Продавец яблок на рынке теперь не сможет вам отказать, если вы захотите купить у него только одно яблоко. Охранник супермаркета больше не имеет права требовать того, чтобы вы убрали пакеты в ячейку хранения, зато вы при посещении супермаркета можете вести фото и видеосъёмку. Если вы передумаете покупать товар, то продавец должен будет вернуть вам задаток. Всё это регламентируется поправками в закон «О защите прав потребителей».
22 апреля Президент страны Нурсултан Назарбаев подписал закон «О внесении изменений в закон «О защите прав потребителей и другие правовые акты, касающиеся прав потребителей». Было внесено десять новых статей, а существующие были расширены и дополнены. В силу новый закон вступит только после опубликования на официальном сайте правительства. Случится это совсем скоро.
Условия договора
В новшествах в закон определена чёткая позиция по поводу заключения договора на приобретение того или иного товара или получение услуг. В договоре должно быть прописано всё, начиная от предмета и заканчивая гарантийным сроком. Ранее продавец мог не указать срок гарантии, а теперь просто обязан это сделать. Но главное, что теперь в договоре запрещено использовать разный шрифт. Текст договора должен быть напечатан на двух языках (на казахском и на русском), одинакового цвета, без сносок более мелким шрифтом.
— Это касается банков и других услугодателей и продавцов, которые под основными условиями делают менее заметными другие условия, — поясняет председатель ОО «Гарант», юрист Жаслан Айтмаганбетов.
Не имеет право на существование и договор, в котором продавец или услугодатель освобождает себя от ответственности в случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потребителя. Помимо этого продавец или услугодатель не имеет права по своему усмотрению изменять условия договора. Вспомните недавний случай с компанией «Алтел», когда неожиданно потребители были отключены от тарифа на безлимитное пользование интернетом, так как компания изменила тарифные планы. Или некоторые автомагазины прописывали в договорах, что если машина подлежит ремонту, то покупатель не вправе требовать её замены. Отныне всё это – нарушение законодательства.
Задаток и цены
Ранее законная норма о том, что задаток не возвращается, стала незаконной, так как она является условием, ущемляющим право потребителя. Продавец не может больше увеличивать стоимость товара, который был приобретён в рассрочку, как это было в Караганде, когда грянула девальвация, и сотням покупателей пришлось переплачивать за телевизоры и шубы.
— Отсутствие у покупателя чека не лишает его права использовать дополнительные доказательства, — говорит юрист. — Он может сослаться на свидетелей или предъявить видеосъёмку того, как он приобретал что-то в магазине. Кстати, о видеосъёмке. По новому закону покупатель может в любом магазине или супермаркете фотографировать или снимать на видео всё, что ему захочется. И при этом охранники не имеют права запрещать ему это, так же как и не имеют права требовать того, чтобы личные вещи и пакеты покупатель оставлял за пределами торгового зала. Охранники не имеют права проверять пакеты и сумки покупателей. Они и раньше не могли это делать, согласно УПК, но теперь всё это прописано и в законе «О защите прав потребителей».
Если на ценнике стоит одна стоимость товара, а на кассе выясняется, что это старая цена, просто ценник не успели сменить, покупателя это больше не должно волновать. Товар ему обязаны продать по той цене, которая указана в ценнике.
Известно, что супермаркеты любят продавать товар, так сказать оптом. Например, сахар и крупы могут быть расфасованы в пакеты по 5 килограмм. Теперь это навязывание лишнего товара тоже вне закона. Если бабушке надо полкило рожек, значит, супермаркет обязан продать ей именно полкило. Так же и в любом магазине или на рынке – хотите купить одно яблоко, продавец обязан вам продать именно столько.
Гарантия и ремонт
Теперь потребителям не придётся месяцами ждать того заветного дня, когда из ремонта им вернут сломавшийся холодильник или телефон. Гарантийный ремонт товара должен быть выполнен в десятидневный срок. Если продавец хочет продлить этот срок, он обязан заключить дополнительный договор о продлении срока ремонта, но опять же, не более чем на 10 дней. При этом отсутствие каких-либо запчастей и деталей, оборудования или специалиста, ушедшего на больничный, основанием для продления срока ремонта не являются! Во время нахождения товара на ремонте, продавец обязан предоставить потребителю точно такой же товар, с теми же функциями и по той же стоимости.
— Но главное, отныне продавец не имеет права отсылать потребителя со сломавшимся товаром в сервис-центр, где проведут экспертизу и возьмут за это деньги. Он должен сделать это сам, — рассказывает Жаслан Айтмаганбетов. — Причём потребитель может присутствовать на экспертизе, и если он захочет, то без его ведома эксперты даже не имеют права вскрывать товар. И при этом за потребителем сохраняется право провести экспертизу самостоятельно, в любом сервис-центре, который ему больше нравится. То, что телефон или телевизор был вскрыт и проверен больше не является основанием для того, чтобы снять товар с гарантии.
К слову, то время, пока товар находится на экспертизе или в ремонте, включается в гарантийный срок, чего раньше не было. Гарантия на услуги теперь действует два года, а на услуги, оказанные в сфере недвижимости, и вовсе пять лет. К примеру, поставили вам пластиковые окна, значит, гарантия на их установку будет пятилетней.
Новшеств в законе еще много, и все они дают потребителям больше прав, чем было раньше. При этом с января 2016 года исковые заявления в суд от пострадавших потребителей больше не облагаются госпошлиной. Это прописано Гражданско-процессуальным Кодексом РК.
Поправки коснулись и закона РК «Об электроэнергетике». Отныне услугодатели не вправе прекращать подачу тепловой или электрической энергии потребителю при наличии задолженности по оплате.
Отныне гарантия на одежду и обувь не исчисляется датой покупки, а зависит от сезонности. Например, если вы купили зимние ботинки весной, то гарантийный срок на них начнёт исчисляться только 15 ноября, потому что именно тогда наступает соответствующий сезон. И длится он до наступления весеннего сезона, до 1 марта, после чего приостанавливается и начинает действовать опять с 15 ноября. Это же касается и одежды на весенне-летний ассортимент — гарантийный срок наступает с 1 апреля, на осеннее-зимний — с 1 сентября.
Татьяна САВИНЫХ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев