Убедить ребенка делать то, что он не хочет делать – задача очень сложная, и
большинство родителей с этим согласится. А заставить детей отложить в сторону
дела, которые они с удовольствием делают в данный момент, может быть даже еще
труднее.
По мнению специалистов, существует несколько принципов, которыми необходимо
руководствоваться для того, чтобы мотивировать ребенка делать то, что он не
желает.
1. Подумайте: нужны ли на самом деле поощрения в виде наград?Один отец рассказал,
как он учил свою дочь пользоваться горшком, давая ей поощрения в виде
шоколадных конфет. Каждый раз, когда у дочки получалось сходить на горшок, он
давал ей очередную конфету. Однажды, не найдя дома ни одной конфеты, он сделал
«обманчивую» конфетку, завернув в фантик несъедобный материал. Девочка с
удовольствием взяла обещанную награду, но когда она встала с горшка, там ничего
не было. «Я сходила на горшок понарошку», – объяснила она свое поведение удивленному
папе.
«Умная девочка», – прокомментировала ее действие д-р Эйлин Кеннеди-Мур,
соавтор книги «Умные родители для умных детей». Умные дети зачастую стремятся получать награды, обходя стороной то, что от
них требуют сделать, – подчеркивает специалист. Более того, исследования
показывают, что положительный результат в таком случае кратковременен.
Поведение ребенка становится зависимым от наград. Если награды прекращаются –
вместе с ними исчезает и мотивация к действию.
Что же способствует формированию долгосрочного результата? Только
удовлетворение, которое приходит после освоения определенного навыка или хорошо
выполненной работы. Более того – он счастлив, он испытывает вдохновение. «После
того, как ребенок научится ездить на велосипеде, ему настолько нравится езда, и
он так сильно хочет кататься еще и еще больше, что трудно уже становится
убедить его не делать это, – пишет д-р Кеннеди-Мур. – Чувство владения навыком
обладает мощной мотивацией к освоению новых способностей».
2. Ведите осмысленные, интересные разговоры с ребенком. Разговоры один-на-один, по мнению д-ра Дэси, играют огромную роль в
повышении внутренней мотивации ребенка. Дети обладают естественной
любознательностью, и потому объяснение им, почему что-либо происходит
определенным образом, способствует развитию их интеллекта.
Если ребенок проявляет упрямство и не хочет приступать к выполнению
задачи, д-р Дэси рекомендует начать с того, чтобы увидеть ситуацию с точки
зрения ребенка. Затем преподнесите задачу в такой форме, чтобы ребенок был
заинтересован ее выполнить. Специалист рекомендует при этом избегать
«командный» язык, т.е. слова «следует», «должен» и др.
3. Примите ребенка во всем его несовершенстве. Большинство малышей с удовольствием стремится подмести пол или помыть
посуду, если родители не беспокоятся о том, чтобы результат был совершенным.
«Печально наблюдать, что в возрасте от 3 до 5 лет ребенок теряет любовь к
работе по дому, – замечает психолог д-р Венди Могель. – К примеру, некоторые
дети любят складывать постиранное белье или находить парные носки, но они
перестают это делать из-за того, что родители хотят все это сделать побыстрее
или недовольны результатом». Обратите ваше внимание на то, что ребенок
постарался поднять разбросанные вещи с пола. Похвалите его за это вместо того,
чтобы отчитывать за то, что он неправильно их сложил или положил не туда, куда
нужно. И если ребенку нравится определенная работа по дому – оставьте ему эту
привилегию. К примеру, в одной семье ребенку очень нравилось выполнять роль
«официанта». Прошло совсем немного времени, и теперь родители чувствуют
огромную помощь, когда ребенок тщательно убирает со
стола и моет посуду.
4. Ищите творческие подходы к мотивации. Если вашему ребенку,
напротив, не нравится какая-то работа, проявите немного творчества в том, чтобы
она показалась ему привлекательной: используйте игрушку, которая одевается на
руку (куклу или животное) и уговорите ребенка через нее помочь ей убрать обувь
или погнаться с ней наперегонки в кроватку. Также в тех ситуациях, где это
возможно, давайте ребенку выбор, даже самый ограниченный. К примеру, если он
отказывается пробовать чистить зубы самостоятельно, спросите его, когда он
хотел бы сам попробовать их почистить: до принятия ванны или после? Такой
подход позволяет ребенку ощутить небольшую долю самостоятельности, что является
существенно важным компонентом для развития внутренней мотивации. Строгие
приказы, как правило, ведут к «борьбе за власть» и заканчиваются криком
ребенка:
«Ты меня не заставишь!» (после чего следует гневный возглас родителя: «Нет,
заставлю!»). Никто из нас не любит, когда его контролируют – и дети не являются
исключением. Им нравится думать, что все, что они делают – это их собственный
выбор, а не строгая «обязаловка».
5. Выражайте восхищение, хвалите ребенка. Рассмотрим несколько
простых ситуаций: 1) ребенок встал в школу по звонку будильника, и 2) он спал в
своей кровати всю ночь вместо того, чтобы в 3 часа ночи идти к вам в спальню и
прыгать к вам в кровать. Обязательно скажите ребенку, как замечательно было
отдохнуть ночью и потом, без лишней суеты, помочь ему собраться в школу или в
садик.
«Детям нравится угождать своим родителям, – говорит д-р Кеннеди Мур. –
Это чувство связи с родителями служит глубокой мотивацией для них». Хвалите
ребенка не просто, потому что так полезно, но именно в те моменты, когда вы
искренне восхищаетесь его вниманием и усилиями. С другой стороны, хвалите
мудро: больше сосредотачивайте внимание на усилиях ребенка и на росте его
способностей, чем на конечном результате. И если случится так, что ваш ребенок
победил в спортивных соревнованиях или лучше всех играл в школьном театре – не
переусердствуйте в выражении ваших эмоций. «Мы хотим, чтобы радость все же
исходила от ребенка, – подчеркивает д-р Кеннеди-Мур, – а не принадлежала
исключительно нам самим».
6. Воспитывайте ребенка, подавая собственный пример. Есть одна известная поговорка: «Не воспитывайте детей – все равно они будут
похожи на вас». Все очень просто: если вы хотите, чтобы ваш сын перестал
драться по поводу и без повода – вместо того, чтобы давать ему конфетку для
того, чтобы он стал «хорошим мальчиком», попытайтесь сами решать конфликты со
своей супругой в любви, с нежным пониманием и сочувствием. Если вы хотите,
чтобы ваш ребенок был вежливым, часто используйте в своей речи слова «спасибо»
и «пожалуйста». И если вы разговариваете по телефону, а ваш ребенок хочет
вашего внимания, не отвечайте: «Одну секунду», зная, что разговор продлится
еще, как минимум, 20 минут. Когда ваши слова не расходятся с делом – это
сильнейшая мотивация для
вашего ребенка жить подобным образом.
Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев