Эски́-Сара́й ( Старый Дворец) — бывшая мечеть, памятник крымскотатарской архитектуры XIV века, одна из старейших мечетей в Крыму. Мечеть была возведена во времена, когда Крым был улусом Золотой Орды. Ныне находится в полуразрушенном состоянии. Поселение Эски-Сарай (с 1948 года — Монетное, ныне упразднено) некогда, по одной из версий, было владением калги-султана. Предположительно, здесь находился монетный двор и дворцовый комплекс, который и дал название поселению. До настоящего времени ни дворец, ни монетный двор не сохранились. Находящиеся рядом с мечетью развалины могут быть остатками дворца или монетного двора.
Мечеть представляет собой постройку в виде двух квадратов: большого с длиной стороны около 12,7 м и малого с длиной стороны около 6 м. Изначально это были две купольные мечети с отдельными входами. С северо-западной стороны — руины минарета. Каждая из стен мечети (кроме восточной) имеет по 5 окон: 2 квадратных на первом уровне, 2 полуциркульных на втором и круглое окошко в центральной части третьего уровня. Этот памятник архитектуры широко известен, но в то же время крайне загадочен. Об этой мечети не сохранилось никакой достоверной исторической информации, здесь не проводилось планомерных археологических исследований.
Внутри обращает на себя внимание михрабная ниша. Сквозь сажу от костров проступают грани искусно вырезанного геометрического орнамента. Над михрабом и по всей внутренней поверхности стен заметны ряды выемок со следами брусьев – это следы деревянных балкончиков верхнего яруса мечети, на котором молились женщины. А если взглянуть прямо вверх, нам откроется почти идеально ровный круг синего неба на месте давно обвалившегося купола.
Снаружи к восточной стене примыкают остатки небольшой пристройки. Она тоже имела и туфовый купол, и михраб, поскольку тоже являлась мечетью – хотя и совсем крошечной. При этом прямого прохода между двумя мечетями нет. Для чего же предназначалась эта вторая, малая мечеть? Точных сведений не сохранилось, но можно предположить, что большая мечеть служила для всего населения округи, тогда как малая была устроена при каком-нибудь закрытом религиозном заведении: например, медресе или текие при основной мечети. Подобные примеры известны в восточной архитектуре.Есть мнение,что предназначалась для женщин или служила султанской ложей, где калга-султан мог совершать намаз, слушая священнослужителя большой мечети через оконный проём с решёткой в общей стене Точной даты строительства мечети нет. Но можно предполагать, что по своему возрасту это здание едва ли намного моложе семисотлетней мечети в Старом Крыму, возведенной при ордынском хане Узбеке.
Как ни занимательна версия о дворце калга-султана (как известно, в Крымском ханстве этот титул считался следующим по старшинству после хана), исторически достоверной ее признать нельзя. Ведь мечеть была возведена в ордынское время, когда еще не существовало ни калга-султанов, ни крымских ханов. Полуостровом в те времена правили эмиры, назначавшиеся ордынскими ханами, и резиденцией крымских эмиров была не долина Салгира, а город Кырым (нынешний Старый Крым). Что же касается калга-султанского дворца, то его былое месторасположение известно: он стоял у выхода из ущелья, которое сейчас в Симферополе именуется Петровской балкой. Откуда же тогда взялись предания о калга-султанской резиденции в Эски-Сарае? По описаниям путешественников 19 века, в их времена в Эски-Сарае, помимо мечети, можно было различить следы и еще одного старинного сооружения. Это был широкий двор с остатками стен вокруг него и каких-то строений посередине. А по углам двора возвышались четыре высоких квадратных башни. Известно, что дворцы в Крыму не строили наподобие европейских замков, с башнями по углам. Зато именно таким образом сооружали караван-сараи – постоялые дворы для торговцев, где склады для товаров соседствовали с «гостиничными номерами» для купцов. Для защиты от грабителей и на случай военной угрозы караван-сараи строились как небольшие крепости с глухими стенами и угловыми башнями. Такие заведения когда-то существовали при рынках в каждом городе Крыма, сегодня их руины можно увидеть лишь в Старом Крыму и в центре Карасубазара. Таким образом, возможно, что село Эски-Сарай могло получить свое название не от ханских или султанских дворцов, а от существовавшего в нем караван-сарая.
В 1923 году мечеть исследовал профессор П. В. Никольский. Профессор П. В. Никольский писал о мечети: «…она является интересным примером заимствования архитектурных форм, которое существует везде и которое особенно характерно для мусульманского искусства, разрабатывавшего в архитектуре и орнаментизме формы византийские, персидские и египетские». Крымовед Ф. Ф. Лашков называл эту мечеть лучшей в Крыму и считал что она «напоминает азизы» (то есть дюрбе на азизах). В советское время было несколько попыток отреставрировать мечеть. В 1969 году были проведены работы по консервации руинированного памятника: выполнены инъекции трещин, частично восстановлена каменная кладка в нижнем ряду окон, стены укреплены железобетонным поясом. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 года № 2073-р мечеть Эски-Сарай была признана объектом культурного наследия федерального значения.
Мечеть в Эски-Сарае, западная стена Неподалеку от южной окраины Симферополя расположено примечательное сооружение: Эски-Сарайская мечеть. Возвышаясь на краю широкого поля, она хорошо заметна с проходящей неподалеку Ялтинско...
Комментарии 2
Открыто и прОникновенно,
Оно и сейчас неотрывно,
Бушует, как море бессменно))))