Довольно
многозначительна заявка Г. Зюганова об усилении идейно-теоретической
работы и на этой основе более действенном влиянии КПРФ на рабочий класс
(«Правда», с. 3). Каждый, кто является на деле коммунистом, а не просто «членом», может только приветствовать
такое заявление. Ведь внешне оно
почти воспроизводит требование марксистско-ленинской науки о необходимости
развивать теорию, вносить коммунистические идеи во все слои трудящихся, но в
первую очередь в среду рабочего класса.
Нельзя не заметить и
другого: председатель ЦК КПРФ неожиданно позитивно отреагировал на ряд
последних работ учёных-социологов, философов-марксистов о состоянии рабочего
класса в современной России, его профессиональных, социальных и иных отличиях.
Эти материалы приводятся в докладе, что сразу придаёт ему больше конкретности и
связи с жизнью. Ещё недавно Зюганов весьма скептически относился к самому факту
существования рабочего класса, а тем более к его потенции быть ведущей
социальной и политической силой в стране. Этот скепсис, в частности, проявился
на XIII съезде, где принималась новая редакция Программы КПРФ. Там Зюганов
«промышленный пролетариат,
крестьянство и трудовую интеллигенцию» определил в качестве «наших
естественных союзников».
Всего лишь союзников: ибо «рабочий класс численно уменьшился», «у трудящихся утрачено классовое самосознание»,
а «крестьянство деклассированно, деполитизировано»
(газета «Правда», 2008, 2–3 декабря, № 132 (29330), с. 3). Там же он
указал, на какие иные социальные слои современной России должна делать ставку
КПРФ. «Всё более весомую часть
общества, – говорил в Политическом отчёте ЦК съезду Зюганов, – составляет мелкобуржуазная прослойка,
занимающаяся не производственной, а торгово-посреднической деятельностью, работой в сфере услуг. Нам надо бороться не с ней, а за неё».
Каким образом? «Необходимо разъяснить
и показывать на деле (???), что именно коммунисты могут обеспечить реальную свободу
предпринимательской деятельности» (выделено самим Зюгановым. «Правда»,
2008, 2–3 декабря, с. 3).
Прошло четыре года, и
уже в октябре 2012 года он не просто говорит, а даже восклицает: «Вот он – современный рабочий класс!»
(сам выделяет возглас жирным шрифтом. – В.С.). Руководитель КПРФ совершил
открытие: он обнаружил для себя факт существования рабочего класса, который,
оказывается, никуда не исчез, не растворился в мелкобуржуазной среде, более
того, этот «класс не просто
существует, но и борется» («Правда», 2012, 11 октября, с. 3). Это «открытие» Зюганова, хотя и печальное
само по себе, могло бы порадовать членов КПРФ, если бы его автор сопроводил
свою «находку» конкретными,
деловыми предложениями в ленинском духе: «С чего начать?» и «Что делать?» теперь с этим «обнаруженным» рабочим классом. Если
бы он действительно заявил словами Маркса и Энгельса, что у коммунистов «нет никаких интересов,
отдельных от интересов всего пролетариата в целом»[8]. Увы,
на этом практически закончилась «деловая часть» данного раздела эпатажного
доклада и начались общие, эклектико-софистические, схоластические рассуждения о
«находке»…
Между тем, классики марксизма в своё
время подчёркивали, что «сила
пролетарской партии была на улице, сила же мелкой буржуазии – в самом
Национальном собрании. Надо было, значит, выманить её из Национального собрания
на улицу и заставить её самое сломить свою парламентскую силу, пока время и
обстоятельства ещё не упрочили этой силы»[9]. Но вот проблема: как,
наконец, «выманить» зюгановскую
КПРФ из парламентских тенёт, ставших на деле для неё сетью-ловушкой, в которой
она барахтается с 1993 года и никак не может выйти «на улицу», то есть начать работать в массах? Речь, разумеется,
не идёт о прекращении парламентской работы (пусть никто не ловит на слове!), а
о перенесении «центра тяжести»
в сферу массово-политической деятельности «на улице». Это наиглавнейшая, стратегическая в своей сущности
задача, которую призвана решить КПРФ, если её «вожди» не на словах, а на деле
хотят усилить влияние партии на рабочий класс, все слои трудового населения
страны. Зюганов почти клялся в верности марксизму-ленинизму, но глухо промолчал
о заветах Ленина коммунистам в этом вопросе. «Наша общая беда, беда всех русских социал-демократов, – писал он
ещё в 1902 г. в работе «Что делать?» – «неподготовленность»… «Стихийный подъём масс в России произошёл
(и продолжает происходить) с такой быстротой, что социал-демократическая
молодёжь оказалась неподготовленной к исполнению этих гигантских задач. …
Революционеры же отставали от этого подъёма и в своих «теориях»,
и в своей деятельности, им не удавалось создать непрерывной и преемственной
организации, способной руководить этим движением». И тут же Ленин выявляет ещё одну «беду»: «… Оказывается,
что с необходимостью всестороннее развивать политическое сознание «все» согласны
только на словах»[10].
Но в современной КПРФ дела обстоят ещё
хуже, чем в русской социал-демократии 110 лет тому назад. Её руководители
всячески уходят от работы по внесению социалистического сознания в стихийное
рабочее движение. Причина ясна: они сами не обладают таковым
сознанием. Зюганов ни в докладе на пленуме, ни где-нибудь ещё даже не
заикнулся о том, как он сам и его коллеги по буржуазному парламенту собираются
поменять приоритеты: бесконечную, умиротворяющую и отвлекающую говорильню в
Госдуме заменить постоянной работой в массах, а вместе с собой повести и всех
членов КПРФ. Правда, периодически в ЦК КПРФ возникает разговор о необходимости
работы «на улице», но на этом
всё и заканчивается. Так, 23 июля 1994 года, то есть свыше 18 лет тому назад
пленум ЦИК уже обсуждал вопрос «О
работе партии в трудовых коллективах, рабочем движении и профсоюзах». В
принятом постановлении пленума отмечалось, что Президиум ЦИК, республиканские,
краевые, областные организации КПРФ ведут недостаточную работу по налаживанию
связей с рабочим и профсоюзным движением, слабо организуют пропаганду и
агитацию в рабочей среде. В восьми пунктах постановляющей части пленум обязал
развернуть эту работу[11]. Но воз остался и ныне там…
Может быть кто-то отчитался о выполнении данного постановления, с кого-то по
всей строгости партийной дисциплины спросили и довели свою оценку до всей
партии? Нет, конечно: в КПРФ контроль за исполнением принятых решений поставлен
из рук вон плохо. Если он существует вообще, то только выборочно. А
контроль внутри партии – это не просто ответственность и дисциплина, а своего
рода механизм «сердцебиения» всего политического организма партийного
товарищеского сообщества. Поставленные вне контроля, вне открытого мнения
товарищей «кто-либо» или «что-либо» есть элементы и рассадники, расшатывающие
партию, превращающие её в «клуб говорунов», демагогов, говоря попросту – в
сборище политических трепачей…
Ещё одна проблема, которую тщательно
обходит стороной Г. Зюганов: состояние
самой партии – идейное, организационное, нравственное и даже
психологическое. Прежде чем ставить вопрос о превращении «рабочего класса в себе в класс для
себя», надо ответить, а может
ли нынешняя КПРФ во главе со своим председателем, составом Президиума и
Центрального Комитета, всеми коммунистами и, в частности, идеологическим
активом (к коим на пленуме отнесли и РУСО) сколько-нибудь успешно решить эту
главную, в сущности, стратегическую задачу? В докладе ответа, как и всегда,
нет: это вроде бы само собой разумеется. Между тем, ряд выступавших на пленуме
членов ЦК косвенно, завуалировано (дабы
не злить «вождя») ответили на этот вопрос: нет, не может! Опять открытие, некая внезапность, а может
очередной поклёп и новых «кротов»? Увы, когда-то и сам Зюганов говорил нечто
подобное, только более откровенно. 17 июня 2006 г. VII пленум ЦК КПРФ рассматривал
вопрос «Об организационно-политическом
укреплении партии и работе с союзниками». Вот некоторые положения
(документальные) из доклада Зюганова на том пленуме:
«Лишь
в преддверии волны протестов начала 2005 года партия выдвинула лозунги
самоорганизации (???), самоуправления (???) и самозащиты (!!!) народа». О чём эти странные, иначе не
скажешь, слова г-на Зюганова? Да это и есть слегка «припудренное» («лишь»)
признание отрыва КПРФ под руководством оппортунистов от трудового народа,
признание самого настоящего хвостизма её идеологии, политики, организации и
вообще всей деятельности. Волна протестов прокатилась по всей стране, и «лишь» тогда очнулись зюгановцы…
Очнулись – и кинулись догонять электорат… накануне выборов, за голосами:
«Возьмём
типичную картину, – говорил он дальше, – три десятка пожилых коммунистов и несколько молодых, которые откровенно
скучают на собраниях. Скучают раз, скучают два, а на третий раз и вовсе не
приходят»… С тех пор ничего не изменилось, стало только хуже, а «вождь»
продолжает говорить об усилении работы среди рабочего класса, словно «идальго-рыцарь» с картонным
мечем, но не против ветряных мельниц, а скалы, взирающей на него героически
уничтожающим взором…;
«Важнейший
для партии вопрос – её численность. А она из года в год снижается… –
сообщает он членам ЦК. – В 2005
году естественная убыль партии составила 21 тысячу человек, а приём – 9,8
тысячи. … Под вопрос
ставится само существование (!!!) нашей партии как массовой политической организации». Увы, этот
процесс не приостановлен и сегодня: расколы, конфликты, убытие из партии
продолжается;
«… Оргструктуры партии пока (???) не всегда притягательны, а зачастую отпугивают (!!!) и отторгают (!!!) новобранцев» – вынужден был
признаться тогда, в июне2006 г., Зюганов. (Цит. по: газета «Правда», 2006,
20–21 июня, № 63 (28971), с. 1–3)
За год до «похоронных» признаний
Зюганова его давний единомышленник по «соединению
белой и красной идеи» А. Проханов опубликовал в газете «Завтра» передовицу под убийственным
для оппортуниста названием: «У
компартии вышел лимит на снотворное»… «Ветер в парусах потерян. – Язвил талантливый и искренний
писатель и защитник «Красной Империи» – СССР. – Из партии не исходит никаких общественно важных инициатив – голоса
бесцветны, мысли убоги. Но если голоса начинают звучать, над ними смеётся
страна… Компартия… переживает деградацию и упадок. Превращается из «красного
гиганта» в «чёрный карлик», из которого не вырывается ни одного светлого луча,
ни одной творческой мысли. Пережив в середине 90-х мощную волну успеха (то
был аванс советских людей, живших
идеями социализма. – В.С.), получив
доверие огромного большинства населения, партия не оправдала это доверие,
постепенно растеряла энергетику, – напоминает полуспущенный баллон, на котором
нельзя ехать дальше» (газета «Завтра», апрель 2005, № 14 (594), с.
1)
Но теперь, спустя много лет, Зюганов на
XIV пленуме ЦК КПРФ сам не произносит «похоронных» слов и другим даёт понять,
что «баллон» накачан и как никогда упруг: ведь в нём концентрированная энергия
самого марксизма-ленинизма. Но что-то не «срослось» в демонстрации «новой
энергии» и оптимистической перспективы КПРФ. Другие участники пленума,
хотя и робко, безымянно, но всё же осмелились «возразить» той псевдомарксистской картине, которая была
нарисована как в письменном докладе, так и в устном выступлении председателя
партии. Происходит проникновение
идеализма, мистицизма в партийную среду, наблюдается профанация
марксистско-ленинской теории, стремление подтянуть марксизм к религии,
нарушается тонкая грань, отделяющая компромисс от губительного оппортунизма,
говорили участники пленума («Правда», 2012, 30–31 октября, с. 1,3).
Но при этом явная робость, если не сказать, трусость, боязнь вскрыть подлинные
причины идейного перерождения в партии, назвать поимённо конкретных носителей и
трансляторов оппортунизма, идеализма, мистицизма, клерикализма. А это значит,
что в очередной раз (который уже!) на пленуме, посвящённом марксизму-ленинизму,
не получилось марксистского разговора, ленинского анализа состояния партии,
определения не фиктивной, а деловой программы по изменению ситуации. А не
получилось по вполне понятным причинам:
а) в опубликованном за 16 дней до
пленума докладе уже содержалось предупреждение возможным
критикам, слегка завуалированное софистическими ссылками на Маркса и Энгельса о
«пресловутой критике», «так называемой свободе критики», о
том, что «отголоски подобной критики
дают о себе знать и в нашей партии» («Правда», 2012, 11 октября, с. 2).
Попробуй, покритикуй после такой явной угрозы! Можешь легко схлопотать ярлык «троцкиста», «экстремиста» и т.п.;
б) в КПРФ давно забыли, что критика и самокритика – важнейший принцип
жизнедеятельности Коммунистической партии. Критическое отношение к
действительности – это имманентная сущностная черта всего марксистско-ленинского
учения, определяющая его подход ко всем сторонам и явлениям общественной жизни,
в том числе и к самой компартии. В.И. Ленин никогда не ставил вопрос об
ограничении критики в партии, о лишении её «свободы». «Свобода
критики – прекрасная вещь, – говорил он, – но после того, как мы все под ней подписались, не грех заняться
вопросом и о содержании критики. Свободой критики нас долгое время пугали меньшевики (а
теперь вот оппортунисты. – В.С.), эсеры
и прочие люди, но мы этого не испугались. Если свобода критики означает свободу
защиты капитализма, то мы её раздавим». В.И. Ленин остро осуждал
атмосферу склок, но не внутрипартийную критику как таковую, ибо «работа настоящего строительства – это есть
применение критики и её содержание»[12]. «Единство действий, свобода обсуждения и
критики – вот наше определение. Только такая дисциплина достойна
демократической партии передового класса. Сила рабочего класса – в организации.
Без организации масс пролетариат – ничто. Организованный, он все. … Безыдейная
организованность – бессмыслица, которая на практике превращает рабочих в жалких
прихвостней власть имущей буржуазии. Поэтому без свободы обсуждения и критики
пролетариат не признает единство действий». [13] Зюганов, вопреки Ленину, лишил ведомую КПРФ
и того, и другого. Высокую – марксистко-ленинскую идею – подменил агрессивным
правым оппортунизмом и ревизионизмом, идеализмом и фидеизмом, а свободу
обсуждения и критики – склоками, скандалами, преследованием «инакомыслящих», т.е. тех, кто позволил себе
не согласиться с НИМ… Складывается стойкое впечатление, что
«коммунистический вождь» генетически питает отвращение к диалогу, как к способу общения с людьми, тем более – с
товарищами по партии…
В период контрреволюции и реставрации
капитализма, после ликвидации КПСС и разгрома СССР, главной строительной
«площадкой» является создание марксистско-ленинской партии. Орудие критики и
самокритики выступает в этом строительстве главным механизмом успеха
коммунистов. Мы должны помнить и другие ленинские заветы:
1) «Проповедовать рабочим «осторожность с обвинениями в
оппортунизме»… значит проповедовать рабочим холопство перед вождями»;[14]
2) «Нет ничего вреднее и губительнее для пролетарского дела, чем
продолжение внутрипартийной дипломатии с оппортунистами и социал-шовинистами»[15];
3) «Мы не боимся признать свои ошибки и трезво будем смотреть на
них, чтобы научиться их исправлять»;[16]
4) «Не бояться признать поражения. … Если бы мы допустили взгляд, что
признание поражения вызывает, как сдача позиций, уныние и ослабление энергии в
борьбе, то надо было бы сказать, что такие революционеры ни черта не стоят»[17].
Если действительно трезво, по-ленински,
смотреть на положение вещей, не бояться признать ошибки и критически их
оценить, то приходится с горечью признать, что КПРФ (впрочем, это относится и к другим коммунистическим организациям страны)
теряет связь с народом, сокращается её влияние на массы, падает численность
коммунистов и т.д. А это означает, что «оргструктуры» по-прежнему «не
притягательны и продолжают отпугивать» принципиальных коммунистов-ленинцев и
всех думающих сторонников социализма, но прежде всего их отталкивает сам
Зюганов воинствующим клерикализмом, открытым ревизионизмом правого толка, плохо
замаскированным двурушничеством. Если в 1993 году в КПРФ состояло примерно
340–350 тысяч членов, в 1996 году – уже свыше 500 тысяч, то в настоящее время
по самым неточным подсчётам – около 156 тысяч человек. «Странная», на первый
взгляд, «парадоксальная» вещь:
общество левеет, капитализм всё больше отторгается общественным сознанием и
самой практикой жизненного процесса, число коммунистических обществ растёт, а
КПРФ скукоживается. Конфликты, взаимные обвинения, расколы и отколы
захлестнули многие парторганизации. Как отмечалось на XIV пленуме, в
14 регионах существуют по две организации КПРФ.
Комментарии 25
Кстати, если он ''создатель'' , назовите пожлст. его труды по ''социалистическому модернизму''. Только дайте названия, а я уж сам найду и почитаю. Заранее благодарю.