Когда я стала мамой, у меня, как и у многих, родился страх, тревога за своего ребенка. Я помню то чувство беспомощности и зависимости, проснувшееся на уязвимость дочери. У меня внутри формировалась ответственность за нее, желание уберечь от опасности. К сожалению, моя тревога и ответственность подпитывались внешними факторами «ты же мать» а значит умеешь. Как будто во время родов у женщины происходит подгрузка спец. знаний от вселенной и теперь она должна знать и уметь ВСЁ. Я видимо обладала дефектным разъемом, поэтому помню только страх! Мысль о том, что мне сейчас отдадут живого, хрупкого человечка, а я не знаю, что мне с ним делать, сводила с ума. Я боялась прикоснуться чуть сильнее, так как была уверена, что сломаю. А плачь ребенка воспринимался двумя сигналами : ему больно и / или я плохая мать (так как что делаю не так).
Страх постепенно ушел, жизнь заполнилась рутиной, но это не снизило мою тревогу и беспокойство за ребенка. Дочь росла, а вместе с ней росли и переживания . Сейчас я понимаю, что мои переживания это теперь пожизненное состояние. Считается, что по мере взросления ребенка наша ответственность за его жизнь и здоровье юридически и психологически уменьшается. Но внутри это совсем не так, поскольку, чем взрослее наши дети, тем больше мы теряем контроль над тем, как они растут, живут и действуют.
Я часто ловлю себя на том, что балансирую между конструктивной и неконструктивной тревогой в отношениях с детьми .
Родительская неконструктивная тревога рождает гиперопеку и не так безобидна, как может показаться на первый взгляд.
Почему?
1. Родитель-экстрасенс
Моя тревога бывает сфокусирована на тех ужасах и опасностях, которые постоянно "предвидит" родитель. Поэтому , на первых порах жизни ребенка я неосознанно давала послание: "Мир опасен, с тобой может случиться что-то плохое". Скорее всего, этим посылом я формировала представление о мире, как о небезопасном и угрожающем для него месте. Это не делает ребенка сильным и ко всему готовым, это делает его напуганным и напряженным.
2. Родитель – генерал
В том случае, если родитель регулярно единолично решает за ребенка, что ему делать, чувствовать, носить, избегать, то у ребенка не формируется фокус на собственных ощущениях и чувствах. Он тогда значительно хуже опознает собственный холод, голод, страх, дискомфорт и теряет самую важную связь – связь с собственным телом, которая и служит нам для того, чтобы подавать знаки о происходящем внутри и вовне нас, ведь это необходимо для принятия адекватного решения. Если родитель, ориентируясь на свои ощущения, регулярно принимает большие и малые решения за ребенка (при этом он может и не ошибается), то, когда не будет рядом взрослого, лишенному связи со своими ощущениями ребенку не на что будет ориентироваться.
3. Родитель – опоссум
Часто тревожному родителю трудно отделить собственную тревогу (как боязнь не справиться, страх перед изменениями, неготовность вкладываться в решение проблем) от реальной тревоги за ребенка. Некоторые взрослые просто сознательно или бессознательно избегают решения своих взрослых задач, не разрешая ребенку жить и проявляться, боясь, по сути, сталкиваться с последствиями этой жизни. И поэтому их дети не гуляют, чтобы не заболеть, не лезут, чтобы не упасть, не пробуют, чтобы не ошибиться, не соревнуются, чтобы не проигрывать, не живут, чтобы не умирать.
4. Родитель – всевидящее око.
Способ управления тревожного родителя – всемогущий контроль. Контроль, как ему кажется, позволяет профилактировать неприятности, сложности и беды. Как будто если все время проверять уроки, портфель, шапку, чистые руки, рассказывать о том, что случается с непослушными детьми, держать его за руку, следить за тем, что делает, с кем играет, куда пошел, когда придет, то ничего плохого не случится. Такой родитель не всегда замечает, что вместо самоконтроля у его ребенка есть только инфантильная позиция и ожидание, что мама подскажет, проверит, сделает и, естественно, ответственность за это, начинает считать ребенок, тоже будет на ней.
Таким образом, к сожалению, тревога любого родителя может неосознанно воспитать в детях:
-Тревогу, потому что мир полон опасностей и жить страшно;
-Апатию, потому что зачем хотеть, если мама за него хочет;
-Инфантильность как неготовность принимать решения и нести за них ответственность;
-Слабость, потому что у ребенка мало опыта контакта со своей силой и возможностью справиться со сложной ситуацией;
-Сложность в управлении собой и жизнью, поскольку родитель не научил справляться с чувствами, аффектами, задачами, делами и проблемами. Он научил избегать всего этого.
Как перейти к более конструктивному взаимодействию с собственной тревогой?
Об этом на следующей неделе.
Квасова Наталья Психолог, [10.05.2024 7:55]
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев