Учился в физкультурном техникуме (который потом стал институтом) и параллельно занимался в аэроклубе. А после него, вместе с друзьями, был принят в Чугуевскую авиашколу. Хотя изначально не планировал становиться лётчиком
Окончил её в 1941-м, перед самой войной. Воевал сначала в составе 728-го полка. Их рассматривали как «заградителей налётов на Москву», «ночных истребителей». Но в полку на вооружении были И-16, а на нём высоко не поднимешься. Приспособления для кислородной маски нет, радио нет, а немецкие бомбардировщики ходили на высотах 4,5-5 тыс. метров, и выше. И-16 на такую высоту не забирались.
Когда стало ясно, что пользы от них нет, лётчики поехали на переподготовку в Чкаловское, переучиваться на Як-7. Этот самолёт – конечно, по сравнению с И-16 был уже совсем другое дело. На фронте Выборнову повезло: он начинал летать ведомым у Ворожейкина, который прибыл к ним из академии и сразу же проявил себя как прекрасный лётчик, очень одарённый.
Самостоятельно Александр Иванович сбил первый самолёт противника уже под Курском, летом 1943-го. За Курскую операцию он сбил 12 самолётов, и в этом ничего удивительного не было. Там и с нашей стороны и с немецкой участвовали огромные силы, в воздухе одновременно «висели» сотни самолётов. Воздушные бои были ежедневно.
Самым памятным эпизодом войны для Выборнова стал тот случай, когда он спас раненого товарища, Александра Тверякова. Выборнов повёл четверку истребителей на «раму», которая досаждала наземным войскам. Но их заметили, «рама» сразу ушла в облака. Ещё и зенитки немецкие открыли огонь с земли. Выборнов четвёрку увёл за облака, а там целая армада шла. Юнкерсы, выше них – Хейнкели, а над ними маневрируют истребители.
Наши лётчики их атаковали.
«Вижу – один из моих горит. Сашка отворачивает, чтобы сбить пламя, а мы ведь и так над территорией противника, а тут ещё больше в сторону противника. В итоге он приземляется на полянке на фюзеляж. Я над ним пролетел, оценил обстановку, вижу, что он из кабины не вылезает, и передал своим: «Прикройте! Иду на посадку!»
Сел рядом, во время пробежки немного ковырнувшись носом. Подбежал к самолёту, открыл кабину – а Тверяков весь обожжённый и раненый. Помог ему выбраться, дотянул до своего самолета и только тут стал ломать голову: куда его посадить? Самолёт ведь одноместный.
Сзади за бронестеклом есть багажник, где техники инструмент держат, чехлы туда закладывают, вот туда и удалось вместить Тверякова. Стал взлетать – места не хватает, чтоб набрать скорость, достаточную для отрыва.
«Даже глаза закрыл, ну, думаю, всё… Но ручку поддёрнул, а там попалась кочка, и она сработала как трамплинчик, самолёт оторвался, покачался-покачался, и над верхушками деревьев еле-еле пошёл…»
Когда до линии фронта дотянул – стал искать, где садиться, потому что горючего уже почти не осталось. Сел на аэродром, с которого взлетали штурмовики Ил-2. Двигатель у него уже остановился, но он зашёл с запасом высоты, и в конце полосы сел с выключенным мотором.
Когда у Выборнова успехи накопились (20 сбитых самолётов противника), в его родной Кашире собрали денег и подарили ему именной самолёт. Когда в полк пригнали Як-9-е, смотрят, а на одном самолёте большая надпись – «А.И.Выборнову от каширских школьников!» Его механик Василий Колтунов взял да и добавил ещё 20 звёздочек на борту.
На Сандомирском плацдарме зенитки сильно зацепили этот именной самолёт. Плоскость побили, хвостовое оперение, и когда Выборнов пришёл на аэродром, стал выпускать шасси – левое вышло, а правое не выпускается. Посадку на одно колесо производить нельзя. Он зашёл, подёргал с пикирования – нет, никак не выходит. Василяка по радио приказал: «Набирай высоту и прыгай!»
«Но самолёт ведь именной, думаю, как это так - Сталин мне подарил самолёт, а я его брошу? Радио выключил, захожу на посадку с креном, чтобы черкануться на одно колесо, и посадка прошла идеально. Но когда скорость упала, самолет выправился, упал на одно колесо, и меня два раза крутануло на 360 градусов, и только после этого остановился. Но зато спас самолёт и через три дня его уже полностью отремонтировали», – рассказывал Александр Иванович.
В общей сложности, его сбивали за войну пять раз. Чаще всего, удавалось произвести вынужденную посадку.
Но один раз, под Киевом, всё же пришлось спасаться с парашютом. Ударили по мотору, и он встал. Надо было бы прыгнуть с задержкой, но впопыхах сразу кольцо дёрнул. И только повис – немецкие лётчики стали заходить и стрелять по нему. В Выборнова не попали, но купол ему сильно изрешетили, и скорость падения заметно увеличилась. В итоге при приземлении Александр Иванович сильно ударился копчиком и потерял сознание. Его подобрала пехота, но очнулся он лишь через несколько часов.
«Мы выпрыгнувших из сбитого самолёта лётчиков никогда не расстреливали. Считали, что ему и так достаточно. А вот они – расстреливали…».
Победу объявили 9-го мая, но их полк ещё и 12-го всё летал на боевые вылеты: наши войска добивали окружённую немецкую группировку в Чехословакии.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев