ПРОСВЕЩЕНИЯ, ЯЗЫКА И НАУКИ
«Единство в языке, мыслях и делах».
«Я сторонник эволюционных преобразований в обществе, а не революционных».
«Если твой сосед применяет новый метод, новые материалы, и ты старайся делать так».
«Нетрудно было бы просветить народ, если бы легко было бы доказать ему его
необходимость».
«Если хотите помочь народу, начните с того, что доступно и понятно».
«Печать – это такая сила, которая, сокрушая, опережая столетия, пространства,
сближают меж собой все времена!.. В наше время этой благодатной силой обладают
многие большие и малые народы, между тем у нас печати вовсе не существует. Мы
давно озадачены и заинтересованы этим».
«Все наши бедствия, болезни происходят от неграмотности и незнания. Если
неграмотным народам дать всемирное благополучие, они всё равно не сумеют
воспользоваться им, прежде всех их надо учить грамоте… Грамотный народ сам найдёт
себе наилучшее счастье».
«Дух без идеала неминуемо должен быть мрачен, жизненный путь без благих целей
должен подавлять и утомлять».
«Имейте золото, но не поклоняйтесь ему. Золото не господин ваш, а слуга, и слуга не
всегда преданный».
«Правда и истина должны быть человеку дороже не только золота, но даже и так
называемого патриотического интереса или расчёта».
10
«Видеть и различать зло и добро – обязанности человека».
«Добрых людей должны знать и помнить все люди без различия расы и исповедания:
добро есть добро, кто бы, где бы то ни делал».
«Школа – орган умственного и нравственного воспитания».
«Культура человечества работает интенсивно: наше время – время соединения огромных
и всяких народов для взаимопомощи. В жизни экономической, жизни политической,
единение, общность становятся историческим законом. Это надо глубоко осознать и
благодарить Аллаха, что исторические связи тюрко-татарской нации с народом русским,
а не каким-нибудь другим».
«Перо публициста не должно служить дружбе, интересам, национальным самомнениям и
т.п. Оно должно служить лишь «правде и общей пользе» в сферах нравственных и
материальных».
«Давно пора, давно следовало понять, что самые полезные люди – это учителя».
«Давно пора, давно следовало бы понять, что самый большой расход должен быть расход
на обучение; пора понять, что стыдно и грешно давать учителю за «неделю» 5 коп, и
тратить ежедневно по 20 коп, на «лишнюю чашку кофе и чая».
«Человек, сойдя с колыбели, должен поступить в школу, в дом учения, знания. Только
пройдя эту школу, он может вступить на поле жизни».
«Если вы спросите что делать? - ответ один – учиться, знать и развивать ум».
«Государство обязано заставить учиться все неграмотные народы мира и учить
бесплатно».
«За неграмотность детей ответственность ложится на совесть их родителей».
11
«Язык народа, их речь – это печать и литература. Литература – это такая речь, это такой
язык, звуки которого слышны далеко, он может звучать и тысяча лет после нас».
«Величие и значение народа пропорциональны степени его науки и прогресса».
«Язык и литература суть основы знаний и прогресса».
«Без знания родного языка и литературы, никакое просвещение немыслимо».
«Литература – это умственная и нравственная казна. Каждый народ должен обладать
ею».
«Литература есть достояние мировое: все народы заимствуют образцы слова, ума и
мысли друг у друга».
«Человек, владеющий двумя языками, стоит выше, чем тот, кто знает только один язык».
«Каждый человек, если средства и обстоятельства позволяют, должен изучать три языка
– свой родной язык, язык того государства, где живёт и, по возможности язык, который
учат все народы».
«Известно, что чем более какой-либо народ имеет книги, тем он становится выше».
«Пройдут годы, нас не будет, но просвещённый народ бессмертен».
«Книга – лучшее мерило состояния времени и людей».
«Книга – вот что должно составлять всеобщее желание и стремление».
«Всякая книга есть цветок».
12
«Не лучше ли дарить друг другу и детям книги, перья и бумагу? Тогда книжное дело
пошло бы в ход. А подарки дали бы плод».
«Знания – это нечто сильное, что благодаря им, человек делается повелителем или
султаном».
«Учитель и мастер всего – это знание».
«Знание – лучшее украшение человечества».
«Без знаний человек не может сделать и шагу».
«Наше время – это время знаний».
«Все мы должны и словом и делом выражать стремление к учению, прогрессу».
«Знания нужно искать, хотя бы оно находилось в Китае».
«От колыбели до могилы – учение обязательно».
«Знание жизни, хозяйства и собственного достоинства приобретаются воспитанием и
учением».
«Одного желания недостаточно для прогресса и успеха, нужно ещё знание и
просвещение».
«Знание должно предшествовать делу».
«Знания – средства к цивилизации, а цивилизация – цель и способ для человеческой
жизни».
«Цивилизация данного народа указывает на успехи его в тех или иных знаниях».
13
«Самым благородным делом должно быть дело науки и просвещения».
«Людьми нас сделают знание и просвещение».
«Желаете преуспевания своему народу? Ни на шаг не уклоняйтесь с пути просвещения
и развития».
«Самым священным стремлением должно быть стремление к знанию и просвещению».
«Знание – благо, невежество – зло».
«Наше время – это время знаний».
«Мир – это поле борьбы знаний, без него не существовать на нём».
«Знание – это сила, которая измеряется не количеством, а качеством».
«Знание и идея подчиняют себе горы, моря и силы природы, заставляют их служить
человеку, как верных аккуратных слуг».
«Смело принимайтесь за науку, и будущее ласково встретит вас!».
«Знание – это сила, которая создаёт идеи, подчиняющие себе миллионы людей».
«Просветите хоть одного человека и тем вы уже сделаете немало».
«Для жизни нужны – знания и работа».
«Мы все должны словом и делом выражать стремление к учению, прогрессу»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев