28 АПРЕЛЯ – НАЧАЛО СТРОИТЕЛЬСТВА КОСМОДРОМА БАЙКОНУР:
28 апреля 1955 года началось строительство ракетного полигона в районе станции Тюра-Там Казахской ССР.
(На фото - Первый колышек на месте будущего Байконура).
Принятое 12 февраля 1955 года постановление Правительства СССР о строительстве полигона для проведения испытаний межконтинентальных баллистических ракет ознаменовало начало грандиозных работ по освоению космического пространства и созданию ракетно-ядерного щита Отечества.
2 июня 1955 года Генеральным штабом Советской Армии утверждена его организационно-штатная структура. День 2 июня отмечается как день образования космодрома Байконур. Местом постоянной дислокации полигона определен район станции Тюра-Там Западно-Казахстанской железной дороги.
Весной 1955 года в пустынной местности под завесой строжайшей секретности началось строительство будущего космодрома. Формировал полигон его первый начальник генерал-лейтенант артиллерии А.И. Нестеренко. Первоначально в состав полигона вошли 20 частей и отдельных подразделений. Части и подразделения, управление полигона формировались в трёх пунктах: пункт №1 – НИИ №4 МО г. Болшево, г. Москва, пункт №2 – в/ч 15644 (г. Капустин Яр), пункт №3 – станция Тюра-Там (район «Тайга» по легенде) – место постоянной дислокации. В создании полигона принимал непосредственное участие заместитель Министра обороны по специальной технике, будущий Главнокомандующий Ракетными войсками маршал артиллерии М.И. Неделин. Объекты будущего космодрома возводили военные строители 130-го управления инженерных работ под руководством инженер - полковника Г.М. Шубникова.
Площадка под будущий космодром была выбрана в Западном Казахстане вдали от промышленных районов. 2600 километров от Москвы, 1500 – от Алма-Аты и 700 – от Ташкента.
На место строительства завозили буквально всё. От гвоздей до питьевой воды. Строители сначала жили в палатках, потом в землянках. Начали с возведения бетонного завода. Когда к Байконуру подвели железнодорожную ветку, стало полегче. Особенно помог прибывший банно-прачечный поезд. Оказывается, есть и такие поезда.
Шесть лет понадобилось советским строителям, чтобы в голой степи построить уникальный космодром. Грандиозное строительство было начато в мае 1955 года. А через два года в августе стартовала первая баллистическая ракета. В октябре 1957 года ракета с Байконура вывела на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года советский космонавт полетел к звёздам.
На место строительства завозили буквально всё. От гвоздей до питьевой воды. Строители сначала жили в палатках, потом в землянках. Начали с возведения бетонного завода. Когда к Байконуру подвели железнодорожную ветку, стало полегче. Особенно помог прибывший банно-прачечный поезд. Оказывается, есть и такие поезда.
В конце 1955 года начала действовать своя пекарня. Открылся госпиталь. А к 1 сентябрю 1956 года для детей строителей космодрома распахнула свои двери средняя школа. Многие тогда приезжали на стройку с жёнами и детьми.
Строители заложили парк из нескольких тысяч деревьев и кустарников. Там же построили летний кинотеатр на 650 мест.
Но про свою главную миссию не забывали ни на минуту. Стройка ревела все 24 часа в сутки и все 365 дней в году. Один из участников строительства, подполковник Пётр Толстик, рассказывал, что после смены надо было часа три, чтобы отойти от несмолкаемого гула моторов. Пустыня содрогалась от этого гула.
Нет комментариев