ПЕРСИДСКИЕ КОВРЫ.
Ковроткачество является одним из самых древних и широко распространенных видов народно-прикладного искусства Ирана (знаменитые персидские ковры).
К 6-му столетию персидские ткачи достигли вершин мастерства, о чем свидетельствуют древние письменные источники. Легендарный «Весенний» (Bahârestân) ковер Хосрова I с изображением сада, был сплетен в этот период для главного зала роскошного дворца Сасанидов в Ктесифоне, в области Sasanian Khvârvarân (в настоящее время Ирак) в честь победы персов над римлянами и завоевания Аравийского полуострова.История сохранила для нас рассказ об этом шедевре персидских мастеров. Предания повествуют, что когда расстилали ковер, весенний воздух проносился по залу. Воображение любующегося ковром разыгрывалось, и слышался плеск воды, вышитой прозрачными драгоценными камнями, опьянял аромат цветов, манила свежесть плодов, шумел ветер, играющий с листвой деревьев, расшитых самоцветами. Ослепляло совершенство Земли, вышитой нитями из золота.
"Весенний ковер" был самым дорогим ковром в истории. Это в первую очередь имело политическое значение — такой ковер, поражающий гигантскими размерами (122 метра в длину, 30 метров в ширину), и весом в несколько тон, был символом власти и мощи, а его красота символизировала божественное происхождение царя.
В середине седьмого века на Персию напали арабы, и "Весенний ковер" не пережил нашествия завоевателей. Солдаты разрезали его, разделили между собой и увезли из захваченной столицы по частям, как трофеи. Ковер дошел до нас только в копиях и письменах.
Разметка «Весеннего ковра» на среднее поле с медальоном в центре, угловатыми секторами и бордюром в несколько полос, представляет подлинно «классическую» схему, на протяжении столетий являющейся основополагающим типом, повторяющимся на Востоке все в новых и новых, более простых и сложных вариантах с древности до наших дней.
С течением времени искусство ковроткачества совершенствовалось. Каждая эпоха вносила свои изменения в процесс создания ковров. Наиболее ранние из роскошных ковров-«антиков» вырабатывались еще в 15–17 вв. Этот период считается «золотым временем» в истории персидского ковра, когда совершенствуется техника, складываются характерные принципы орнаментации, по которым можно безошибочно определить город или мастерскую, создавшую тот или иной ковер.
В 16–17 вв. при династии Сефевидов императорские мануфактуры выпускали огромные напольные ковры. Несмотря на ошеломляющие даже современного человека размеры (до 60 кв. м.), качество продолжало оставаться высоким.
Мастера часто заимствовали выразительные средства из арсенала архитектуры, воспроизводили планировку мифических райских садов. Ковры «чахар - баг» делятся на четыре части четырьмя райскими реками, в центре изображается водоем, напоминающий о бассейнах для ритуального омовения в персидских мечетях эпохи Сефевидов. Ковры этого периода сохраняют классическую медальонную схему, но основным орнаментом становятся растения, поэтому ковры называют «цветочными». Растительные мотивы получили распространение в коврах табризской группы. Для декора орнамента характерно изображение трилистников и вьющихся растений со спиралеобразными усиками. Среди ковров этого времени выделяются ковры, сделанные в мастерских Исфахана. В них часто использовались золотые и серебряные нити. Такие ковры предназначались для подарков иностранным посольствам.
Особое место в ковроткачестве занимали шелковые ковры, изготовленные в Гиляне. Эта прикаспийская область Ирана особенно славилась своими шелками, с давних времен считавшимися самым ценным и почитаемым природным материалом. Как сообщает Марко Поло, сюда генуэзские купцы специально приезжали за шелком. Но родиной персидского шелководства считается Мерв.
В 1514, захватив иранский город Табриз, османские войска увели с собой пленных ковроделов и керамистов. Среди их трофеев были и великолепные ковры, сделанные персидскими мастерами. Турки, сами недавние кочевники, быстро оценили качество продукции персидских ковроделов, и впоследствии это ремесло распространилось по всей Малой Азии.
В период с конца XVI до начала XVIII века, в одноименном городе, создавались Ковры – Герат. Поверхность их покрыта регулярным и плотным узлом герати. Они находили себе место как в мечетях, так и в Европе, где их изображение присутствует в картинах некоторых живописцев, в том числе Рубенса и Ван Дейка.
В 18 в. появляются «вазонные» ковры, которые вырабатывались в городе Керман. Эти ковры характеризуются своеобразным, очень длинным и узким форматом. Главным мотивом служит ваза вместе с прочими мотивами цветков, пальметт и плетенкой из усиков.
В 19 веке, в период правления династии Каджаров (1779–1925), наблюдается взлет иранского ковроделия, связанный с экспортом ковров сначала в соседние страны, а затем и в Европу.
Самым распространенным изделием ковровых мастерских мусульманских стран был и остается ковер для намаза — джанамази (перс), саджат (араб.) и намазлык (турецк.). Это небольшой, длиной около метра ковер, на котором, как правило, изображена арка — михраб. Во время молитвы ковер стелится таким образом, чтобы центр арки совпадал с Каабой (дом Бога) — направлением на священную Мекку.
Вся группа ковров–антиков, сохранившихся по сей день, в численном отношении сильно ограниченна, и ее единичные экземпляры находятся в музеях. Доступные коллекционерам персидские ковры относятся к XVIII и XIX векам.
На фотографиях ниже образцы антикварных шерстяных и шелковых ковров из Персии 17-19 веков.
Комментарии 41