СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ
или КОМРАТ ТОЛЕРАНТНЫЙ
часть девятая
Гуляя по Комрату, с каждым разом испытываешь к нему все больше симпатии. Впервые здесь довелось погулять по центру в начале ноября прошлого года. В летнем костюме, кстати. Тепло встречали нас не только руководители, но и погода. Нет, был, конечно, визит сюда семь лет назад, в августе 2012 года. Но тогда нас возили по маршруту хозяев. Показывали музей истории, где на меня произвела неизгладимое впечатление обувь гагауза, бежавшего из фашистского плена. Даже сфотографировал её. Хранится у меня в базе ПК.
Знаю, что наделен воображением. Но не ожидал, что вид -сказать потрепаной изрядно - не сказать ничего- пары ботинок из грубой кожи, разбудил во мне фантазию, представление от том, как все могло происходить, что пережил их владелец. И все мои мысли были густо замешаны на состраданиях, от которых едва не содрогнулся.
Возможно, ещё и от того, что родители мои , пережившие оба голода (1921-1922 и 1931-1932, не беру во внимание 1947) , могли не только благодаря
их воспоминаниям, когда было нечего есть и нечего надеть, но и на генном уровне передали мне как и девятерым братьям моим и сестрам возможность ощутить , что это такое.
Гагаузы, перенесшие все тяготы оккупации в годы Второй мировой испили до дна горькую чашу страданий. Но не очерствели их души, не озлобились сердца - готовы принять всех.
Вот такое отступление получилось в рассказе о Комрате. И вполне об"яснимое. Ибо без учетов уроков прошлого не понять сегодняшнее и нельзя предвидеть будущее.
Заходя в магазины в болгарском городе Тараклия на территории Гагаузии с удивлением обнаружил надписи , вывески на болгарском языке. В Татарстане за вывески на татарском боролись с первых дней перестройки. Помню, в качестве секретаря депутатской комиссии по нац. вопросам и делам религий и в аналогичной комиссии при мэрии города аызывли на "допрос" представителей разных структур. А сейчас все вернулось на круги своя - кроме "Пятерочки" и "Магнита" все просто положили на требование Закона о языках народов Республики Татарстан, предписывающий оформление вывесок не только на русском, и не только на татарском, но и в местах компактного проживания тех же чувашей Татарстана - на чувашском .
В Гагаузии уважают права этносов в широком смысле слова. Украинское село в автономии тоже не обделено правами.
Сейчас в облике Гагаузии и особенно Комрата ощущается присутствие турецкого компонента. Это не только здания разного назначения - дар Турции и её разных городов, лично Президента Эрдогана братскому гагаузскому народу. Это разноплановая поддержка , особенно в лице такого давнего и преданного друга гагаузской автономии как ТiKA.
В соцсети вы найдёте мои интервью с бывшим руководителем этой организации в Гагаузии госпожой Альпаслан.
Сегодня в Комрате действуют турецкие лицеи, которые в Татарстане: Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске успешно закрыли , подозреваю, что не без того, что приложили руку из очень большого города, издающего законы. А вдруг мы отуречимся? Мало ли что.
В Комрате посланцы Турции чувствуют себя вполне комфортно. Я уже писал в ФБ, как в пятницу с турецким другом Юнал беем Каймазом (кстати, он пощвонил мне из Турции, когда я выбирал снимки для материала) , бывшим (три срока подряд) мэром города - Kirklareli - Luleburgaz Ahmetbey Belediye Baskani (eski) побывал на традиционной в этот день для мусульман всего мира богослужении. Вел проповедь и намаз один из преподавателей турецкого лицея. Мы уже было договорились с ним о видеоинтервью после намаза и проповеди и снова намаза, но мой друг спешил так, что не оставил мне времени на обстоятельное общение. Мы успели до всего этого познакомиться. Памятуя о том, что арабам нужно представиться мне как Абдуль-Бари, таджикам Абдулло, а туркам Абдулла(моё имя полностью у них не встречается) , я так и сделал. Они, присутствующие на джума намаза удовлетворенно кивнули мне и у нас сразу же состоялся разговор о положении мусульман .
Все они с большим удовлетворением отметили тот факт, что в автономии учитывают конфессиональные особенности небольшой турецкой общины и создают им все условия для отправления религиозных надобностей. Он от души поблагодарили руководство автономии за предоставленные возможности - иметь модельное помещение в виде комнат в жилом доме.
Впрочем, в этом нет ничего удивительного. Это общемировая практика, когда гости из иноконфессиональных стран, регионов не стеснены в своих потребностях. Гагаузия не исключение. Что характеризует её с положительной стороны.
Ибо неважно какой конфессии человек, важно , какие идеи он носит в себе. Поеемлемы ли они в нашем обществе, не способствуют ли ухудшению межнациональных отношений.
"Что вам сказать о Сахалине, на острове прекрасная погода". Так же можно сказать о Гагаузии, где очень комфортная для изголодавшего , истосковавшего по теплу и солнцу жителя Татарстана. Здесь все лето не было дождя. А воду ведь те же жители Копчака добывают на глубине 30-40 метров.
На днях сидели , беседовали группой мужчин в гостях у одного из жителей села. И тут один поведал мне, что село из расположено на холме. Когда заливает все вокруг по весне, их подвалы сухие. Вот потому и вода, подземные реки слишком глубоко пролегают
Рядом с селом были курганы, оставшиеся от предыдущих обитателей этих мест - ногайских татар, выселенных отсюда Екатериной Второй накануне появления здесь нынешних жителей Копчака из-под болгарской Варны в 1791 году.
Со слов моего собеседника местные жители (село до 1940 года называлось Татар Копчак-- Копчак -,точнее, Кыпчак
Историческое отступление - Кыпчак - это племя такое. Те же гагаузы , турки, ряд крымских татар и туркмены - огузы, а мы - татары, башкиры, казахи , ногайцы и прочие тюркские народы из племени кыпчак. Возможно, здесь проживало просто племя Кыпчак.
Так вот от ногайских татар оставался большой насыпной курган, в котором находили успокоение ушедшие в мир иной предки предыдущих жителей этих мест, вернее села. По словам рассказывающего мне это собеседника, в минувшие десятилетия иные безбашенные люди понемногу срывали курган, видимо, в надежде поживиться ценными предметами прошлого. И зачастую позже заболевали серьёзно или просто вовсе погибали.
Тут я вспомнил аналогичное из истории родного села Покровка Соль-Илецкого района на границе с Казахстаном - помню, в 90-е годы прошлого века здесь искали археологи из Москвы под руководством профессора истории. моего знакомого Яблонского и в раскопках участвовали их коллеги из штата Аригона (Аризона) США.
Местные механизаторов отказывались на тракторе раскапывать эти курганы, оставшиеся от сарматов - пять тысяч лет назад - они шли вдоль Каспия, реки Урал и Хобды, Илека с тучеыми стадами овец с территории нынешнего Ирана, а по осени уходили вновь на юг.
Мой отец , участник ВДНХ в Москве в 1956 году видел эти находки тогдашних археологов , советских на территории нашего совхоза -на табличках так и было написано "совхоз " Южный" Соль-Илецкого района Оренбургской области.
Так вот наши трактористы в 90-х тоже пострадали после того, как разрывали курганы. Одного задавил собственный трактор, другой тяжко заболел. Видно, заговореные эти курганы.
Возвращаясь к теме Гагаузии, модно говорить бесконечно. Но терпение читателя не безгранично. Поэтому пора сказать о том, что Гагаузия - земля , где мирно, в дружбе и согласии проживают не только собственно гагаузы, но и украинцы, болгары, кажется , есть даже греки, вот и турки постепенно осваиваются в Комрате. Здесь мне сказали, что количество представителей турецкой национальности достаточно заметно. Все они живут здесь комфортно, не стесненные никакими проблемами. Совершают свои молитвы, посещают модельные помещения. И доказывают самим этим фактом веротерпимость гагаузского народа к адептами иных конфессий
Мира, добра и благополучия тебе Комрат и Гагауз Ери!
Заманнар хайырлы олсун.
Габдулбары ДАВЛЕТГАРЕЕВ
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев