ПЕРВАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА В РОССИИ.
Попутная песня
Дым столбом - кипит, дымится
Пароход...
Пестрота, разгул, волненье,
Ожиданье, нетерпенье...
Веселится и ликует
Весь народ.
И быстрее, шибче воли
Поезд мчится в чистом поле.
Н.В. Кукольник
15 июля 1840 года
11 ноября 1837 года (30 октября по старому стилю) состоялось торжественное открытие первой в России железной дороги от Санкт‑Петербурга до Павловска, положившей начало строительству в России сети железных дорог.В тот день в газете "Ведомости" появилась заметка: "Была суббота, горожане стекались к старой полковой церкви Введения у Семеновского плаца. Они знали, что открывается необычная железная дорога и "стальной конь, везущий сразу много‑много карет" впервые отправится в путь. Однако не всем удалось увидеть первый поезд. К самой станции, возведенной совсем недавно, простолюдинов не пускали. Ровно в 12 часов 30 минут крохотный локомотив дал пронзительный свисток, и восемь вагонов с благородной публикой отправились по маршруту Петербург ‑ Царское Село".Это была первая железная дорога общественного пользования в России (до открытия в 1851 году Николаевской железной дороги), единственная в стране и шестая в мире. Она была построена для обеспечения железнодорожного сообщения между Царскосельским вокзалом Санкт‑Петербурга, Царским Селом и Павловском.
Строительством дороги руководил чешский инженер, профессор Венского политехнического института Франц фон Герстнер (фотография 1, автор рисунка неизвестен). Ему летом 1835 года удалось убедить императора в пользе железных дорог, позволяющих быстро перебрасывать войска.
Первый поезд состоял из 8 вагонов и трехосного паровоза, построенного на заводе Стефенсона в Англии. В составе поезда были вагоны четырёх классов. Самыми комфортабельными были кареты, называвшиеся "берлинами": это были вагоны с крытыми кузовами и мягкими сиденьями для восьми человек. Вместимость вагонов остальных классов составляла 10 пассажиров. "Дилижансами" называли мягкие крытые вагоны большей вместимости. Следующие классы были представлены открытыми повозками ("линейками"): повозки с крышами назывались "шарабаны", без крыши ‑ "вагоны". Вагоны не имели отопления и освещения.
По требованию Герстнера, паровозы должны были иметь мощность в 40 лошадиных сил и быть в состоянии везти несколько вагонов с тремястами пассажирами со скоростью 40 вёрст в час.
Чтобы повысить провозную способность дороги, Герстнер решил использовать подвижной состав шириной колеи 1829 мм, а не 1435 мм, которая была принята на железных дорогах в Англии.
В самый первый рейс из Петербурга в Царское Село паровоз привел сам профессор Франц фон Герстнер. На другой день «Санкт-Петербургские ведомости» с восторгом и удивлением писали:«Шестьдесят верст в час, страшно подумать. Между тем вы сидите спокойно, вы не замечаете этой быстроты, ужасающей воображение, только ветер свистит, только конь пышет огненною пеной, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила — ум человеческий».
Современники восторженно описывали «огнедышащее диво»:«Это, право, что-то, похожее на чародейство! Слышите ли оглушительный, дикий рев огненного коня, застилающего путь густою пеною? Нельзя себе представить ничего величественнее этой силы, непреодолимой и вместе с тем послушной, которая несется быстрее ветра. На первом шагу радостный крик вырывается из гордой пасти могущественного паровоза, но вскоре он усмиряется, бежит ровно. С трудом в экипажах не чувствуют никакого движения. Все летит вместе с ними; ветер хлещет крыльями по лицу и освежает горящее чело; сердце бьется медленнее; по железной дороге не едешь, а скользишь, и приедешь, когда, кажется, еще не уезжал. Когда экипаж подъезжает к своему назначению, это значит, что поездка совершена».
В другом издании сообщалось:«Вот идет паровоз (словечко, изобретенное Н. И. Гречем), с трубою, из которой валит дым; машина тащит за собой несколько повозок, в которых помещается более 300 человек, сила равна силе 40 лошадей; в один час она пробегает пространство в 30 верст… К машине приделана труба другого рода; в нее, в продолжение пути, кондуктор трубит, остерегая зрителей. Длинная вереница экипажей прилажена к паровозу; вот огромный дилижанс, вот берлинки, шарабаны, широкие крытые повозки с шестью рядами скамеек на пять человек каждая; вагоны, повозки открытые для помещения такого же числа пассажиров; вот огромные фуры и телеги для разной клади… буфеты для съестных припасов. Сядем в один из экипажей. Знак подан. Музыка заиграла, дым повалил из чугунной трубы паровоза; деревянные дома, речка промелькнули и убежали назад...»
«Изобретением к выгоде жизни» назвал железную дорогу петербуржец И. Т. Калашников. «Представьте,— пишет он,— двенадцать экипажей, из которых каждый есть соединение трех карет — больших восьмиместных. Таким образом в каждом экипаже сидит двадцать четыре человека, а во всех двести восемьдесят восемь человек… Вся эта страшная масса — этот сухопутный корабль летит до Царского Села (20 верст) едва полчаса. Но вы не приметите скорости, если не будете смотреть на окружающие вас предметы: тут не трясет, и при этой летящей езде можно читать преспокойно книгу… Огненный конь пускает клубами дым, который расстилается величественным бесконечным флюгером. В ночное время этот дым освещается пламенем машины, а часто сыплются искры...».
Протяжённость дороги составляла 27 километров; поездка заняла 35 минут, а обратная поездка — 27 минут; таким образом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч. По тем временам это казалось фантастическим достижением.В первые полгода эксплуатации на дороге использовалась конная тяга и только по воскресеньям или праздникам — паровая. Полный переход на "пар" произошёл в апреле 1838 года, а в мае движение поездов было открыто на участке Санкт‑Петербург — Павловск.
В первые годы стоимость проезда для пассажиров первого и второго класса составляла 2,5 и 1,8 рубля соответственно, третьего и четвертого ‑ 80 и 40 копеек.
В 1837 году для первой в России железной дороги между Санкт‑Петербургом и Царским Селом был построен вокзал. По плану Герстнера железнодорожный вокзал в Петербурге должен был находиться на набережной реки Фонтанки, однако выделенных на строительство денег хватило только на сооружение самой железной дороги и строительство вокзала в Царском Селе. Тогда было решено построить временную деревянную станцию чуть в стороне от отведенного под вокзал места. Так был построен самый старый вокзал России — Витебский.
На фотографиях 2 и 3 первый проезд по Царскосельской ж/д, изображенный в разной технике, но с идентичного ракурса художниками Л.Тюмлингом и Ф. Мартенсом — современниками, присутствовавшими на открытие дороги. Творческие поиски этих двух иностранных художников во многом переплетались, чем ставили в тупик искусствоведов. Известно, что одним из первых художников, изображавших нарождающиеся ж.-д. объекты принято считать Л.Тюмлинга.
Масляную копию картины создали супруги Н.С. Самокиш (1860-1944) и Е.П.Самокиш-Судковская (1863-1924) при постройке современного Витебского (ранее Царскосельского) вокзала, назвав ее «Первый проезд Императора Николая I по Царскосельской ж.д. 1837 г.» (фотография 4)
Павловский вокзал. Художник Мартенс. Конец 1830-х гг. (фотография 5)
Павловский вокзал — историческое здание и конечная станция первой железной дороги Российской империи — Царскосельской железной дороги. Находился в Павловске под Санкт-Петербургом, в Павловском парке в районе Большой звезды. Был разрушен во время Великой Отечественной войны.
Павловский вокзал. Литография К. К. Шульца с оригинала И. И. Мейера. 1845 (фотогафия 6)
Комментарии 30