ВИННАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ ГРУЗИНСКОГО ХУДОЖНИКА НИКО ПИРОСМАНИ.
Сначала немного истории. При раскопках, на территории современной Грузии, были найдены сосуды, датированные примерно 6000 годами до нашей эры. Их стенки были украшены виноградными лозами, предположительно — это были винные сосуды.
А вот ,что писал в 19 веке ученый К.Кох, который в прошлом веке дважды путешествовал по Закавказью, Малой Азии, Курдистану и Персии с одной-единственной целью - выяснить все возможное о происхождении винограда: «Виноград, подобно злакам, культивируется с незапамятных времен. Нет возможности разыскать, где бы то ни было начало этой культуры. После долгих и тщательных исследований я пришел к убеждению, что повсюду в этих странах имеем дело не с диким, но с одичалым виноградом. Виноград растет до сих пор в густых лесах древней Колхиды - страны, где начало культуры, зародилось много тысячелетий тому назад. Виноград растет здесь на полной свободе и свешивает свои грозди с высоких буков... В лесах виноград достигает в размерах настоящего дерева, и, если снять на плане расположение его насаждения, то мы увидим, что посадка была сделана косыми рядами, то есть - по способу, который прилагался древними преимущественно к виноградникам... Местные жители собирают в лесах плоды для своего употребления. Вино приготовляется в особых кувшинах, крышкой которых служит кусок шифера, приподнимаемый время от времени для выпускания накопившейся в сосуде углекислоты. Когда брожение окончится, крышку засыпают землей и оставляют так до тех пор, пока вино не сделается годным для питья, то есть до Рождества, после чего вино разливают в бурдюки.»
Пиросмани был примитивистом. Из тех художников, про которых люди, далекие от искусства и его понимания, говорят "Да я бы сам не хуже нарисовал". Но только слепой может не увидеть всю пронзительность живописи грузинского художника.За кажущейся наивностью нарисованных на клеенке животных и праздничных застолий скрыты глубокие чувства, боль сквозь радость и радость сквозь боль. И все это становится более чем очевидно, если знать хоть немного о жизни Нико Пиросмани.
Где и когда родился Нико Пиросманашвили, долгое время было неизвестно, также до сих пор неизвестно, где он похоронен... Уже через много лет после смерти художника исследователи перевернули архивы и половину Грузии и выяснили год и место рождения - 151 год назад в маленькой кахетинской деревне Мирзаани. В настолько бедной семье, что уже ребенком будущее достояние Грузии отдали в услужение в богатую тифлисскую семью, где он был слугой до 20 лет.Рисовать он начал тогда же, когда устроился кондуктором на железную дорогу. Первой его работой был портрет начальника с женой. И, похоже, что он не удался, потому что Нико тут же вылетел с работы.Пиросмани не был "хрестоматийным" бедным грузином того времени. В нем было не очень много знаменитой врожденной веселости, он не был хитрым, не мог приспосабливаться к условиям и зарабатывать деньги. Честный, тихий, гордый интеллигент из крестьянской семьи, мечтающий только о том, чтобы рисовать.Он перебивался нищенским доходом, торгуя молоком, но лавку свою очень любил - потому что разрисовал ее пышными цветами. А картины просто дарил своим покупателям, некоторые отдавал перекупщикам в тщетной надежде выручить немного денег. Это было, мягко говоря, не совсем то, что хотели покупать жители Тифлиса.От голода Пиросмани сбежал из Тифлиса обратно на родину. Расписал и свой дом в Мирзаани, созвал пир, а потом написал про этот пир четыре картины. Которые в результате подсказали ему, как же совместить не самую голодную жизнь на свете с живописью.
Нико вернулся в большой город и стал за еду, вино и немножко денег расписывать вывески для духанов. Или писать тематические картины. Денег на холсты и доски не было ни у художника, ни у духанщиков, и поэтому он брал то, что было в прямой досягаемости - клеенки со столов. Клеенки были в основном черные, что во многом определило то, как стала выглядеть его живопись. И невзирая на черный цвет "холста", краски его картин всегда были чистыми и сильными.Натюрморты, веселые застолья, сцены крестьянское жизни, животные, лес - вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Он никогда не мог удовольствоваться чем-то одним.
Счастье - это было не то, для чего оказался рожден Нико Пиросмани. Он умер от голода и холода в полнейшей нищете в мае 1918 года. После того как сухой закон прикрыл почти все духаны Тбилиси, и ему нечем стало зарабатывать на жизнь. Пиросмани было 56 лет. Ему и раньше приходилось трудно, но так, как в то время - никогда. Ранее гордый и самолюбивый, теперь он был готов на все. Он соглашался съесть тарелку супа и кусок хлеба, которые давали ему из милости. Ночевал в подъездах, забираясь в темные углы, стараясь остаться незамеченным под лестницей, скорчиться так, чтобы меньше ощущать сырой пронизывающий холод. К утру тело застывало, и он с трудом разгибался. Глубокий кашель не оставлял его, ноги, руки, спина, грудь болели. Его нашли в ледяном подвале, где он пролежал в беспамятстве три дня, и отвезли в больницу. Там Пиросмани и умер, не приходя в сознание.
Через два года после смерти художника к нему пришла слава, росшая год от года. Из двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Они хранятся в Тбилиси, Москве, Лондоне, Париже и других городах.Со стен десятков галерей и музеев на людей смотрят простые грузинские крестьяне и человеческие глаза животных кисти художника с примитивными картинами и такой сложной жизнью.
На фотографиях ниже картины Нико Пиросмани:
"Кахетинский эпос. Алазанская долина " (1)
"Отец и сын" (2)
" Князь с рогом" (3)
" Компания Бегоса" (4)
"Квеври" (5)
Сбор винограда (6)
Винный кувшин (Квеври) (7)
Крестьянин с бурдюком (8)
Праздник (9)
Пикник (10)
Друзья Бегоса (11)
Натюрморт (12)
Пир во время сбора винограда (13). Один из исследователей творчества Н. Пиросмани заметил, что на этой картине изображены все стадии сбора и обработки винограда.
Комментарии 63