Татьяна Михайловна Лиознова родилась в Москве 20 июля 1924 года. Она рассказывала, что в детстве "боялась кино", поскольку каждый раз сильно переживала за героев. Потом стала переделывать сюжеты увиденных фильмов – получались собственные сценарии.
В начале Великой Отечественной войны была эвакуирована в Свердловск с наркоматом чёрной металлургии, в котором её мать работала экономистом; жила с матерью во Втузгородке. Отец погиб в ополчении на фронте в самом начале войны.
В 1943 году Лиознова поступила во ВГИК и попала в режиссерскую мастерскую Всеволода Пудовкина. Однако в тот год он отказался вести курс. Студентов решили передать Сергею Герасимову и Тамаре Макаровой, объединив в их мастерской будущих актеров и режиссеров. Позже педагоги оценили талант своей ученицы, взяв ее в качестве помощника режиссера в картину "Молодая гвардия" (1948).
Кстати, танец Любки Шевцовой в фильме придумала Лиознова.
В 1962 году вступила в КПСС. В 1963 году вышел художественный фильм «Им покоряется небо», посвящённый погибшим лётчикам-испытателям. В том же году фильм получил первый приз «Золотое крыло» на Международном кинофестивале авиационных и космических фильмов в Довиле (Франция).
Резко отрицательно высказывалась о распаде СССР. Потерю Советского государства Лиознова назвала самой большой болью своей души.
Вот еще несколько любопытных фактов о творчестве Татьяны Михайловны.
Евдокия (1961)
Кадр из кинофильма "Евдокия", 1961 г., режиссер Татьяна Лиознова, сценарист Вера Панова, композитор Леонид Афанасьев (скриншот)
Известно, что Сергей Герасимов и Тамара Макарова всегда помогали талантливым ученикам в начале их карьеры. Лиознова не была исключением. В 1958 году она сняла первую самостоятельную работу – военную драму "Память сердца", сценарий для которой написали ее педагоги. Переживавший за ученицу Сергей Апполинариевич обратился к писательнице Вере Пановой с просьбой дать свое произведение для съемок нового фильма. Панова предложила небольшую давнюю рукопись, из которой получилась замечательная киноистория "Евдокия" (1961).
Сотрудничество Лиозновой с известной писательницей продолжилось на картине "Рано утром" (1965). "Теперь я понимаю, сколь значительную роль сыграла Вера Федоровна Панова в моей судьбе, сколь многому научила", – говорила Татьяна Михайловна.
Три тополя на Плющихе (1967)
В основу сценария мелодрамы "Три тополя на Плющихе" (1967) лег небольшой рассказ Александра Борщаговского, напечатанный в "Неделе". История деревенской женщины Нюры тронула режиссера. Она попросила Борщаговского доработать материал для полнометражного фильма. Однако писатель отказался. "Тогда по телефону я ему поведала, что сама все знаю про героев, поэтому берусь за работу", – вспоминала Татьяна Михайловна.
Она очень хорошо представляла себе Нюру, поэтому долго искала подходящую исполнительницу. На пробах актрисам предлагалось исполнить песню Александры Пахмутовой "Нежность". Ни у кого не получалось так, как хотелось Лиозновой. Когда на собеседование пришла Татьяна Доронина, режиссер объяснила задачу, предложила подготовиться и прийти на следующий день. Доронина ответила, что уже готова. Молча постояла у окна несколько секунд и запела.
"Не совсем так, как это позже будет в картине, но очень-очень близко. А для меня... это было крайне важно, потому что в песне раскрываются характер героини, ее наивность, чистота, привязанность, вкус – все, что невозможно выразить словами", – рассказывала Лиознова.
Семнадцать мгновений весны (1973)
Многосерийный телефильм "Семнадцать мгновений весны" (1973) снят по одноименному роману Юлиана Семенова. Писатель выступил сценаристом картины. Однако в фильме есть моменты, придуманные режиссером и появившиеся в ходе съемок. Среди них две сцены, которые Татьяна Михайловна называла самыми любимыми, – Штирлиц отмечает 23 февраля дома у камина и встречается с женой в кабачке "Элефант".
По поводу второго эпизода Лиозновой приходилось выслушивать возражения, что подобные встречи невозможны в реальной жизни разведчика. На что режиссер отвечала: "В процессе работы над фильмом я общалась с нашими разведчиками, они рассказывали еще более потрясающие истории. Например, один из них видел жену буквально пару секунд – в окне проходящего мимо поезда".
Мы, нижеподписавшиеся (1981)
Идея снять фильм по пьесе Александра Гельмана "Мы, нижеподписавшиеся" возникла у Лиозновой сразу после того, как она увидела ее воплощение на сцене. Однако в Госкино режиссеру категорически отказали. Зато неожиданно согласился директор Творческого объединения "Экран" Борис Михайлович Хесин. Лиознова подобрала великолепный актерский состав. Она вспоминала, что на съемочной площадке царила замечательная атмосфера, несмотря на сложный материал и возникавшие проблемы. К примеру, когда отсняли эпизод с Кларой Лучко, где ее героиня подписывает акт приемки и плачет, выяснилось – из-за пленочного брака сцена пропала. И так случилось три раза подряд. Лучко не возмущалась и сыграла все три раза, в точности повторив нужные эмоции и интонации. "Всем, всем я благодарна за те съемочные дни!" – признавалась режиссер фильма "Мы, нижеподписавшиеся" (1981).
Карнавал (1981)
Сценарий Анны Родионовой о юной провинциалке Нине Соломатиной, мечтающей стать актрисой, режиссер использовала в качестве учебного пособия, когда преподавала во ВГИКе. Студенты ставили отрывки, а Лиознова ужасалась тому, что никто не способен уловить суть истории. Она разъясняла, придумывала, репетировала сцены и поняла, что просто обязана снять фильм. "Карнавал" (1981) Татьяна Михайловна считала автобиографичным: "Мне ведь семь лет не давали картины снимать. Так я делала все, что можно: в монтажной листы писала, и помрежиссера работала, и за заболевших актеров роли читала. Героиня добилась своего – стала актрисой. Я добилась – стала режиссером. Вот что главное".
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Нет комментариев