УЧИМ МАЛЫША ЧЁТКО И ЦЕЛОСТНО ВИДЕТЬ ПРЕДМЕТЫ И КАРТИНКИ
Восприятие предмета как целого лежит в основе освоения ребенком окружающего мира, способствует развитию всей его деятельности. Целостный образ предмета вначале бывает нечетким, расплывчатым, недифференцированным, то есть, маленький ребенок уже узнает знакомый предмет, но пока не может передать его в рисунке, лепке, описать словами. Это происходит не потому, что ребенок не умеет лепить или рисовать, или недостаточно развита его речь. Он просто не представляет себе предмет достаточно четко, не способен выделить его контур, части, из которых состоит данный предмет.
Этапы формирования целостного образа предмета
Формирование целостного образа воспринимаемого объекта происходит в такой последовательности: от узнавания к восприятию и представлению.
Первый этап – узнавание и различение предметов. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания, которое развивается как спонтанно, так в ходе специальных занятий. Специальные игры и занятия помогут ребенку научиться узнавать знакомый предмет в новой ситуации, на разном расстоянии от глаз, выделять предмет из общего фона, опознавать знакомый предмет в рисунке.
Второй этап – восприятие предмета и осознание отдельных частей в этом предмете. Цели данного этапа значительно сложнее. Специальные игры и занятия помогут ребенку научиться воспринимать предмет из любого ракурса, видеть отдельные части в предмете, более тонко различать предмет среди похожих предметов (например, различать стул и кресло, или карандаш, фломастер, ручку), воспринимать изображения предметов, в том числе незнакомых.
Порядок обучения целостному восприятию предметов
Часто работа по формированию целостного восприятия предметов специально не проводится. Взрослые, обучающие малыша, предполагают, что он воспринимает предметы и их изображения также, как и они – целостно, с выделением частей и деталей. Но это не так – в силу психологических особенностей раннего возраста малыш еще не способен воспринимать объекты окружающего мира качественно, его внимание пока не способно охватить все важные особенности и нюансы воспринимаемого объекта. Поэтому стоит уделить развитию целостного восприятия предмета особое внимание!
В книге «Познакомьте малыша с миром вокруг» предлагается следующий порядок развития целостного восприятия:
От знакомых предметов к новым
От простых предметов к сложным
От целого предмета к его частям
От одного предмета к разнообразным предметам
От вида спереди к другим ракурсам
От предмета к его изображению
От восприятия к называнию и изображению
ПРИМЕРЫ ИГР НА РАЗВИТИЕ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРЕДМЕТОВ:
Игра «Картинки-половинки»
Перед началом занятия подготовьте картинки – симметричные изображения: цветок, шапка, мишка и др. Такие картинки можно нарисовать самостоятельно или найти в интернете, распечатать, наклеить на картон и вырезать. Картинки разрежьте пополам по вертикали или горизонтали. Положите перед малышом картинки-половинки и предложите сложить.
- Вот какая красивая, большая ромашка у меня есть! У тебя тоже есть ромашка, но она сломалась… Надо сложить ромашку так, чтобы цветок снова стал целым. Молодец, у тебя получилось! З-з-з! Это пчелка летит к твоему цветку.
Собирать картинки из симметричных половинок хорошо получается уже у детей второго года жизни. Однако, обратите внимание, что уровень сложности задания можно менять в зависимости от того, каким образом предлагать картинки-половинки для сборки.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев