МЫСЛИТЬ О ВЕЧНОСТИ СПАСИТЕЛЬНА. ХРИСТИАНИН ОБЯЗАН ВСЕГДА И ВЕЗДЕ ПОМЫШЛЯТЬ О ВЕЧНОСТИ. БЫТИЕ В ПОСМЕРТНОЙ ВЕЧНОСТИ ЗАВИСИТ ОТ ДОБРОДЕТЕЛЬНОГО, НРАВСТВЕННОГО КАЧЕСТВА ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ.
В ВЕЧНОСТИ КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ПОЛУЧАЕТ ПО СВОИМ ЗАСЛУГАМ.
ДА ПОМОЖЕТ ВСЕСИЛЬНЫЙ ВСЕВЫШНИЙ СВОЕЮ БЛАГОДАТЬЮ ОБРЕСТИ НАМ ПРАВОВЕРНОЕ ПОНИМАНИЕ ЧТО ЕСТЬ ВЕЧНОСТЬ.
Вечность - это начало без конца.
Вечность бывает двоякой. благополучно - радостной и безотрадно - мученой.
В вечности - все добро, там ангелы и все святые наслаждаются лицезрением Божиим. Там - вечная красота. твм вожделенная вечная радость.
Праведно прожившие земную обретают на небе блаженство, а за порочные лукавцы получают вечные мучения.
Душа, приобретшая Бога. живя на земле, уже имеет в себе зародыш вечной жизни, и наоборот, погрязшая в тину греховную уготовляет тем самым для себя место во тьме и сени смертной.
Вечное Царство правды, любви и блаженной радости наследуют исполняющие заповеди Христовы, имеющие доброе и отзывчивое сердце к нуждам наших ближних, с любовью и благодарностью, встречающие земные скорби и невзгоды.
Предлагаю вдумчиво осмыслить вразумления русского идиоматического "университетского человека" - мыслителя, врача - хирурга Высокопреосвященнейшего Митрополита Антония Сурожского из его классической, миссионерско- просветительной беседы Х11 "О ПОСЛЕДНИХ ПРЕДЕЛАХ".
"...Возможно, я мыслю слишком прямолинейно, недостаточно вдаюсь в оттенки того, о чем собираюсь говорить сегодня. Поэтому примите то, что я скажу, как материал для размышления, сверьте это с собственным опытом, со своими мыслями, с тем, что вы читали, когда - нибудь, может быть, сегодня, а может быть, по ходу следующих бесед, мы обсудим это основательно, чтобы найти, где правда относительно тех пунктов, которую я затрону сегодня.
Я хотел бы обсудить сегодня проблему вечных мукк и вечного блаженства, которые связываются с представлениями об аде и рае, хотя не до конца выражают эти два понятия и не до конца совпадают с ними. Кроме того, я хотел бы обсудить одно место из творений св. Исаака Сирина...
Начнем с проблемы вечных мук и вечного блаженства. Когда эта проблема предстает вашему уму, тем более, когда мы читаем о ней в вероучительных книгах, она представляется совершенно простой и ясной. Суд разделяет свет от тьмы, добра от зла, жизни от смерти, тех кто Христовы, и тех, кто антихристовы. Открываются два совершенно разные пути, и в начале книги Диадахи, одного из древнейших текстов христианства, говорится, что есть два пути: путь спасения и путь погибели. и если мы продолжаем думать в этом направлении, нам представляется, что конечный результат - вечность. полная страданий, отвержения, погибели, и с другой стороны - вечное блаженство. И такая схема представляется мне несостоятельной, потому что она ставит на один уровень два рода вечности, которые мне кажется невозможно рассматривать как параллельные. если вечные мучения и вечное блаженство поставить на одну доску, это означает. что вечность, полная мучений. проклятья. зла. приобретает качество вечности, равное вечности добра. Это означает, что обезбоженность, то есть отпадение от бога, приобретает метафизическую плотность, реальность, - это Бог и жизнь в Боге. Это представляется не просто философской проблемой, но чем - то вполне реальным. Можно ли сказать, что вечность вечной жизни одного порядка с вечностью погибели? Такая схема. как я уже сказал. вводит новое понятие, которые в корне противоречат Писанию, вере. нашему опыту. потому что представляется зло со - вечным добру в карикатурном решении проблемы зла и добра. На всем протяжении истории Писании и Церковь всегда учат нас, что единственная реальность - Бог. только Бог реален, только Бог вечен, только Бог и то, что в Нём, имеет сущность, конкретность, реальность. И вдруг, с наступлением Суда, зло приобретает сущность, вещественность, конкретность. это абсурдно не только с точки зрения логики, но и как окончательное поражение Божия замысла: как будто последнее слово на Суде утверждает зло вместо того. чтобы подорвать последнее слово на Суде утверждает зло вместо того, чтобы подорвать его основы. это прямо противоположно решению задачи.
С другой стороны. когда мы обращаемся к понятию вечности, вечного, мы сразу видим. что должны рассматривать эти слова с двух совершенно различных точек зрения. Слово "вечный" в разговорном языке постоянно употребляется, чтобы обозначить бесконечную протяженность времени. дление без конца. Это - аспект вечности. который принадлежит тварному миру, бесконечное дление, ничего больше. И если вы помните нашу первую беседу о времени и его различных аспектах, вы. наверное. помните, что время и вечность несоизмеримы. потому что время возникает вместе с тварным миром. Время возникает, когда появляется первая тварь, время возникает когда начинает быть что - то. чего не было. Пока не появилась первая тварь. времени нет. таким образом. временная вечность, бесконечность времени принадлежит тварному миру и. значит. не принадлежит ни миру блаженства. ни миру погибели, а только миру переменчивости. колебания, периоду исканий в человеческой жизни или в течение истории.
Вечность имеет и другие значения. когда мы говорим, что бог вечен, мы не имеем в виду. что вечность - такая категория. в которой Бог существует и действует. вечность. о которой говорится в связи с Богом, не есть категория его бытия. не один из способов говорить о боге: божественная вечность тождественна Ему. Как Жизнь, как Любовь - лишь способы говорить о той же тайне, которую мы зовем Бог, так вечность, когда мы говорим о ней в связи с Богом, не есть что - то подобное времени или отличное от него, она не имеет никакой общей меры, потому что время - вещь. пусть вполне абстрактная. А вечность, когда мы говорим о ней в связи с Богом, совпадает с Ним и имеет качество Личного Бытия, так же как Истина, как Жизнь, как Любовь. Так что когда мы употребляем слово "вечность", мы оказываемся в присутствии двух абсолютно различных реалий, и мы видим, что они глубоко различны, их невозможно сопоставить. Это не две противостоящие вечности, одна темная, другая светлая, одна - вечность смерти, другая - жизни. В конечном итоге, нетварное стоит перед лицом тварного, даже меньше чем тварного; они несоизмеримы, и, следовательно, когда мы говорим о двух вечностях, мы должны помнить это глубинное различие. Божественная вечность времени безвременна, вечность тварного мира принадлежит времени. Что касается Суда, то если читали Евангелия и некоторые Послания наряду с книгой откровения, мне кажется., можно видеть (как я старался показать в прошлый раз) ряд ступеней в конечной эсхатологической судьбе тварного мира. Есть слова Христа: "мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда. пока не отдашь до последнего кодранта " (Мф. 5,25-26). Тут мы видим суждение, которое действует во времени. осуждение времени. наказание. которое позволяет нам выйти из - под осуждения. освободиться от вины. затем есть различные примеры. которые всегда используются как аргументы при спорах: тьма внешняя, скрежет зубов. червь неумирающий. огонь не угасающий. вернее, горящий вечно. как следует понимать эту вечность? эту вечность, как я уже сказал. можно понимать с двух точек зрения: либо она принадлежит миру тварности. и в таком случае слово "вечный" имеет временную коннотацию, которая ни бесконечна, ни абсолютна. Трудно обсуждать предмет таких слов, как вечность или соответствующих слов в современных языках, но и в славянском языках эти слова aeon, вечный, говорят о времени. а не о безвременье, и корнями уходят в слова, которые говорят о промежутке времени. а не чем - то. что не имеет конца. так что мы вправе остановиться на этом и не делать заключений, которые не подтверждаются словами Священного Писания.
Если. с другой стороны. мы думаем о вечности мучений. равной по качеству божественной вечности. тогда мы сталкиваемся с проблемой, которая приводит нас к цитате из св. Исаака Сирина; эта вечность мучений может быть связана только с Самим Богом. Другими словами, и блаженство, и погибель коренится в Нем; он - вечность погибели. так же как он - вечность спасения и блаженства. Можем ли мы принять это? здесь я хотел бы привлечь к нашему обсуждению другую. довольно длинную цитату из св. исаак сирина и рассмотреть с вами различные её пункты. вот что он говорит:
"говорю же. что мучимые в геене поражаются бичем любви! и как горько и жестко это мучение любви! ибо ощутившие. что погрешили они против любви. терпят мучение внешнее всякого приводящего в страх мучения; печаль. поражающая сердце за грех против любви. страшнее всякого возможного наказания. неуместна никакая такая мысль, будто грешники в геене лишаются любви божией. любовь есть порождение ведение истины, которое (в чем всякий согласен) дается всем вообще. Но любовь силой своей действует двояко: она мучит грешников. как и здесь случается другу терпеть от друга. и веселит собою соблюдающих долг свой. И вот. по моему рассуждению. геенское мучение есть раскаяние. души же горних сынов любовь упоявает своими успехами".
Вот как прямо, без обиняков представляется проблема такому человеку. как исаак сирин. Нет ничего вне любви Божией. потому что ничто не может победить любовь божию. превзойти ее. Слова христовы: "Отче. прости им. ибо не знают, что делают" (Лк. 23.34) - говорят об абсолютной непоколебимости божественной любви. Любовь Божия обнимает тех, кто был верен, кто сам стал вместилищем этой таинственной божественной любви, но любовь божия не оставляет и тех. кого бог сотворил актом любви и кто сказал неверным, хотя Бог остался верным. Не такой области, куда не достигает любовь, она присутствует везде? и на небе, и в аду. Но почему одно место становится местом блаженства, и другое - местом невыразимого мучения? Ответ можно найти, если сопоставить два места из подвижнических писаний св. исаака: "Мучимые в геене поражаются бичем любви и "любовь есть порождение ведения истины".
Это познание истины предлагается нам на протяжении всей нашей жизни. однако истины предлагается нам на протяжении всей нашей жизни, однако истина предстает нам в образах. в притчах. в смутных озарениях. и лишь в минуты прозрений - в призывах Божиих. Познание истины бывает прикровенное на протяжении нашей жизни, оно - предмет веры и предмет возрастающего или уменьшающегося познания. оно принадлежит область нашего опыта через акт веры, но наш опыт порой бывает ясный, а временами затемняется. И в этих сумерках те, кто верит. кто способен доверять богу, у кого достает мужества и простоты сердца не требовать света, кто готов вложить свою руку в руку божию и отдаться его водительству на потаённом пути, и - те в этом неполном свете возрастают в познании истины...
В моих словах было много спорного, и яч хотел бы. чтобы вы над всем задумались. потому что это не просто отдельные мысли, которые меке пришли при подготовке к этим беседам. это одна из самых трагических проблем не только каждой отдельной человеческой судьбы. но трагическая проблема, которую христианский мир должен разрешать перед лицом построений неверующих. это один из основных пунктов обвинения против Бога, и мы не не может уклониться от него. Какой бы путь мы не избрали. в какую бы сторону ни повели нас наши убеждения и опыт, мы при жизни будем ответственны за свою жизнь и убеждения и будем держать ответ перед богом, Которого мы являем или Чей образ искажаем через то, каким представляем сотворенный Им мир и его конечную судьбу".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев