📝 Отправной точкой истории станции Иртышское и поселка Большегривское в далеком 1958 году, когда на степных просторах началось строительство однопутного участка Куломзино (Карбышево-1) – Иртышское. 30 ноября 1960 года был принят в эксплуатацию новый железнодорожный мост через Иртыш на 175 км линии Омск–Карасук. С этого момента началось интенсивное движение по новому Среднесибирскому ходу.
Станция Иртышское образована в декабре 1960 года при строительстве железнодорожной линии на участке Омск-Карасук для организации пропуска поездов. Станция находилась в подчинении Карасукского отделения Западно-Сибирской железной дороги. Границы станции были – с четной стороны ПК 1629 + 00, с нечетной стороны ПК – 1679 + 57.
Станция Иртышское является линейным предприятием железной дороги по организации перевозок грузов, пассажиров и багажа, по своему назначению и характеру работы относится к участковой II класса.
Основные производственные задачи, стоящие перед станцией Иртышское – прием, обработка и отправление транзитных поездов грузовых в четном и нечетном направлениях со сменой локомотивов и бригад; расформирование и формирование сборных поездов; формирование участковых поездов на участки: Иртышское – Омск, Иртышское – Карасук, Иртышское – Кзыл-Ту; пропуск 5-ти пар пассажирских поездов со сменой локомотивов и 2-х пар электропоездов; погрузка и выгрузка вагонов.
На момент открытия станция Иртышское имела путевое развитие, состоящее из 12 путей, из них 6 путей приемо-отправочных с организованными маршрутами приема, отправления поездов. Действовало 2 стрелочных поста, стрелки были оборудованы замками Мелентьева. Прилегающие однопутные перегоны Иртышское – Тайтык, Иртышское – Черлак были оборудованы полуавтоматической блокировкой. В декабре 1965 года к станции примкнул однопутный участок Иртышское – Кзыл-Ту, оборудованный диспетчерской централизацией. Станция была оборудована полуавтоматической блокировкой системы Белорусской ж.д.
С 1960 года по 1965 год движение поездов осуществлялось в размере 2-3 пары поездов в сутки. С 1965 года пропуск поездов вырос и к 1970 году увеличился до 25 пар поездов в сутки.
В 1975 году для увеличения пропускной способности и обеспечения безопасности движения станция была оборудована маршрутно-ролейной централизацией, а прилегающие перегоны Иртышское – Тайтык, Иртышское – Черлак стали двухпутными и были оборудованы автоблокировкой по каждому пути. Размер движения увеличился до 35 пар поездов в сутки.
Строительство производственных, жилых и социальных объектов осуществлялось бригадами Строительно-монтажного поезда (СМП) - 604 «Омсктрансстроя». В 1967 году состоялось открытие Дома культуры «Юбилейный», новый продовольственный магазин. В 1981 году построено депо для ремонта электровозов с ремонтными мастерскими и бытовым корпусом – четырехэтажным зданием, 60-ти квартирный и 90-квартирный жилые дома. Начато строительство депо экипировки, где электропоезда будут заправляться водой и песком; новой школы, котельной и детского комбината.
В 1977 году Указом президиума ВС РСФСР населенный пункт железнодорожной станции Иртышское переименован в село Большегривское. На основании решения исполнительного комитета Омского областного Совета депутатов трудящихся № 138/6 от 31.03.1977 года на базе разукрупнения Ермаковского сельского Совета был образован Большегривский сельский Совет депутатов трудящихся, в котором говорилось: «Образовать в границах железнодорожной станции Иртышское Нововаршавского района сельсовет и присвоить наименование «Большегривский». Статус рабочего посёлка с 1984 года.
На территории Большегривского сельского Совета находились 16 учреждений и организаций подведомственных Омскому отделению Западно-Сибирской железной дороги: двухэтажная средняя школа № 275, два детских сада № 3 на 50 мест и № 229 на 140 мест, линейная больница со стационаром на 25 коек мест, аптека, столовая, магазин ОРС, клуб «Юбилейный», военизированная охрана, железнодорожная милиция, первая дистанция гражданских зданий и сооружений, очистные сооружения и западные сети. Население сельского Совета на 01.01.1978 года было 2215 человек.
В июне 1980 года был принят в эксплуатацию парк «Б», состоящий из 7-ми приемо-отправочных путей, с маршрутно-релейной централизацией стрелок, изменилась граница станции с нечетной стороны – ПК 1687 + 68. Увеличился размер движения поездов до 45 пар поездов в сутки.
В том же году принято в эксплуатацию оборотное депо локомотивов (с тремя канавами на 2 стойла каждая) для техосмотра и экипировки электровозов переменного тока серии ВЛ-80 и тепловозов серии 2ТЭ10В. Оборотное депо имеет 18 путей, 15 из которых электрофицированы. Стрелки депо в количестве 22 штук централизованы и управляются с поста МП-1.
В 1981 году для электрофикации Западно-Сибирской магистрали на станции Иртышское введен в строй новый Иртышский участок энергоснабжения № 2. В составе энергоучастка было 8 тяговых подстанций, 4 дистанции контактной сети и другие мелкие подразделения. Обеспечено устойчивое снабжение электроэнергией электропоездов к станциям Входная и Карасук. Станция Иртышское стала станцией стыкования электротяги постоянного и переменного токов, так как участок Иртышское – Омск оборудован электротягой постоянного тока, участок Иртышское – Карасук электротягой переменного тока.
В 1984 году приняты еще 3 приемо-отправочных пути, а также двухпутный участок Иртышское-Сибиряк.
Локомотивы, обслуживающие станцию Иртышское и прилегающие участки: с 1960 по 1979 год – тепловозы серии Т-3, с 1980 года: участок Иртышское-Омск – электровозы серии ВЛ-10, участок Иртышское-Карасук – электровозы серии ВЛ-80, участок Иртышское-Кзыл-Ту – тепловозы серии 2ТЭ10В приписки депо Тальщик Целинной ж.д.
Все это в дальнейшем позволило станции Иртышское сформироваться в современный железнодорожный узел трех направлений, играющий важнейшую роль в организации железнодорожных перевозок на Омском отделении ЗСЖД. Небольшая станция Иртышское, имеющая два пути, превратилась в современную узловую с 14 эксплуатационными путями. Сегодня здесь 140 централизованных стрелочных переводов, построен современный завод по ремонту вагонно-колесных пар.
Источник: Историко-археографическая справка за 1960-1984 годы (станция Иртышское), историческая справка архивного фонда Администрация Большегривского городского поселения (1977-2010), материалы архивного фонда газета «Целинник» (1965-1980), фотодокументы муниципального архива.
#НововаршавскийАрхив
#история_района
#Омскаяобласть


Присоединяйтесь — мы покажем вам много интересного
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев