Солбон Лыгденов - режиссёр народного фильма "Братья" из кинопроекта "321- я Сибирская"
Трудно представить, какую ношу взвалил и какую ответственность взял на себя Солбон Лыгденов, приступив к созданию киноэпопеи «321-я Сибирская». Режиссёр, сценарист, постановщик, он не побоялся начать съёмки, не имея надёжной финансовой поддержки. Благо, вера в народную помощь не подвела. И команда на съёмочной площадке подобралась исключительная, заряженная подвигами героев Великой Победы.
Велико было желание режиссёра показать зрителю свою версию той трагедии и того подвига советского народа, который многими до сих пор не оценён в должной степени.
Солбон Дондокович Лыгденов родился 27 июля 1971 года в посёлке Монды, что расположен в Тункинской долине Бурятии. Отец – учитель, мать – домохозяйка, Солбон – их восьмой ребёнок. Щедрая природа родного края Восточных Саян с хребтами и ледниками горы Мунку-Сардык и Тункинская долина, овеянные древними легендами и сказаниями, оставили неизгладимый след в душе мальчика.
В долине множество чудодейственных минеральных источников и священных мест с тысячелетней историей. Здесь, много веков назад вдоль реки Иркут проходил путь Чингисхана. Буряты – потомки северных монголов, в их жилах течёт кровь кочевника и воина.
Солбон рос любознательным ребёнком, много читал, но больше всего ему нравилось рисовать. О чём читает – то и рисует. Любовь к искусству передалась детям от отца-художника. Уже тогда, рассматривая детские рисунки, отец замечал, что под карандашом Солбона всадники, кочевники, сцены боевых действий словно оживают. Это радовало отца, он чувствовал талант сына. Но не художником мечтал стать Солбон, а военным. Может потому, что Монды – это пограничное с Монголией село, и в школьные годы на занятиях кружка ЮДП (юный друг пограничника) он примерял военную форму, бывал на пограничных заставах и держал в руках настоящее боевое оружие.
Однако, после окончания девятилетки, художественно-графического отделения Улан-Удэнского педучилища, двух лет срочной службы в армии, Солбону хватило, чтобы забыть свои военные амбиции, а вот с карандашом и блокнотом он не расставался никогда. После армейской службы молодой человек пробовал себя в бизнесе, но быстро понял, что это не для него.
Основой жизни стали карандаши краски. Вскоре его заметили. Гостелерадиокомпания Бурятии предложила ему место главного художника. Работа интересная, но бедственные нулевые годы двадцать первого века внесли свои коррективы.
Солбон создал студию рекламного агентства, где снимал видеоролики, которые расходились по всей стране. Теперь уже на него обратили внимание московские кинорежиссёры. В Бурятии Солбон Лыгденов – признанный лидер национальной культуры. В своём многоплановом творчестве он легко и гармонично связывает современное и далёкое прошлое своего народа. Например, в его ролике «Защитим чистоту и силу Байкала» героями выступают воины духа, сайнэры и чёрные всадники. Правда, это даёт повод оппонентам обвинять его в призывах к борьбе.
Однако, рассуждения Солбона иные: «Да, я хочу, чтобы пробудился дух воина в народе. Воин и воинский дух – это вовсе не значит быть на войне и хотеть войны, держать в руках оружие и прибегать к насилию. Воинский дух и Воин – это, значит, быть целеустремлённым, сильным во всех отношениях, иметь железную волю, верить в Мир. И, самое главное, – Воин всегда заботится о Родине, малой родине и о своём НАРОДЕ! Сильный и искренний дух Воина нужно иметь даже тогда, когда созидаешь и трудишься».
Боевой Ёхор в его рисунках и роликах – это традиции воинской культуры бурят-монголов. Ну, а что происходит в современном мире? Например, Солбона возмущает, почему, играя в компьютерные игры или просматривая иностранные блокбастеры, наши ребятишки восторгаются какими-то придуманными американскими суперменами, мутантами, наделёнными нереальными способностями, а не великими подвигами наших отцов и дедов. «Поэтому, если мы не сформируем у наших детей правильное отношение к традициям предков, любовь к Родине, к своему народу, то будем терять поколение за поколением», - и вот тут кино выступает главным проводником идеологии.
В этом плане Солбон силён и прагматичен. Свои мысли он выражает посредством фильмов и рисунков. Когда его тревожат проблемы родного языка, он снимает социальные ролики «Говорим на бурятском!». Глубину проблемы алкоголизма и жизнь простых людей в бурятской глубинке Солбон показывает в полнометражном фильме «Булаг». Особо в его творчестве стоит тема Великой Отечественной. Душа болит о миллионных людских потерях, о фронтовиках, которые числятся без вести пропавшими, – обо всех не похороненных, не отмоленных, об их подвигах, ещё не сказанных. И Солбон решается на грандиозный кинопроект «321-я Сибирская».
Нужно отметить, что семья Лыгденовых большая, дружная и творческая. Все братья и сестры получили образование, завели свои семьи и стали достойными людьми. В нынешнем их роду есть строитель, педагог, эколог, художники, экономист, руководитель компании, кинорежиссёр и даже кандидат технических наук – «Почётный профессор Китая» и «Почётный гражданин города Шаосин». Своя семья Солбона тоже многодетная – три дочери радуют счастливых родителей.
Сегодня Солбон не новичок в киноиндустрии. Он участвовал в качестве художника-постановщика, декоратора, реквизитора, постановщика трюков в почти пятидесяти фильмах и телесериалах, в том числе в известных проектах: «Питер ФМ», «Талисман любви», «Код апокалипсиса», «Август восьмого», «Мы из будущего», «Смерш-2021» и других. Лыгденов работал с известными кинорежиссёрами: Тимуром Бекмамбетовым, Федором Бондарчуком, Андреем Малюковым. Со съёмочными группами неоднократно выезжал за рубеж. И всюду, где бывал, жадно наблюдал за работой кинематографистов, потому что чувствовал – знания и опыт профессионалов пригодятся для будущей его режиссёрской работы.
Работая в команде, он был заметной личностью. Вот лишь несколько высказываний его коллег-кинематографистов:
– Валерий Дергач (Россия): «У него есть творческая щедрость – он старается помочь и найти решение того, что ты хотел показать, но забуксовал. Он вкладывает свою душу и это чувствуется в его работах. Так было и с фильмом «Булаг», это тонкое кино, которое заставляет смеяться, грустить и думать, что очень важно…»
– Александр Самохвалов (Россия): «Мы встретились с Солбоном в Париже во время съёмок российского фильма «Год апокалипсиса». Он отличный режиссёр. Для меня он вроде самонаводящей ракеты. Ты просто направляешь его, объясняешь сцену, а он не только придумывает целые решения, но предлагает идеи для костюмов, декораций. Очень талантливый человек, он помогал мне, когда я работал над российским проектом «Сталинград» Федора Бондарчука. За него я получил «Золотого Тельца». Думаю, «Телец» принадлежит и ему в той же мере».
– Гильермо Гриспо (США): «У нас была задача интерпретировать сценарий и придумать хореографию. Солбон помог нам нарисовать несколько великолепных раскадровок. Для постановщика трюков одно изображение может пробудить ваше воображение, и вы увидите движение, физическое движение».
Будучи востребованным в московских и других киностудиях, Солбон не стремился переехать в столицу, а как нынешний «вахтовик» ездил работать по городам и странам, но всегда возвращался в родную Бурятию.
А однажды, отказавшись от всех предложений, решил снимать своё кино – «Булаг», что означает святой источник. Это первый авторский фильм Лыгденова. Кинолента социальной направленности. Главный герой её – бывший учитель, потерявший жизненные ориентиры.
Смыслом фильма режиссёр избрал общечеловеческую истину: «Нет жизни там, где иссох источник. Нет будущего у того, кто забыл своих предков». Не случайно жюри Якутского международного кинофестиваля присудило фильму главный приз «Золотые снежные очки-2013»
И вот его главная работа. «Впервые я задумался о проекте ещё лет пять назад, – говорил режиссёр Солбон в многочисленных интервью.
– Я давно работаю на съёмках военно-патриотических фильмов. До режиссёрского кресла меня, конечно, не допускали, но определённый опыт всё равно приобрёл. Я, как киношник, очень люблю такие фильмы, потому что они являются хорошим примером. Меня огорчает, что нынешние кинематографисты в отличие от советских не могут снимать военное кино на высоком уровне. «321-я Сибирская» – это пока только рабочее название, потому что сибирских полков было огромное количество. Дальневосточная армия имела множество дивизий, и они перебрасывались под Москву, Сталинград и другие фронта.
Фотокорреспондент Семён Дугарон собрал огромную летопись. У него очень много фотографий и документов. Пока мы на эти материалы и опираемся. Но сейчас началось мощное добровольное движение, благодаря которому внуки и дети ветеранов и участников войны отправляют фотографии, передают документы. То есть помогают собрать «исторический портфель». По сценарию в фильме будет собирательный образ тех, кто воевал. Наша задача – собрать их в одном месте, потому что рассказать обо всех подвигах и героях Сибири мы просто не сможем – слишком огромен объём.»
Кинофильм «321-я Сибирская» – патриотическая военная драма. Он о реальных событиях Великой Отечественной войны, о мужестве бойцов-сибиряков. Режиссёр, в числе прочего, показывает мудрость, упорство и боевую злость сибирского характера. К тому же сибиряки – народ талантливый, устремлённый и смелый. Кино снято на народные средства.
Режиссёра воодушевил фильм «28 панфиловцев» (2016) Андрея Шальопы, заявленный народным проектом. Не думал Солбон, что удастся собрать более пятидесяти миллионов рублей добровольных пожертвований. География этой помощи от Камчатки до Калининграда, включая страны: Финляндию, Бельгию, Канаду, Литву. Недаром слоганом фильма стали слова: «Воздвигнем кинопамятник вместе!»
Затраты на производство фильма были огромными. Съёмочной группе, кроме финансовой составляющей, всестороннюю помощь оказывали местные предприниматели и бизнесмены. Они обеспечивали питанием артистов и массовку; охотники снабжали сухим порохом; хозяева автозаправок – горючкой; предприниматели оплачивали пошив красноармейской и немецкой формы, заказывали кирзовые сапоги и макетное оружие. В съёмках участвовало около сотни монгольских лошадей. Фермеры на местах брали на себя заботу о пропитании и устройстве этого элитного табуна.
В течение четырёх лет состав съёмочной группы менялся неоднократно. Солбон вспоминает: «Многие приезжали издалека, за свой счёт. Кто автостопом, кто как, лишь бы принять участие в народном проекте. Некоторые уходили в отпуск, отпрашивались с ра- боты или оформляли больничный. Одним словом, придумывали всё, чтобы поработать, помочь, поучаствовать в таком деле».
Кроме именитых артистов: Фёдора Добронравова, Георгия Дронова, Владислава Погиба, Кирилла Полухина, Алексея Волкова, Зорикто Цирендоржиева, Никиты Федулова, Александра Сериденко, Вячеслава Петренко, Виталия Нестерова, Берика Айтжанова (Казахстан), Аслана Сербиева (Чечня), Сергея Егорова (Якутия) снимались и непрофессионалы. Например, хорошо справились с ролями в фильме бывший мэр Иркутска Дмитрий Бердников, главы администраций Свирска Владимир Орноев, Слюдянки Владимир Сендзяк, бизнесмен из Читы – Ашот Акопян. Снимались и простые люди. По мнению режиссёра, они были истинными колоритными сибирскими типажами.
Большую промзону отстроили в Свирске. Здесь режиссёр побывал во всех городских общественных организациях, изучил их архивные документы, материалы Народного музея боевой и трудовой славы, встречался с людьми, слушал семейные военные истории. В результате появлялись новые прототипы героев фильма.
Съёмки проходили в Волгограде, в Иркутской области, в Свирске, на железнодорожной станции Слюдянка, в Нукутском районе, в Бурятии, в Забайкальском крае. Всюду название фильма и дорожная экипировка съёмочной команды были пропуском и главным аргументом для людской помощи. Такая поддержка вдохновляла съёмочную группу на протяжении всей работы.
После окончания съёмок, не имея достаточного технического оборудования, создатели фильма пошли на рискованный шаг, доверив его монтаж московским друзьям, а те в свою очередь, компаниям Голливуда. Последние заверили, что, не трогая сценария, а только за счёт улучшения качества звука и компьютерной графики, они доведут фильм до уровня мировой премьеры.
Режиссёр планировал сам полететь в Америку, но Солбона за рубеж не пустили. Не дали визу. Это было начало 2020-го года. Вскоре началась пандемия, «заморозились» все проекты во всём мире.
Но свой монтаж первого фильма этой киноленты под названием «Братья» у режиссёра готов. С разных регионов России и других стран кинокомпания уже получила предложения на премьеру.
Но вернёмся к первоисточнику – сценарию фильма. Его основой стали воспоминания ветеранов, которые Солбон собирал по крупицам на протяжении многих лет. Он встречался с бывшими гвардейцами 321-й Сибирской стрелковой дивизии, фронтовиками других частей и дивизий, получал письма от их родственников, записывал реальные военные истории.
Люди до сих пор присылают Солбону фронтовые письма, записные книжки, блокноты, газеты военного времени, воспоминания о героизме родных и земляков. В фильме режиссёр использовал ценнейший мемуарный материал: снимки фронтового фотокорреспондента 321-й Сибирской дивизии (в последствии преобразованной в 82-ю гвардейскую стрелковую) Семёна Митыповича Дугарона; дневники политрука, корреспондента дивизионной газеты «Боевой листок» Цокто Номтоевича Номтоева (газета выходила еженедельно в самых суровых условиях непрерывных боёв); записную книжку заместителя командира пулемётного взвода 321-й дивизии Николая Петровича Алексеева; книгу «Они воевали за Отечество», посвящённую боевому пути 110-й Отдельной Калмыцкой кавалерийской конной дивизии, подаренную Солбону внуком командира 110-й полковника Василия Алексеевича Хомутникова; архивные документы Центрального архива Министерства обороны РФ и многое другое.
Документы и истории помогли сценаристу восстанавливать исторические детали того времени, реальные события войны и «вывести на сцену» новых героев. Зритель увидит неизвестные ранее военные истории, почувствует глубину трагедии советского народа и вновь испытает гордость за своих отцов, дедов и прадедов.
У Солбона особо уважительное отношение к фронтовикам. На странице Фейсбука он разместил «Галерею героев» – свои карандашные графические портреты участников войны, реконструируя их подвиг. Ему были важны все детали: кто на каком танке воевал, каким оружием пользовался, какие награды заслужил.
Если у ветерана не было фотографии того времени, то Солбон всё равно рисовал его молодым. Если родным казалось, что не похож, то переделывал. Были случаи, когда вообще не оказывалось фотографии, тогда Солбон следовал словесному описанию.
«Галерея героев» состоит из нескольких альбомов. В них сто три портрета. Причём каждый дополнен описанием фронтового пути героя. Для своего друга Алексея Шмакотина Солбон создал двенадцать портретов Героев Советского Союза, которые проживали в Шилкинском районе Забайкальского края. В их числе дед Алексея – Дмитрий Петрович Шмакотин, участник Курской битвы, и отец – Фёдор Дмитриевич Шмакотин, воевавший на Восточном фронте. Среди героев – портрет легендарного снайпера Семёна Даниловича Номоконова, на счету которого 368 уничтоженных фашистов.
Есть портрет и самого Алексея Шмакотина. Вот как Солбон характеризует своего друга: «Патриот. Потомок забайкальских тунгусов и казаков. Предприниматель, который не жалеет собственных средств на сохранение истории и развития своего края, своей Родины! Он сам восстановил военную технику времён войны. В нужный момент бесплатно предоставил её на съёмки фильма и оплатил транспортировку».
На портрете Алексея, где он в военной форме, Солбон изобразил также отца и деда Шмакотиных. Получилась такая символичная связь поколений через кинопроект. В комментариях к своим рисункам Солбон пишет: «Каждый наш отец, дед, прадед, который прошёл ту страшную войну, достоин памяти и великого уважения. Нарисовал бы каждого, но один не справлюсь».
На вопрос, что же послужило толчком для кинофильма, Солбон отвечает: «Идея появилась давно. Случайно прочитал публикацию о 321-й Сибирской дивизии и решил снять фильм. Когда стал собирать материал, оказалось, в фильмах о войне не часто можно увидеть воина-азиата, хотя на фронтах Отечественной их было много. Я сам был свидетелем ситуации, когда группа московских школьников подошла к памятнику на Волоколамском шоссе и один паренёк говорит другому: «Смотри, китаец. Разве китайцы за нас были?» Сейчас любой азиат воспринимается китайцем.
Современная либеральная история недостаточно говорит о роли малых народов: калмыки, якуты, буряты, монголы и другие национальности, которые во время войны понесли большие человеческие потери. Примеров их подвигов достаточно. Вот и надо об этом говорить, показывать молодому поколению. Воспитывать у него честь и достоинство на примерах подвигов отцов и дедов…».
На создание военной драмы Лыгденова вдохновила и документальная работа иркутянина Александра Голованова – журналиста, кинодраматурга, продюсера, почётного профессора ИГУ. Александр Иванович перевернул огромный пласт архивного материала. В течение 30 лет сам снимал на камеру беседы с фронтовиками, встречался с научными исследователями военных операций времён войны, с историками, с дважды Героем Советского Союза земляком-иркутянином генералом сибирской дивизии Белобородовым. Кстати, именно Афанасий Павлантьевич, консультируя «киношников», сказал: «Хотите правдиво войну изобразить – вживайтесь!»
Голованов по материалам своих расследований написал книгу «Сибирские дивизии. Засекреченный подвиг». По ней снят одноимённый документальный телесериал. Члены жюри Международного фестиваля назвали его лучшей исторической телепрограммой 2005 года. Фильмы с голосовым сопровождением Голованова доказывают, что в битве под Москвой и Сталинградом сибиряки сыграли решающую роль в сражениях и переломе войны в целом. «Победа была возможна, как былинное чудо. Роль богатырей выпала сибирякам – поколению наших отцов и дедов», – пишет Голованов.
Автор книги объясняет, почему ставкой Сталина передвижения сибирских дивизий по фронтам, и победные сражения сибиряков с войсками Вермахта, были отмечены грифом «Секретно». И почему исчезли названия дивизий, «Сибирская»? Сибиряк – особый знак качества воина! Авторы фильма не умаляют роли всего советского народа в победе над фашистами. В фильме представлены многие национальности. Тема братства народов Советского Союза красной линией проходит по всему сценарию.
Например, показаны сцены, как в критические моменты боёв красноармеец кричит, шепчет заветные слова или поёт на своём родном языке. Двенадцать разных языков услышит в фильме зритель. Александр Иванович горячо приветствовал создание киноэпопеи и подарил Солбону свою книгу.
Материалы расследования Голованова для Лыгденова стали важным дополнением к фильму. Вживаясь в тему фильма, режиссёр Солбон Лыгденов сочинял стихи о войне. На странице в Фейсбуке Солбон разместил свои любительские поэтические строки:
Но мы вцепились в эту землю так,
Что сдержим натиск яростных атак,
Противника заставим падать ниц,
При виде наших азиатских лиц!
Шесть тысяч верст войны,
Сюда пришли сибирские стрелки
И в пекле страшном молча воевали,
В осенний холод души не отдали...
Пусть ямбы и хореи останутся критикам, но чувства, с которыми написаны эти строки, оставят свой след в душах читателей. Солбон пишет не только стихи, но и рассказы, фантастические истории; увлекается мудрыми притчами, легендами родного края.
В местах, где проходили съёмки, прошли просмотры будущего фильма, и вот какую оценку дают зрители: подписчик сайта «321-я Сибирская» Вадим Валюков: «Почувствовал эффект полного присутствия. Это фильм-притча об обычных людях, которые незаметно для себя становились героями, потому что боролись за Святую Правду. Фильм не о войне, как не парадоксально, а о Мире, который достался такой великой и страшной ценой». Заместитель министра культуры Бурятии Николай Емонаков: "Ожидания оправдались. Сегодня нам представили техническую версию , но и здесь можно увидеть большой масштаб батальных сцен. Объём проделанной работы впечатляет. Я испытал эмоциональное потрясение».
Актёр Георгий Дронов: «…Это потрясающе! Длинные планы, а когда они с атакой, с пиротехникой, трюками, ещё и драматическая игра – это вершина мастерства! Самое большое впечатление от съёмок – профессионализм режиссёра и всей команды».
Актёр Фёдор Добронравов: «Я счастлив еще раз убедиться, что у нас много хороших людей, которые, не имея ни копейки за душой, три года снимают этот замечательный фильм. Это так радует. В наших Мегаполисах из-за быстротечности немного оценка людей притупляется... А тут тоже подвиг только на кинематографическом фронте. Это так здорово».
Журналист Андрей Шигин: «На экране почти с документальной точностью воссоздана атмосфера уличных боёв в сражающем Сталинграде. Настолько точно, что порой возникает ощущение просмотра кадров кинохроники. Никаких красивостей, никаких гипертрофированных театральных жестов, экзальтированных припадков и истерик персонажей, что ныне зачастую заменяет актёрскую игру – ничего этого вы в фильме не найдёте.
Даже диалоги персонажей звучат так же, как в обыденной жизни. Хотя живут они в ужасающих, страшных условиях, вдруг ставших уже обыденностью. Они делают свою трудную, даже рутинную работу, не замечая, что именно в этот момент совершают великий подвиг. Я бы назвал это повествование эпосом, но без пафоса.
Это по-мужски сдержанная песнь о Братстве с большой буквы, Братстве по крови, по Родине, по оружию и по тому обществу, что свело в едином строю уроженцев самых разных мест и народов с общей целью – отстоять это своё братство перед лицом страшного врага».
Галина Бакшеева,
Май 2023 год, г..Усолье-Сибирское.
Комментарии 9