Визит вообще планировался давно, но по разным причинам многократно откладывался, каждый раз становясь всё более критичным - выставка про 90-летие Гагарина идёт до июня, и дальше медлить было бы уже рискованно, а тут как раз выпал такой день, что читать книжку в парке было бы холодно.
Выставку назвал бы лаконичной и символичной. Связанных с Юрием Алексеевичем реальных предметов в ней умеренно - китель с портфелем, лётные шлем и перчатки времён обучения в саратовском авиаклубе, документы в духе "чтобы полететь в космос надо хорошо учиться", по большей части одни пятаки, книга "Дорога в Космос" с подробным автографом, продувочные модели космоплана, совместной дипломной работы космонавтов в Академии Жуковского, и футбольного мяча, на котором им объясняли аэродинамику вращающегося тела - тот же принцип, по которому забивают "мёртвые" мячи по дуге, в угол ворот противоположный начальному направлению удара и вратарю, можно использовать для смещения вправо и влево точки посадки космического аппарата.
Присутствует хронологический стенд с текстом, фотографиями, и наушниками, где диктор читает что-то близкое к тому же тексту. Возможно, в каких-то из них звучит и голос самого юбиляра, послушал только один наушник чуть-чуть на пробу - предлагаемая к ознакомлению информация хорошо известна, стенд скорее для того, кому совсем всё в новинку.
В остальном жизненный путь первого космонавта представлен картинами, и они о самом Гагарине лишь иногда, стремятся в основном показать, что он был одним из многих, выразителем общих чаяний, и так далее. Рождение обозначено картиной Льва Народницкого "Первенец" 1949го, предвоенное безоблачное детство "Крымскими Пионерами" Дейнеки 1934го, военные воспоминания "Кружкой Молока" с освободителями Пластова 1942го и "На Выставке Образцов Трофейного Вооружения" Жданова 1943го - легко заметить, что тут уже есть лёгкая идеализация, Смоленск освободили в 1943м, и вряд ли пионер Гагарин был на той выставке, равно как и в солнечном Крыму.
Какие-то картины просто для духа времени, медсестра "Машенька" Бориса Неменского 1956го, "Радио в Колхозе" Виктора Киселёва 1951го, но они зато художественно весьма сильны; какие-то именно что символичны, Сергей Павлович показан посредством "Бригады Знатного Каменщика Королёва на Стройке" Дмитрия Пускина 1951го, где, натурально, каменщики кладут очередной этаж московской новостройки с только строящейся одной из сталинских высоток на заднем плане, и фамилия художника говорящая.
К Гагарину напрямую относятся Алексея Архиповича Леонова пара картин, с ракетой и кораблём, весьма эффектно размещённый портрет кисти Михаила Ананьева 1963й, и групповой портрет космонавтов с Титовым, Терешковой, Поповичем, Быковским и Николаевым, "Космонавты в Мастерской Художника" Владимира Переяславца 1970го, то есть Юрий Алексеевич в ней умозрительный; впрочем, до какой-то степени это можно сказать про любую живопись, в том числе и с натуры.
В общем, сам Гагарин объективно на выставке вряд ли главный, главное символ: вместо знаменитой улыбки - "Самолёт 'Крокодил' Готовится к Полёту" Владимира Иванович Люшина 1937го, где зубастость красному, в буквальном смысле слова, самолёту нарисована по кабине впереди, которую, кстати, специально для этого удлинили, чтобы была именно морда; и народ, представленный многочисленными письмами граждан Юрию Алексеевичу после полёта, или, скажем, картиной "12 Апреля 1961го" Владислава Сабинкова, с энтузиазмом на улицах и церковью на заднем плане.
Завершает выставку киноуголок, где показывают отрывки из фильма "Чкалов" Михаила Константиновича Калатозова 1941го года, вперемешку с отрывками хроники про Гагарина, проводя так разные параллели. Во многом они уместны, даже в том, что в критической части полёта через полюс, когда из-за обледенения пришлось поднимать машину выше, Валерий Павлович доверил штурвал и кислород, которого был ограниченный запас, Байдукову, и летел как и Гагарин, пассажиром; относительно того, что он без кислорода, в отличие от Белякова, на шести тысячах сохранял самоконтроль, и периодически к тому прикладывал маску чтобы тот поддерживал радиосвязь, вероятно всё-таки слегка драматизировано - но есть место, где параллели начинают расходиться до перпендикулярности, о чём, понятно, мало кто посетителю скажет.
Там в фильме есть момент, намекающий на то, почему Чкалов мог потом, после перелёта, трудясь лётчиком-испытателем, продолжать тянуть заглохший И-180 и погиб - если верить фильму, на авиационном представлении ещё до полюса он бросал в пилотажные перегрузки новый истребитель с заклинившими шасси, чтобы те вышли - без понятия, было ли такое на самом деле, но истребители той поры без шасси садились довольно плохо, и правда штатно могло быть покидание с парашютом. Киношный Чкалов вместо покидания бросал, бросал машину в пилотаж, и в конце концов шасси выдавил. Потом, соответственно, если верить фильму, настоящий Чкалов пытался тянуть отказавший самолёт.
В действительности с И-180 просто отсутствовало место где садиться до аэродрома, по энтузиазму той поры Валерий Павлович нарушил полётное задание и вышел за пределы расстояния, с которого самолёт надёжно долетал до аэродрома без двигателя, а вокруг уже были Москва и застройка.
Параллели в подобных намёках идут ещё дальше, получается, что Гагарин как бы тоже погиб потому, что имел образцом Чкалова и до последнего тянул. В этом, однако, ещё большее расхождение с действительностью, Гагарин всё делал по инструкции, а тянул Серёгин. Об этом точно говорит, по свидетельствам бывшее, но официально долго замалчивавшееся сообщение без позывного, между временем последнего официального сообщения Юрия Алексеевича о завершении задания и временем катастрофы - "Высота 2000!".
Это штатная высота на которой по инструкции лётчик обязан покинуть самолёт если тот продолжает штопорить, особенно в облаках, без видимой поверхности Земли. Гагарин был лишён возможности выйти первым - самолёт МиГ-15УТИ так устроен, что у него нет автомата покидания, и если первым дёрнет учлёт, то пороховой толкатель его кресла отработает по инструктору, как минимум лишив того видимости в кабине, что в возникшей ситуации уже равносильно убийству, а возможно что и обожжёт, и оглушит, то есть с гарантией. Всё, что мог Юрий Алексеевич по инструкции, это сообщить о достижении крайней высоты, что он и сделал. Как Чкалов поступил Серёгин.
Тогда как Гагарин волею судеб в своей гибели оказался пассажиром точно так же, как в своём главном достижении - если в его жизни и был какой-то Чкалов, то коллективно и совокупно, во многом, в особенности в отношении всяких самоволок, вовне Гагарина - что, конечно, весьма символично, но совсем иным символизмом, чем на выставке, и чем среднему россиянину, вероятно, было бы радостно знать, в духе "поворотись-ка, сынку".
Особенно с учётом того, что свалил МиГ-15УТИ в штопор с высокой вероятностью Су-15, которым Гагарина хотели только припугнуть, чтобы меньше возникал когда нас американцы обскачут - но мало учли то, что в кабине он был на второй роли. Вылет с инструктором вместо самостоятельного был решён в последний момент, по исходному полётному плану на день Гагарин должен был быть один.
Знать это всё досадно. Однако у жизни, так же, как у истории, сослагательного наклонения нет, я это уже знаю, и буду знать.
По-хорошему вообще нужно было прыгать сразу, там когда на высотомере 2000 на самом деле уже меньше.
Другая выставка, которую посетил, к девяностолетию Герберта Александровича Ефремова, преемника Челомея и до сих пор почётного директора ВПК "НПО Машиностроение". Герберт Александрович принимал участие во всех серьёзных разработках КБ при Владимире Николаевиче - первая крылатая ракета морского базирования П-5, затем УР-100, основная советская щахтная МБР, заменившая Р-16 по причине позаимствованного с морских ракет КБ долгосрочного капсюльного размещения в готовом к употреблению состоянию, и меньшего веса ракеты с новой боеголовкой такой же мощности; военная разведывательная станция "Алмаз", она же Салют-1, затем трёхмаховый крылатый "Метеорит", потом, уже без Челомея, гиперзвуковой "БраМос" и планирующий блок "Авангард", с которым та же УР-100 вышла на новый виток гонки вооружений.
Там, среди прочего, приведены "Постулаты Г.А. Ефремова о Роли и Месте в Мире Ядерного Оружия", среди которых "ядерное оружие не должно применяться в качестве оружия массового поражения людей" -это всё, конечно, от действительности далеко, если оно будет применено, то с высокой вероятностью именно для поражения людей, притом, закономерно, всех без исключений. Однако без всего этого добра нас бы давно разобрали и стравили с самими собой как Украину, с похожими результатами, но только в отношении нас, пока иные бы с этого имели прибыль, кто-то должен таким вооружением заниматься.
К слову, интересно, что Гербертом конструктора назвали в честь фантаста, однако с фантастом Иваном Антоновичем Ефремовым он, похоже, только однофамилец.
И ещё одна выставка - космического экслибриса из собрания Ярослава Николаевича Костюка. Традицию заложил в 1961м Николай Алексеевич Никифоров, пославший Гагарину в подарок именной экслибрис - если читатель без понятия, что это, экслибрис это именная печать для книг из личной библиотеки, чтобы их меньше пёрли. Космонавты, как и лётчики, народ суеверный, традиции в такой среде приживаются легко, начинание подхватили. Многие штампы, надо думать, создавались по согласованию с владельцами, а то и по их рисункам, и психологически интересны, особо те, которые самими космонавтами завизированы.
Где-то весьма остроумно, у Джанибекова, к примеру, три карандаша как ракета с боковушками, или Кюстюка по книге бегущий товарищ в кедах с "Бураном" на горбу, Борисенко товарищ выходящий из двери прямо в космос; где-то такого размера, что вопросы как оно вообще в книгу влезет и хватит ли туши, где-то экипаж на троих заказал похожие; есть и высокохудожественные образцы, и такие, которые профессиональный художник охарактеризовал бы словами типа "палех" и "хохлома". Гагарин, кстати, на многих представлен, именно буквально, поскольку резец инструмент сложный и выходит у художника кто-то похожий на самого художника много более, чем на картине.
В общем, из серии "скажи мне, кто твой друг" - те, которые космонавты действительно предпочли, тем более в создании которых принимали участие, действительно о них самих что-то говорят. Но там этих отпечатков около сотни, на описание всех явно места тут нет, так что ограничусь общей рекомендацией, и попробую перечислить граверов, но могу кого-то пропустить или назвать дважды. Вряд ли читателю это будет интересно, но люди трудились, космонавтов вспомнят и без них, а вот чтобы наоборот тоже.
Александр Грак,
Серик Кульмекшенов,
Николай Никифоров,
Гершон Кравцов,
Анатолий Сивак,
Владимир Чекарьков,
Александр Чернов,
Владимир Марьин,
Анатолий Калашников,
Иван Цыганков,
Евгений Тиханович,
Евгения Кузнецова,
Степан Малышев,
Владимир Мицук,
Валерий Покатов,
Юрий Космынин,
Дмитрий Пальцев,
Николай Шамрила,
Борис Малинин,
Борис Лебедев,
Генриетта Бурганина,
Анатолий Наговицын,
Ирина Козуб,
Валентин Васильев,
Геннадий Степанович Грак,
вероятно, сам Алексей Леонов,
Василий Хворост,
Михаил Паньков,
Николай Калита,
Леонид Толстов,
Виктор Киселёв,
Аркадий Колчанов,
Николай Малышев,
Медат Кагаров,
Евгений Терехов,
Евгений Синилов,
Иван Кириакиди,
Жинтников В.С.,
Владимир Носков,
Алексей Литвинов,
Владимир Найденко,
Николай Стратилат,
Юрий Коннов,
Генриетта Бурмагина,
Сергей Гарезин,
Александр Микловда,
Владимир Морозов,
Фёдор Молибоженко,
Вадим Житников,
Георгий Еремеев,
Виктор Киселёв,
Андрей Ушин,
Николай Фефелов,
Анатолий Мосийчук,
Анатолий Алексеев,
Владимир Потапов,
Алексей Яковлев,
Герман Паштов,
Владимир Леонов,
Вячеслав Егоров,
Вячеслав Лукашов,
Константин Козловский,
Ануар Утегенов (Отеген-Тана),
Виктор Кунташев,
Геннадий Кулишов,
Валерий Копылов,
Алексей Негробов,
В. Брюшинина,
Вячеслав Зверев,
Игорь Филлипченко,
Семён Ивенский,
Вадим Липецкий,
Филипп Махонин,
Владимир Масик,
Борис Склярук,
Юрий Белавин,
Нина Казимова,
Александр Климов,
Лев Распопов,
Игорь Михайлович Филипченко,
Вилнис Реснис,
Александр Зайцев,
Марат Кагаров,
Николай Таможников,
Адольф Бахматов,
Василий Леоненко,
Евгений Владимиров,
Василий Кеменов,
Виктор Панидов,
Владимир Кан,
Грабовская И.В.,
Семён Георгиевич Ивенский,
Вадим Фролов,
Николай Великанов,
Виктор Шапиль,
Карасев Н.,
Владимир Хижняк,
Тамлов (?),
Георгий Карлов,
В.К. (?),
Елена Киселёва,
Олег Гущин.
Представляете, сколько народу трудилось только для того, чтобы у космонавтов были экслибрисы. Интересно, а есть ли у кого список всех людей, труд которых, включая гайки и болты, был в ракете первого космонавта и всём, что требовалось для того, чтобы она полетела? Наверное где-то в вышних сферах есть.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев