Участники «круглого стола» - депутаты Государственной Думы, представители Администрации Президента Российской Федерации, Министерства культуры РФ, Генеральной Прокуратуры РФ, региональных органов охраны объектов культурного наследия и региональных министерств культуры, руководители историко-культурных музеев-заповедников, представители экспертного сообщества всесторонне обсудили вопросы государственной охраны территорий историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов и расположенных в границах этих территорий объектов культурного наследия. Э.Р. Меркушева стала единственным представителем музеем-заповедником Урало-Сибирского региона.
На круглом столе были обсуждены правовые коллизии, существующие в действующем законодательстве и регулирующие деятельность музеев-заповедников. Отличие музеев-заповедников от других учреждений культуры заключается в том, что в их ведении находятся не только музейные объекты, но и ландшафты, достопримечательные места, иные территории.
Музеи-заповедники являются комплексными по своим функциям учреждениями, которые призваны сохранять в неприкосновенности не только архитектурные, археологические или мемориальные памятники, но и собственного историческую территорию, в том числе уникальные культурные и природные ландшафты, исторические городские и сельские поселения.
Правовой статус музеев-заповедников определен рядом Федеральных законов. Однако участники круглого стола отмечали, что действующее законодательство имеет ряд нерешенных вопросов в части согласованности действий органов власти, трактующих понятие «музея-заповедника» по-своему. В частности, Эльвира Раисовна Меркушева обратила внимание собравшихся на то, что кроме общих проблем таких как отсутствие унификации понятийного аппарата, единой системы регистрации статусов объектов, а также градации и категорий объектов культурного наследия и ряда других, в Нижнем Тагиле имеются «свои» нерешенные вопросы в отношении объектов «индустриального наследия». Во-первых, в законодательстве понятие «индустриальное наследие» отсутствует, в то время как в научных кругах широко используется. Необходимость закрепления понятия «индустриальное наследие» обусловлена также существованием ряда характерных особенностей, присущих подобного рода памятникам, которые выделяют объекты индустриального наследия среди прочих. К ним необходимо отнести существование в виде имущественного комплекса, симбиотическую встроенность в границы муниципального образования, наличие действующих объектов коммунального хозяйства, расположение на компактной территории, как объектов культурного наследия, так и вновь построенных заводских корпусов и цехов, в которых идёт производство, и, как следствие, - невозможность установить полноценные зоны охраны.
Расположенный на территории Нижнего Тагила единственный в России музей-завод представляет собой целый имущественный комплекс, впечатляющий именно благодаря своему масштабу и целостности. Тем не менее, ситуация сегодня такова, что на территории музея-завода в качестве объектов культурного наследия зарегистрированы только отдельно стоящие здания. Быть может, в случае регистрации памятников подобного рода целым имущественным комплексом, будут сняты многие проблемы, связанные с сохранением объектов культурного наследия, в частности установление границ территории и охранных зон. Тем более, что мировая практика сегодня идёт по пути перехода от охраны отдельных объектов к охране городских ландшафтов, включающих как выдающиеся памятники наследия, так и объекты рядовой застройки, а также природные ландшафты, исторически сложившиеся пути и т.д.; перехода от охраны только выдающихся памятников к охране исторической застройки, отражающей образ жизни рядовых людей; перехода от охраны только памятников старины к охране памятников XX в.; предполагает активное участие общества, прежде всего местных жителей, в сохранении культурного наследия и его интеграции в социально-экономическую жизнь города и т.д.
Участники «круглого стола» отметили, что устранить высказанные ими правовые коллизии необходимо путем совершенствования законодательства об объектах культурного наследия и рекомендовали рабочей группе доработать уже представленный текст проекта федерального закона в учетом высказанных в ходе работы «Круглого стола» замечаний и предложений для его дальнейшего внесения на рассмотрение Государственной Думы. В состав рабочей группе по доработке предложений вошла Э.Р. Меркушева. http://museum-nt.ru/news/news/detail.php?ELEMENT_ID=913
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев