Три современных изобретения, которые были придуманы давно.
Марк Твен однажды сказал: «Новых идей в принципе не существует. Мы попросту берём старые идеи и вращаем их в своеобразном ментальном калейдоскопе». Мысль великого писателя сложно оспорить, особенно когда речь касается многих современных технологий. Стоит копнуть, и выясняется, что они были придуманы десятилетия, а то и столетия назад.
Взять, к примеру, складной электроскутер для перемещения по городу – многие уверены, что это современный девайс, однако им придётся разочароваться: нет, не XXI веку принадлежит эта новация, и не мы первыми оценили удобство двухколесного транспортного средства с двигателем. Ещё во времена Первой мировой войны были изобретены автопеды – казалось бы, революционное решение для тех, кто хотел соответствовать ускоряющемуся ритму жизни. Но что-то пошло не так, и технический прорыв вскоре превратился в коммерческий провал.
В 1915 году в Америке начали выпускать эту «самоходную машину» на двух колесах. Перемещался мотороллер благодаря работе четырёхтактного двигателя, объём которого составлял 155 кубических сантиметров. Спереди это транспортное средство было оснащено фарой, а сзади – фонарем, имелись также клаксон и ящик для инструментов. Самоходное устройство получило название «автопед», патент на него был выдан в 1916 году изобретателю Артуру Гибсону, а производство осуществляла компания Eveready.
Начиная с 1919 года автопеды стали производить и на территории Старого Света – этим занялась компания Krupp. Она же внесла в конструкцию мотороллера важное усовершенствование, дополнив его сиденьем: в первоначальном варианте управлять автопедом приходилось стоя. Сообщалось, что мотороллер может развивать скорость до 25 миль (или 40 км) в час, но, строго говоря, настолько быстро ездить не особенно удавалось, автопед становился слишком уж неустойчивым.
Кстати, примерно тогда же появился и «дедушка» мотоцикла, его собрал и выпустил в продажу сам обладатель патента на самоходную машину, Гибсон. Вес изобретения составлял 23 килограмма, а перевозить оно могло 136, разгонялось до тех же 25 миль в час и вообще оказало серьёзное влияние на разработку и появление на рынке последующих моделей. Однако по каким-то причинам вплоть до конца 30-х годов прошлого века первые эксперименты в области такого рода самодвижущихся устройств оставались недостаточно востребованными.
⠀
Автопеды второго десятилетия XX века предназначались в первую очередь для состоятельных покупателей. Цена серийного мотороллера в 1916 году составляла 100 долларов – что примерно эквивалентно нынешним 2700 долларам. Кстати, не особенно высоко ценятся эти теперь уже раритетные средства передвижения и у нынешних коллекционеров – максимальная сумма, за которую был куплен на аукционе автопед столетней давности, составила чуть меньше 14 000 долларов.
⠀
Реклама автопедов была ориентирована главным образом на женскую аудиторию – как девайс будущего, и предназначался он для барышень, уверенно перекраивавших традиционный жизненный уклад во что-то, что лучше отвечало их потребностям в самореализации, стремлениям быть независимыми и строить самостоятельно свою жизнь. В последующие десятилетия на рекламных плакатах то и дело появлялись женщины-покупательницы, чего бы ни касалась сама реклама; а ведь приём этот впервые использовали именно производители автопедов.
⠀
Автопеды действительно играли на стороне женской независимости – можно было перемещаться по городу на относительно большие расстояния, не прибегая к чьей-либо помощи – так, леди Флоренс Норман, известная английская суфражистка, использовала автопед для поездок на работу в центр Лондона, что осталось в истории благодаря знаменитой её фотографии 1916 года. Спустя некоторое количество лет активным пользователем мотороллеров, даже давно снятых с производства, стала и Амелия Эрхарт, лётчица, прославившаяся благодаря перелётам в одиночку через Атлантический океан.
Продавцы этого новомодного транспортного средства, описывая возможности своего товара, рекомендовали использовать мотороллер для передвижения на короткие расстояния не только мужчинам и женщинам, но и врачам, спешащим на вызовы, и детям, отправляющимся в школу, и слугам, и посыльным для выполнения поручений; оценить скорость и удобство перемещения по улицам предлагалось аптекарям, бакалейщикам и торговцам для быстрой доставки товара; мастера успевали бы на большее количество вызовов, а бизнесмены увеличили бы число деловых встреч! Выходило даже, что ездить на автопеде едва ли не выгоднее, чем ходить пешком.
⠀
В США удобство использования автопедов оценили в первую очередь в почтовой службе и в полиции – первые снаряжали своих сотрудников мотороллерами для доставки корреспонденции, вторые осуществляли при помощи автопедов патрулирование улиц. Воспользовались новинками прогресса и представители криминальной молодёжи – скрываться при необходимости от преследования было быстрее на колесах, чем на своих двоих. На пляжах автопеды сдавали напрокат отдыхающим – покататься вдоль набережной.
⠀
Поначалу вызывавший недоверие, автопед вскоре получил признание и должен был, казалось, стать наравне с телефоном и фотоаппаратом привычной частью быта. Но уже в 1922 году выпуск первых в истории мотороллеров прекратился, и они стали исчезать с улиц европейских и американских городов. Возможно, автопеды просто слегка опередили своё время, ведь возвращение к моде на мотороллеры – уже долговременной – произошло в конце 1930-х годов.
⠀
⭐Электронные сигареты, позволяющие человеку выпускать пар вместо дыма, кажутся совсем свежим изобретением... если, конечно, не знать, что они были запатентованы дважды в течение XX века — и первый раз в 1927 г., когда Джозеф Робинсон после долгих десяти лет разработок оформил патент на своё устройство. Правда, предназначалось оно совсем для иных целей. На тот момент аналогичных приспособлений, которые действительно испаряют некую субстанцию, не было. Обычным людям для лечения бронхита и других лёгочных болезней были доступны лишь неудобные ингаляторы, похожие на намордник, где необходимо было поджигать травы и вдыхать дым.
Не для кого не секрет, что в процессе горения табачных изделий вредные соединения оседают на лёгких - и именно они вызывают рак у современных курильщиков. Джозеф Робинсон знал о вреде курения и подошёл к этому с другой стороны: что, если взять жидкость, которая содержит всё необходимое для лечения, и с помощью нагревательного элемента направлять это в дыхательные пути больного? На первый взгляд — идея великолепная, однако должной популярности она не обрела ввиду скудности технологий и наличия уже всеми привычных приспособлений для ингаляций.
⠀
С тех пор прошло почти 40 лет, и первым человеком, использующим метод Робинсона для создания «бездымной» сигареты, стал Герберт Гилберт из Пенсильвании. Его изобретение призывало отказаться от довольно популярных на тот момент табачных изделий и перейти на безвредные средства для курения. Впрочем, такие электронные сигареты не были похожи на те, что мы видим сегодня: в то время Гилберт пытался добиться эффекта курения с помощью воздуха и фильтра, который был пропитан ароматизатором.
⠀
Перед разработчиком стояли две задачи: сделать устройство похожим на обычные сигареты и продумать концепцию нагревательного элемента, не вызывающего дискомфорта. В 1965 году Гилберт запатентовал изобретение, которое, кстати, тоже не обрело популярности, так как традиционное курение рекламировалось везде, где только можно, и при этом никто не рассказывал о его вреде для организма. Обычному потребителю простые сигареты были и привычнее, и доступнее, поэтому крупные производители попросту посчитали устройство Гилберта нерентабельным несмотря на отсутствие конкуренции в этой сфере.
⠀
В течение следующих 30-ти лет каких-либо радикально новых изобретений не было. Настоящую революцию в этой сфере совершил китайский учёный-фармацевт Хон Лик. Основной причиной начала его работ стала мучительная смерть отца от рака лёгких. Оба они были заядлыми курильщиками и даже перед смертельной опасностью не собирались бросать вредную привычку. Не желая себе и окружающим такой же судьбы, Хон Лик начал поиски аналога, который сохранял бы в себе ритуал использования сигарет и в тоже время был менее вредным. Вопрос о никотиновых пластырях и жвачках уже тогда не вызывал вопросов — это неэффективно, поэтому нужно было искать другой путь.
⠀
Выходом из положения стало устройство, содержащее в себе нагревательный элемент, аккумулятор и картридж, в котором находятся ароматизаторы, никотин и другие вещества. Благодаря этому Хон не только добился желаемой компактности устройства, но и имитации ощущения вплоть до вкуса. Как говорит сам изобретатель, он не позиционировал электронную сигарету как «волшебную палочку» от табачной зависимости, однако впоследствии признал, что это средство намного эффективнее других аналогов.
⠀
⭐Думаете, электромобили - современное изобретение? А вот и нет! Первые транспортные средства с электромотором появились на рынке и завоевали любовь покупателей гораздо раньше бензиновых авто. Первый электромобиль, вернее, электротележку соорудили ещё в 1842 году. Идея понравилась, и начался бум изобретательства.
⠀
Мало кто знает, что двигатель внутреннего сгорания появился позже электромотора. Поэтому первые автомобили оснащались как раз электрическими двигателями. Кроме того, несмотря на то, что еще 150 лет назад мало кто задумывался об экологии, уже тогда прекрасно осознавали, что электричество является более доступным, чистым и продуктивным видом топлива.
⠀
Изобретение первых автомобилей на электрической тяге приписывают разным инженерам. И один из них — Томас Дэвенпорт, который является изобретателем электродвигателя постоянного тока. В 1834 году его мотор был установлен в самоходную платформу, которая, правда, могла двигаться только по электрифицированному треку.
Годом позже, в 1835-м, профессор Сибрандус Стрэтинг из Университета Гронингена вместе со своим ассистентом Кристоферомм Беккером разработали электрический автомобиль, который приводился в движение от первичных гальванических элементов. Однако официально изобретение первого электромобиля с одноразовой батареей приписывают Роберту Дэвидсону, и произошло это в далёком 1842 году.
К 1900 году электромобили были настолько популярны во всём мире, что в самых крупных городах стали появляться целые парки электротакси и местные сети зарядных станций для электротранспорта, ведь электромобили в то время составляли треть всех транспортных средств на дорогах. Людям они нравились, потому что во многих отношениях ранние электромобили превосходили своих бензиновых и дизельных конкурентов. Эти авто не издавали шума, не источали зловонный запах или вибрацию, характерные для паровых или бензиновых автомобилей. Они были проще в управлении, не имели «кривого» стартера для запуска двигателя и не требовали сложной системы переключения передач. Электромобили стали чрезвычайно популярны в городах, особенно среди женщин из высшего общества, которым не нравились шумные и вонючие автомобили на бензине.
⠀
Что послужило причиной того, что к 1920 году электромобили утратили свои лидирующие позиции, доподлинно неизвестно. Одни говорят о том, что аккумуляторы были слишком капризными, другие — о слишком высокой стоимости, а третьи — о сговоре между инвесторами в нефтяную отрасль и автопроизводителями. Так или иначе, но мир отказался от идеи массового использования автомобилей с электроприводом на целое столетие. Так что, пожалуй, прошло достаточно времени, чтобы и в данном случае стала уместной поговорка: «Всё новое — это хорошо забытое старое».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев