Юницкий Алекандр Николаевич, начальник Катунского территориального отдела г.о.г. Чкаловск Нижегородской области.
Мой отец, Юницкий Николай Николаевич родился 30 июля 1922 года в селе Валки Боярской волости Макарьевского уезда Иваново-Вознесенской губернии, расположенном на левом берегу Волги, напротив современного села Катунки.
Папа с детства вёл активный и содержательный образ жизни, читал, осваивал музыкальные инструменты, фотографировал, играл в волейбол, в шахматы, шашки, увлекался физикой и радиотехникой, лихо решал задачки и регулярно что-нибудь мастерил. Коля Юницкий рано научился плавать и нырять, а одним из любимых занятий стала рыбалка. Ещё он часто рассказывал о «грибных подвигах», т.е. о том, сколько набирал грибов. Лесов в округе было много, и папа также с детства полюбил это занятие.
В ноябре 1940 года папу призвали служить в ряды Красной (советской) армии, а в 1941-м началась война.
В годы Великой Отечественной войны папа, как и все сознательные люди той эпохи, испытал все тяготы и лишения солдатской жизни. Прошел всю войну, принимал участие в боевых действиях. Воинская часть, в которой он служил (возможно, частей было несколько) принимала участие в военных действиях в составе Южного, Юго-Западного, Сталинградского, Донского, 2-го Прибалтийского и Ленинградского фронтов.
В начале войны его воинская часть дислоцировалась на Украине около города Черновцы (Черновицы). Служил он в авиации, хотя был не летчиком, а радиотелеграфистом на аэродроме. Я искренне был горд тем, что папа воевал, был настоящим солдатом и имеет награды.
После войны папа вернулся в родное село. В январе 1948 года он начал свою трудовую деятельность в Катунской школе и из неё же ушел на пенсию.
За всю жизнь ни от одного его ученика я ни разу не слышал об отце плохого слова, хотя хулиганам и бездельникам от него попадало по полной программе.
О Катунской школе периода 50-х - 70-х и её коллективе следует сказать отдельно. Тогда школа действительно жила полноценной насыщенной и очень интересной жизнью. А происходящие в ней события, мероприятия оказывали серьезное влияние на весь поселок. Учительский коллектив этого времени представлял из себя серьезную силу. В школе работали, почти без исключения, интеллигентные, увлеченные своим делом, уважаемые, образованные и очень интересные люди.
Основными предметами, которые папа преподавал в школе, были черчение, рисование и музыка. Дополнительно – физика и электротехника. В 70-е годы в связи с изменением школьной программы основным профилем его работы стало военное дело, а музыку, черчение и рисование он преподавал попутно.
Можно бесконечно долго рассказывать об отце как об учителе. Тем более, что я сам у него учился с 5-го класса и до 10-го. У него учились мои друзья да и вообще почти всё население нашего поселка. Сколько раз приходилось мне слышать лестные и бесконечно дорогие слова о моем отце от его бывших учеников! Я гордился и горжусь этим до сегодняшнего дня. Он был строг, справедлив, он давал знания и умения по любому предмету, который вел. Он был интересен окружающим, его уважали и ценили, с него брали пример. Это ли не здорово?! Приведу пример. Один из его учеников - Стрелков Александр – по окончании школы поступал в московский серьезный технический ВУЗ. При поступлении он должен был начертить непростой чертеж с соблюдением существующих требований. Чертеж был выполнен им блестяще, абитуриент заслужил оценку отлично, и его спросили, в каком конструкторском бюро он работал? Когда же он сказал, что этого никогда не было, и что черчение ему преподавал обычный учитель в сельской школе, то этому не поверили. В последующем талантливый ученик Стрелков Александр Михайлович прекрасно закончил ВУЗ, быстро пошел по служебной лестнице и со временем стал директором Катунского механического завода.
Школьному учителю было положено вести дополнительные занятия с учениками. Поэтому отец вел кружки. Их было несколько, но любимым из них среди мальчишек был стрелковый кружок. Это и понятно: здесь давали в руки настоящее оружие и учили стрелять. Кроме того, изучались разные виды стрелкового оружия, их устройство и правила обращения с ним. В этот кружок я тоже с удовольствием ходил несколько лет. Желающих было более чем достаточно.
На кружковых занятиях папа также добивался от учеников хороших результатов. К примеру, на разборку-сборку автомата Калашникова у кружковцев, практически, у всех уходило 25-27 секунд. А это был норматив, принятый для солдат срочной службы советской армии того времени. Естественно, автомат разбирался по существующим армейским правилам, и члены кружков знали название и назначение каждой детали автомата. Всё это, без сомнения, пригождалось потом каждому во время службы в СА (советской армии).
Среди многочисленных обязанностей отца в школе была и такая, как подготовка школы к новогодним праздникам. Его часть общей работы состояла в следующем. Вместе с другими работниками школы – мужчинами - он отправлялся в лес за елкой. Далее надо было установить елку в школе. Это было самое сложное, а для нас – мальчишек, самое интересное. Елка устанавливалась в нижнем коридоре школы. Под полом в специальной нише был установлен специальный моторчик, который приводил елку в движение. Соответственно, елку подключали к этому моторчику, чтобы она крутилась. На елку вешались электрические гирлянды. Это сейчас в магазине продаются десятки и сотни новогодних гирлянд любого фасона. А тогда этого не было, и гирлянды часто были самодельными. Процесс её подключения и пробы далеко не всегда проходил гладко. Кроме этого, много лет подряд в коридоре устанавливались сборный деревянный теремок и фанерная голова рыцаря (то ли Черномора, то ли Руслана) с открытым ртом. К этому открытому рту приставлялась деревянная горка, покрытая линолеумом. Чтобы съехать с этой горки на ногах или на заднице, нужно было пробежать два коридора. Эта самая голова была настоящим эксклюзивом, обязательным атрибутом Нового года. Каждый ребенок, оказавшийся в школе на елке, съезжал с этой коротенькой горки несчетное количество раз.
Рассказанное выше – совсем малая часть того, что стоило бы рассказать о папиной работе, о той роли, какую он играл в школе и том, в чем он оставил свой след. Эту главу надо бы продолжать и продолжать. Ясно то, что за что бы он ни брался, всё делал хорошо, с душой, творчески. Люди это чувствовали и понимали, а поэтому тянулись к нему. За свой труд он неоднократно поощрялся принятыми в те времена способами. Официальной наградой за многолетний и добросовестный труд стало присвоение звания «Отличник народного просвещения» в 1967 году.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев