радушный прием, хорошие, добрые люди. Такие вот и проживают в селе Малета, где мы опять недавно побывали. Не везде нам удается побродить по улицам, поснимать в своё удовольствие. К счастью в этот раз у нас было немного времени пройтись по центру села и сделать немного снимков. Мы благодарим коллектив Детского сада № 1 с. Малета за радушный прием. А вашему вниманию небольшой фоторепортажик.
Историографическая справка:
Малета — село в Петровск-Забайкальском районе Забайкальского края.
Население — около 3 тыс. жителей (2002).
Расположено на левом берегу реки Хилок, в 73 км к юго-западу от Петровска-Забайкальского.
Сельское поселение "Малетинское" как муниципальное образование с центром в Малете включает в себя также сёла Алентуй, Новоникольское и Сохотой.
Основано в 1770 году.
В 1926–35 гг. было центром Малетинского района, который затем вошел в состав Петровск-Забайкальского.
Весной 1930 года в Малетинском и соседнем Бичурском районах произошло крестьянское восстание, ставшее самым кровавым в Забайкалье в период коллективизации.
Отрывок из моей книги "ЦЕРКВИ ПЕТРОВСКОГО ЗАВОДА И ПЕТРОВСКОЙ ВОЛОСТИ":
.4.Малета. «Во имя названного Святителя Иннокентия»
В конце ХIХ - начале ХХ веков строительство новых церквей в Забайкалье велось повсеместно. В селе Малета своего храма не имелось, поэтому для совершения треб верующие ездили в Новохотойскую церковь. И лишь по большим праздникам в село наведывался священник из этой церкви (в рассматриваемый период Дмитрий Мал-ков). Так что необходимость в постройке храма назрела в Малете давно. Поэтому осенью 1898 года крестьяне собрали сход, результатом которого стал следующий документ:
«ПРИГОВОР
1898 года ноября 8 дня. Мы нижеподписавшиеся крестьяне Забайкальской области Верхнеудинского округа Малетинской волости, Малетинского селения быв сего чис-ла на сельском сходе в полном собрании находящихся домохозяев в присутствии нашего сельского старосты крестьянина Александра Васильева Крюкова, где об-судив между собой вопрос о насущней необходимости в построении храма в нашем Малетинском селении, мы в надежде на помощь Божию и молитвы Святителя Иннокентия Иркутского Чудотворца, все единогласно и предположили теперь же приступить к ходатайству о разрешении построения храма во имя названного Святителя Иннокентия – в воспоминание жития его при нашей речке «Хилок». Местом для храма мы предположили площадь смежную с северной стороны с усадьбой нашего церковно-приходского училища; южной с улицей: 4 са-жени от училища до дома на противоположной стороны Гаврилы Истомина, 71 сажен с западной стороны усадьба крестьянина Матвея Истомина со встречной перед усадьбой Матвея Зайцева, между усадьбами Истомина и Зайцева 39 сажень, всего 2769 сажень. Храм мы предположили устроить по образу нового Захаровского храма на реке Чикое, (величиною, по возможности, поменьше Захаровского храма – с таким расчётом, чтобы в последующее время возможно было пристроить придел. Каковой приговор по рукоприкладству и надлежащем засвидетельствовании представить местному приходскому священнику отцу Дмитрию Малкову для исходатайствовании где будет следовать разрешение построения храма и получения на сей чертежей и планов на величину и обширность здания предполагаемого построить храма согласно усмотрению Начальства в том и подписуемся: Кирилл Матвеев Никандоров, Николая Заморозов, Савватей Меринов, Гаврила Курилов, Никандор Купцов, Григорий Овдин, Аника и Василий Крюковы, М.Марков, Михаил Живодёров, Осип Марков…».
Вторым приговором избрали сборщиками добровольных пожертвований Ивана Поликарповича Маркова (53 года) и Евдокима Иоанновича Крюкова (26 лет), «оба православного вероисповедания, под следствие и судом не состояли и не состоят, имеют собственное хозяйство и домообзаведство, занимаются – хлебопашеством».
С этих приговоров и начиналась в Малете Иннокентьевская церковь. Но одно дело собраться и решить, а другое - найти достойное и удобное место для храма, собрать деньги, достать материал и собственно построить. Но начало было положено, и 12 марта 1899 года благочинный 8-го округа священник Алексей Шергин по всей форме предоставил в Забайкальскую Духовную Консисторию на имя «Преосвященнейшего Владыки» оба приговора сельского схода крестьян Малетинской волости «покор-нейший рапорт» с просьбой благословить постройку нового храма и выслать книжки для сбора пожертвований. 30 марта члены Консистории ознакомились с предостав-ленными документами. Увы, к рапорту Шергина не был приложен проект церкви, поэтому разрешение не было дано. Духовное начальство дало указание: «Прежде разрешения (…) предписываем благочинному священнику А. Шергину представить план». Кроме этого священник должен был вместе с причтом осмотреть место, где предполагалось поставить церковь, составить акт, в котором указать «прилично и удобно ли место» и представить его в Консисторию. А вот книгу для пожертвований было решено выдать сразу для скорейшего сбора денежных средств.
В 1892 году в Малетинской волости, куда входили сельские общества: Пещанское, Старозардаминское и Новозардаминское, Ново-Никольское, поселения: Новохотой-ское, Сохотойское, Алентуйское, Катаевское, Кандабаевское, Орсучное, Кулевское, Тарбагатайское, числилось 4141 «душ обоего пола». В некоторых из этих поселений имелись свои церкви, но часть из них нуждалась в капитальном ремонте или даже в перестройке. В «Памятной книжке Забайкальской области за 1898 год» мы находим сведения о церковно-приходской школе в селении малетинском. Законоучителем там значится священник Александр Чернышев, учительницей Александра Трунева. В 1900 году законоучителем священник Дмитрий Малков (Новохотойская церковь), учительницей Анна Лавошникова, попечителем Александр Кобылкин. Обучение в школе в тот год проходили 46 мальчиков и 8 девочек (3). Но уже на следующий год вмалетинской школе законоучителем числится священник Дмитрий Тяжелов, а учи-тельницей Евдокия Медведева.
Вскоре формальности, препятствующие постройке церкви в Малете, были улаже-ны: план предоставлен, общественный приговор с осмотром места для постройки храма от 19 мая 1899 года составлен: «…Сим приговором изъявили желание постро-ить в своём Малетинском селении здание для храма (…) отводим место от строения крестьянина Никиты Истомина в расстоянии тридцати сажен от его усадьбы. Пло-щадь Церковная - одну десятину под храм и не имеем право застраивать сиё место. Десятина сия составляется по улице 50 сажен и в ширину 50 саж. Всего 2500 квад. сажен. Место ровное, чистое, возвышенное и никем никогда не заявленное, в середи-не села».
На следующем сходе, состоявшемся 17 октября 1900 года, в связи с тем, что в окру-ге не имелось необходимого строевого леса, было решено ходатайствовать перед Троицкосавским лесничеством об отпуске «такового» в следующем количестве:
«сосновых брёвен:
длинною 16 аршин толщиною 8 вершков – 189 шт.;
длинною 14 аршин толщиною 9 вершков – 162 шт.;
длинною 11 аршин толщиною 8 вершков – 442 шт.
длинною 10 аршин толщиною 5 вершков – 162 шт.
длинною 9 аршин толщиною 9 вершков – 357 шт.
длинною 7 аршин толщиною 10 вершков - 513 шт.
лиственничных брёвен:
длинною 16 аршин толщиною 7 вершков – 20 шт.
длинною 9 аршин толщиною 8 вершков – 30 шт.
длинною 14 аршин толщиною 7 вершков – 40 шт.».
Всего выходило 1312 сосновых брёвен и 90 листвиничных. В случае получения разрешения планировалось заготовить лес до 1 марта 1902 года. Да не тут-то было, оказалось, что для получения этого разрешения вначале нужно было предоставить утверждённую смету и разрешение на постройку церкви от Духовной Консистории. Эти проблемы также были устранены. Казалось, что вот-вот и начнётся строительст-во, но неожиданно свой фронт открыла оппозиция в лице крестьянина Аники Крюко-ва, который заявил о своём несогласии с местом, обозначенном для постройки церк-ви. Он считал, что оно далеко от основного места проживания прихожан. Для реше-ния этого спора 17 февраля 1901 года был созван новый сход, на котором 70 присут-ствующих «домохозяев», жителей селения малетинского, заявили, что: «избрали, (место) которое отведено и застолбовано о. Благочинным с согласия общества, где мы и желаем построить храм, а другое место, на которое пожелали некоторые лица строить храм признаём неудобным, в виду того, что во время наводнения там появляется вода, а самое место низмянное и кроме того место нужно будет очищать от построек, а потому постройка храма будет сопряжена с лишними расходами – материал для постройки храма мы согласились вывозить сей час же в силу чего и постановили настоящий приговор».
Но вместо того чтобы согласиться с мнением схода, Аника Крюков развернул бурную деятельность. Его «петиция» на имя Епископа Забайкальского и Нерчинского, состоящая из нескольких листов, содержала в себе сведения, которые сегодня интересны и нам. Из «Объяснения» Аники мы узнаём, что ему 66 лет. За время своей жизни он хорошо «изучил обычаи, нравы, привычки и характеры народа» .
С 1861 по 1864 года успел послужить Бичурским Волостным Головой. По долгу службы бывал в церквях Новохотойской, Куналейской и Еланской, в которых, по его словам, наблюдал, что далеко живущие прихожане собираются на богослужение очень редко, а на вопрос: «Почему не были на службе?», люди ему отвечали: «Не слышали колокольного звону. Церковь от нас далековата, и мы не пошли. Мы старики, а силы уже слабы» и тому подобное. Далее Крюков рассуждает о том, что «люди, которые часто посещают храм божий миролюбивы, мягкия сердцем, снисходительны, склонны к добродушию, вообще имеют в сердце своём Страх Божий, а люди редко бывающия в церкви, не имеющия Страха Божия – характера строптиваго, пронырливы, мстительны, таким образом, удалённый от селения храм мало приносит пользы человеку (…). Таким образом, если храм будет расположен близко для всех, то прихожане услышат колокольный звон и призыв чадолюбивой нашей матери Святой Церкви, где помолившись Богу, а иногда услышав назидательное научение священника, возратитца домой к духовной радости с умягчёнными сердцами и поучают к этому своих домашних».
Напротив, удалённый от селения храм посещать станут редко и будут «жить как и жили с окаменелыми сердцами и грубостью нравов и их строго осуждать за это будет невозможно». Далее крестьянин пишет, что в октябре 1898 года в село приехал священник Дмитрий Малков и обозначил место для строительство храма, но в июне следующего года благочинный 8-го округа Алексей Шергин «место избранное запорочил…и как будто по уговору с Самуилом Истоминым определил место назначенное Самуилом Истоминым». Но оно от селения далеко, «а предполагаемое место в центре селения подле училищной усадьбы». Поэтому Аника просил Владыко приехать лично и избрать место для постройки церкви, «чтобы избавить души прихожан от вечной погибели».
Владыко внимательно прочитал письмо Аники Крюкова и наложил резолюцию: «Послать прошение Крюкова благочинному Шергину, чтобы он лично на месте рас-следовал дело и опросил свидетелей по существу дела».
Наверное, неприятно читать письмо, адресованное твоему начальству, где тебя обвиняют в сговоре с заинтересованными лицами, но таковы изъяны должности благочинного, когда ты постоянно на виду и сотни глаз следят за тобою. Следуя приказу духовного начальства, Алексей Шергин опять съездил в Малету и дал ответ в Консисторию, в котором пи-сал, что «Аника Крюков абсолютно не прав в своём прошении…когда я приехал в малетинское село выбрать место для постройки храма, то Аника явился ко мне первый и в обществе человек 60, я осмотрел место рядом со школой и нашёл его крайне неудобным: нужно было сносить две усадьбы за которые просили большие деньги, место завалено назьмом, кругом постройки…» и поэтому ни один «строительный устав» не позволил бы построить здесь церковь, тем более ради этого пришлось бы изменить план улицы. Вместе с «общественниками» было осмотрено другое место, «чистое, возвышенное, ровное, не на задворках, а посредине села». Что касается сго-вора с Истоминым, о чём в своём письме пишет Крюков, то священник пояснил, что «Самуила Истомина я не знаю лично и не имею о нём никакого понятия, так что вхо-дить с ним в какия либо сделки не в моём характере».
Далее Шергин объясняет, что кроме Крюкова никто из селян никаких претензий по выбору места для строительст-ва храма не предъявлял. Кроме этого выясняется, что это далеко не первое подобное «прошение» Аники Крюкова. В 1895 году он писал жалобы на Новохотойского свя-щенника, и Консистория предупреждала Шергина об этом человеке и просила не обращать на него внимание. В конечном итоге дело решилось в пользу Благочинного 8 округа Алексея Шергина, а «жалобствующему» Крюкову было отослан ответ, в котором Консистория объявляла ему, «что прошение его от 10 апреля с.г. о выборе места в селении Малетинском признано не заслуживающим никакого внимания и поэтому оставлено без последствий…». Но обиженный Аника вновь отправил письмо в Консисторию, где объяснял свои действия тем, что «подавал то прошение не из корысти, коварства, ненависти или злобы, но единственно из любви к Богу, из любви к человечеству, чтобы больше приблизить людей к Богу». Впрочем, это письмо Консистория оставила без ответа.
А тем временем 22 сентября 1901 года в Малетинском селении состоялась закладка нового храма во имя Святителя и Чудотворца Иннокентия. На эту торжественную церемонию из Читы прибыл Епископ Забайкальский и Нерчинский «Преосвящен-нейший» Мефодий. Церковь планировалось построить в течение 1902 года. И всё же денег на постройку храма не хватало, Алексей Шергин сообщал в Читу: «по скудно-сти собранных нами денежных средств и неурожая хлебов постройка храма может затянуться на продолжительное время, тем более подряд постройки храма в настоя-щее время снят за 2850 рублей, а средств для приобретения материалов недостаточ-но». Были выписаны новые сборные книги на крестьян Елезара Овдина и Петра Крюкова. Наконец, 24 октября 1902 года благочинный отрапортовал, что «постройка Малетинского Иннокентьевского храма ныне окончена. Внутренняя отделка зависит от средств и освящение храма имеет быть не ранее двух лет».
Деньги на иконостас сумели собрать только в 1903 году. Заказали его в Иркутске, но начавшаяся в 1904 году Русско-Японская война чуть не смешала все планы. Встала проблема доставки иконостаса по железной дороге до Петровского Завода. На лошадях сделать это было невозможно, так как вес его составлял 250 пудов (4 тонны.). Поджимало и время, по договорённости с подрядчиками в случае несвоевременного вывоза заказа задаток в сумме 1000 рублей забирался ими в качестве штрафа. Поэтому Алексей Шергин в своём рапорте Губернатору Восточной Сибири, приводя все вышеперечисленные аргументы, просил дать разрешение на перевозку по железной дороге, подкрепляя рапорт следующей фразой: «Никто не думал, что будет война». 29 октября Губернатор такое разрешение дал. Остаётся добавить, что построили Малетинский Иннокентьевский храм, доставили и установили иконостас Григорий Петрович Крюков и его сын Андрей Григорьевич Крюков. Конечно, одни они бы такую работу не осилили, но история сохранила для нас только их имена. Но новый храм не проработал и 30-ти лет. С приходом советской власти началась борьба с религией.
В 1926 году было осуществлено административное деление Читинского округа на районы. Согласно ему был образован Малетинский район, в который вошли сёла Бичура, Ново-Никольск, Буй, Малый Куналей, Красный Яр, состоящие преимущественно из старообрядческого населения. В 1927 году председатель Малетинского райисполкома Щукин был вынужден констатировать, что в подведомственном ему районе до 90 процентов населения находится под влиянием религии.
В феврале 1930 года на объединённом собрании членов коммуны и артели с. Ма-лета было решено передать местную церковь на культурные нужды. Закрывались церкви и в других селах района, кроме этого насильственное проведение коллективи-зации, подразумевающее под собой раскулачивание крепких хозяйств, привели к Малетинскому восстанию в 1930 году, в котором приняли участие около 600 человек. Один из руководителей восставших П. Тюруханов говорил в своих выступлениях: «Народ должен теперь отходить от нечестивых и не ходить в сатанинские гнёзда (колхозы). В Писании говорится, что «будут преследовать меня за мое и дом мой (церковь) превратят в гнездо непотребства и после этого наступит искупление», - это время настало, будет война и коммунистов уничтожат. (…) Бабы теперь начинают просыпаться и заступаться за церковь и не пускают мужиков в колхозы. (…) Взял бы народ, да весь – бабы, девки, мужики, ребята – все, да с псалмами по улицам да с причитаниями: «не дадим в обиду церковь Божию – служителей, а то, что, каждый боится и людей и сам себя. Есть народ грамотный (по-церковному) в каждой улице наставляет народ пениями своими попуститься, весь путь наш недолог и лета немолодые. И что мы скажем Господу Богу. «Почему, - спросит, - оставили народ без наставлений, без слова Божия». Бога своего не оставлю и не отрекусь от него и пострадать за Господа Бога не боюсь».
Среди крестьян бытовало мнение, что они не особенно рьяно защищали свои церкви от закрытия и теперь должны перейти на тайные молитвенные дома и продолжать отстаивать устои религии, не взирая на репрессии со стороны Советской власти.
Впрочем, Малетинское восстание вскоре было подавлено. Участники его осуждены и приговорены к различным срокам заключения. В 1937-1938 – х годах большинство из них было расстреляно. Что касается Иннокентьевской церкви, то она до наших дней не сохранилась.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев