В.И. Матвиенко
Об отказе участия в «Соглашении между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств» от 1 июня 1990 года
Уважаемая Валентина Ивановна!
Обратиться к Вам нас побудило два обстоятельства.
Объявленная Вами 6 марта с. г. необходимость освобождения России от пут неравноправных договоров с враждебными странами и установка Президента Российской Федерации В.В. Путина, высказанная им после избрания 17 марта 2024 года на должность, о необходимости слышать народ в рамках обратной связи при государственном управлении.
Подписанное 1 июня 1990 министром иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о линии разграничения морских пространств» (далее - Соглашение 1990 г.) по действовавшему на тот момент законодательству требовало ратификации, однако применяется сторонами, не будучи ратифицированным ни в СССР, ни в Российской Федерации.
Нотой министра иностранных дел СССР Шеварднадзе в день подписания Соглашения 1990 г. США были «временно» переданы около 80 000 кв. км. морских пространств, которые должны принадлежать России. Большинство экспертов считают Соглашение 1990 г. крупнейшим дипломатическим провалом в истории СССР. А на Дальнем Востоке многие до сих пор именуют линию разграничения по Соглашению 1990 г. - «линией предательства Шеварднадзе».
Полагаем, что есть правовой способ выхода из Соглашения без его денонсации в связи с его недействительностью.
Недействительность Соглашения 1990 г. вытекает из следующего.
В своей южной части линия разграничения, определённая Соглашением 1990 г., разграничивает за пределами 200 миль от побережий «Район» (Часть XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), ресурсы которого являются «общим наследием человечества».
Пункт 6 статьи 311 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. гласит: «Государства-участники соглашаются с тем, что не должно быть никаких поправок, относящихся к основному принципу общего наследия человечества, изложенному в статье 136, и что они не будут являться стороной какого-либо соглашения в нарушение вышеуказанного положения». В пункте 1 статьи 137 Конвенции ООН 1982 г. говорится о непризнании любых притязаний в отношении какой бы то ни было части «Района» или его ресурсов.
Таким образом, запрет на «притязания» и тем более на разграничение между государствами «Района» является императивной нормой международного права. То есть таким правилом, из которого недопустимы какие-либо исключения в любом случае и при любых обстоятельствах.
Согласно ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров от 23 мая 1969 года (далее - Венская конвенция 1969 г.) «Договор является ничтожным, если в момент заключения он противоречит императивной норме общего международного права». Венская конвенция 1969 г. имеет силу для России.
Конвенция ООН 1982 г. была открыта для подписания с 10 декабря 1982 года. СССР и США её подписали. В соответствии с процедурами, прописанными в ст. 308 Конвенции ООН 1982 г., она вступила в силу только лишь 16 ноября 1994 года.
Согласно статье 64 Венской конвенции 1969 г.: «Если возникает новая императивная норма общего международного права, то любой существующий договор, который оказывается в противоречии с этой нормой, становится недействительным и прекращается».
Отсюда следует, что 16 ноября 1994 года «новая» императивная норма, запрещающая разграничение «Района» вступила в юридическую силу. С этой даты Соглашение 1990 г. перешло в разряд недействительных и его действие в любом виде прекратилось.
Пункт 5 статьи 44 Венской конвенции 1969 г. говорит о недопустимости делимости договора, подпадающего под действие статьи 53 этой конвенции (о нарушении договором императивной нормы международного права). То есть, надо отказываться от Соглашения 1990 г. полностью и путём межгосударственных переговоров заменять его новым договором.
Технически это возможно оформить нотой МИД России в Государственный департамент США с сообщением о том, что Россия устраняется от участия в Соглашении 1990 г. в связи с его недействительностью.
Отдельной нотой или добавив в упомянутой, сообщить Госдепу, что до достижения договорённости о линии разграничения, Россия при осуществлении юрисдикции в области рыболовства намерена соблюдать срединную линию, определённую в соответствии с нормами международного права и с учётом действующей межгосударственной и судебной практики. И выразить ожидание, что США будет следовать аналогичной практике при осуществлении своей юрисдикции в области рыболовства.
Такие действия автоматически вернут под национальную юрисдикцию России те самые 80 000 кв. км морских пространств, «переданных» Горбачёвым и Шеварднадзе американцам в 1990 году.
Для чего необходимы лишь политическая воля, учёт национальных интересов России и реальное соблюдение норм международного права.
Просим рассмотреть. Готовы принять участие.
Ашихмин П.Г. депутат Сахалинской областной Думы 8-го созыва
Богомолов Л.М., доктор физико-математических наук
Бражник А.В., кандидат геолого-минералогических наук
Бровко П. Ф., доктор географических наук, профессор Института Мирового океана Дальневосточного федерального университета, заслуженный географ Российской Федерации
Зимонин В.П., доктор исторических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации
Кисловский В.П., морской картограф, специалист по морским зонам национальной юрисдикции и их делимитации.
Пищальник В.М., доктор технических наук
Пономарёв С.А., действительный государственный советник Сахалинской области 1-го класса, член Центрального Совета общероссийского Движения поддержки Флота
Черевик М.А., депутат Сахалинской областной Думы 8-го созыва
Адреса для ответа: Vadim_Kislovsky@ mail.ru ; ponomarev-sa@yandex.ru ---- Пересылаемое сообщение --------
29.03.2024, 17:01, noreply@sender.council.gov.ru ( noreply@sender.council.gov.ru ):
Уважаемый гражданин!
Ваше письмо, адресованное Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, зарегистрировано 28.03.2024 г. за №10843п.
Это письмо сформировано автоматически. Пожалуйста, не отвечайте на него.
Опубликовано: журнал «Стратегия России», 2024 г. №5, с.37-42. https://docs.yandex.ru/docs/view?url=ya-disk-public%3A%2F%2FZqH63JSViXu13ffKb3vYJgTPDIHZA3lylkEhz0md3lAIS3mj2oj4Ni5bnIzbf5k5q%2FJ6bpmRyOJonT3VoXnDag%3D%3D&name=05-2024.pdf&nosw=1
https://finance.mail.ru/2024-06-24/es-vvodit-sankcii-protiv-spfs-rossiyskogo-analoga-swift-61645848/
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев